ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Не так давно мы слушали швейцарскую акустику Daniel Hertz M1 с отечественными ламповыми усилителями G9. Результат показался вполне закономерным и исчерпывающим, так что возвращаться к этой теме смысла не было. Но, когда в Москве появились компоненты Telikos, было решено повторить эксперимент с транзисторным усилением.
Интерес подогревался ещё и тем, что усилители Telikos были сконструированы специально для совместной работы с флагманской моделью Daniel Hertz M1. И не кем нибудь, а самим Марком Левинсоном. В новые детища он вложил весь 50-летний опыт и считает их последним словом в конструировании аудиотехники. Об этом свидетельствует и название брэнда — Telikos переводится с древнегреческого как «окончательный» или «предельный».
Принципы, реализованные в акустике Daniel Hertz и широко применяемые в профессиональной сфере, Марк считает единственно правильными. Прежде всего, это высокая чувствительность, позволяющая раскрыть весь динамический диапазон записи при малой подводимой мощности. Системам M1 требуется всего 1 Вт, чтобы создать звуковое давление 100 дБ, что эквивалентно звучанию симфонического оркестра на расстоянии 3 — 5 м. Вообще же, эти монстры добивают до 130 дБ, но во избежание повреждения слуха верхний предел конструктивно ограничен 126 дБ. В домашних условиях производитель не советует превышать уровень 75 дБ, и даже в этом случае динамический диапазон более чем достаточен для любых музыкальных жанров.
Сказанное выше не означает, что M1 — лёгкая акустика, с которой легко справится любой бюджетный интегральник. Чтобы держать под контролем 18-дюймовый драйвер с большой инерцией подвижной системы, усилитель должен иметь низкое выходное сопротивление, т.е. солидный коэффициент демпфирования. Наилучший же результат получается при раздельном усилении для НЧ и СЧ/ВЧ-секций. Тогда снижается уровень интермодуляционных искажений и появляется возможность оптимального подбора кабелей для каждой из полос, всё-таки сабвуфер такого калибра и рупорный твитер — очень разные излучатели.
Такой вариант включения и предусмотрен в 200-ваттных моноблоках Telikos M5. Совместно с акустикой M1 они работают в классе А до 118 дБ, затем переходят в АВ. Тумблером на передней панели задаётся один из трёх режимов: Flat (полная полоса), LP (Low Pass, ограничение сверху) и HP (High Pass, ограничение снизу). В последних двух случаях включаются встроенные активные фильтры с крутизной 18 дБ/окт. Для организации полноценного bi-amping для каждого канала потребуется два усилителя и один кабель с терминалами RCA, при этом собственные пассивные кроссоверы в колонках не используются.
Регулятор громкости в M5 оригинальный и по качеству, и по исполнению. Ручки как таковой нет, вместо неё утопленное в толстую лицевую панель поворотное коромысло с очень плавным ходом. Оно переключает цепочку из дискретных резисторов с шагом 1 дБ, при этом никаких щелчков или шорохов в колонках не слышно. Раздельная регулировка уровня по полосам вещь очень удобная — звучание акустики можно подстроить под нужное помещение и любой вкус.
Усилитель имеет один линейный вход и два выхода — регулируемый и фиксированный. Для подключения акустики компания рекомендует собственные кабели Daniel Hertz Premium 500.
При проектировании предусилителя M6 Марк добивался максимальной прозрачности для музыкального сигнала. Он разработал собственную схему, все каскады которой имеют входное сопротивление 1 мОм. При этом ток, протекающий по кабелю от источника, а также через контакты, печатные проводники и пайки внутри предусилителя, бесконечно мал. За счёт чего, по заверениям автора, достигается открытое, детальное и объёмное звучание. Все каскады собраны из дискретных деталей, питание от двухполярного источника ±35 В гарантирует высокую амплитуду неискажённого сигнала на выходе. В тракте всего две микросхемы — это USB DAC и суммирующий линейный усилитель на выходе, позволяющий реализовать схему 2.1. Помимо USB, в M6 три аналоговых входа.
Конструкцию бескомпромиссного регулятора громкости Марк Левинсон придумал ещё в 70-е годы прошлого века. Это очень дорогой узел, выпуск которого исключительно для предусилителя M6 был возобновлён компанией Penny & Giles, специализирующейся на конструировании оборудования для аэрокосмической промышленности. Прецизионный потенциометр обеспечивает полное согласование каналов в любом положении регулятора, плавность изменения уровня, отсутствие шумов и широкий динамический диапазон.
Усилители Telikos изготавливаются вручную в Швейцарии из отборных комплектующих под личным присмотром Марка Левинсона.
Я уже делился впечатлениями от работы 18-дюймовых сабвуферов, установленных в Daniel Hertz M1. Это мощные поршни, прокачивающие воздух в комнате, создают очень необычное и интересное ощущение — давление чувствуешь всем телом, как при живом выступлении, но ни один концертный аппарат не способен на такую точную и свободную динамику, тембральную достоверность и слитность звучания. Независимо от глубины баса и резкости атаки «Теликосы» дают диффузорам ровно столько свободы, сколько нужно для филигранной отработки каждого удара. Бас быстрый и, что редко бывает в системах с выносным сабвуфером, идеально согласованный по времени со средней полосой. Благодаря большой площади излучения реалистично представляется акустика концертного зала или студии, в которой производилась запись, правильно передаётся масштаб музыкальных инструментов. В полной мере это можно оценить на записях классических произведений, сделанных с широким частотным и динамическим диапазонами. Иногда, правда, возникают странные гудящие призвуки в нижней октаве, но это можно списать на недостатки помещения.
Динамику вы можете представить себе сами — при четырёх-то 200-ваттных усилителях, подключённых к акустике с чувствительностью 115 дБ/Вт/м. Понятно, что большую часть времени они будут работать в лучшем случае на 1/10 мощности, если, конечно, вы не собираетесь озвучивать вечеринку на свежем воздухе. Или митинг на городской площади, что более актуально. Но запас мощности, как у автомобиля, чувствуется, даже если в данный момент вы его не используете.
Средний и верхний диапазоны звучат знакомо, разница с предыдущим вариантом, когда мы слушали ламповые усилители, не слишком велика (а я специально взял тот же набор дисков). Возможно, чуть информативнее середина, чуть чище верх. Хотя нет — с «Теликосами» диаграмма направленности рупорных твитеров кажется несколько шире (однако некоторые ограничения, особенно по вертикали, есть), да и пространство в целом строится более точно. Всё остальное без особых изменений — высокое спектральное разрешение, преимущественно в ВЧ-диапазоне, отсутствие рупорной окраски, бережное отношение к нюансам записи и исполнения. Струнные звучат красиво, с характерным «бархатом», литавры звонкие, яркие, никакой каши или сумбура даже на сложных произведениях.
Несмотря на то, что Марк Левинсон явно использовал принципы проектирования профессионального оборудования, здесь явно сказывается его многолетний опыт работы на взыскательного «домашнего» потребителя. Техника его отличается поистине студийной точностью, но назвать её аналитичной или холодной нельзя ни в коем случае. Система даёт драйв, она очень сильно заряжена эмоционально, иногда даже позволяет собственные интерпретации музыкального материала, но — в меру, без вольностей. Наверное, такой подход к конструированию оптимален со всех точек зрения.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Jadis JD3 Evolution (364300 руб.)
- Конвертер Jadis JS1 mk3 (674570 руб.)
- Предусилитель Telikos M6 (445616 руб.)
- Оконечные усилители Telikos M5 (334212 руб. шт.)
- Акустические системы Daniel Hertz M1 (4260000 руб.)
- Сетевой регенератор Pure Power 3000 (217605 руб.)
- Cетевые фильтры Fisch Reference Line M1, 2 шт. (80800 руб. шт.)
- Фильтры с гальванической развязкой Goldenote Dumbo AC, 3 шт. (20050 руб. шт.)
- Виброопоры Bassocontinuo B1, 10 комплектов (20412 руб. компл.)
- Кабели:
- — цифровой X-factor 4 (210600 руб.)
- — мeжблочные Purist Audio Aqueous Aureus (39060 руб.), Groneberg Tc- Premium 2 шт. (45000 руб. шт.), Shinpy Big Bang (161390 руб.)
- — акустические Purist Audio Elementa Advance 2 шт. (43890 руб./шт.)
- — сетевые Fisch P7 Oyaide, 8 шт. (50018 руб./шт.)
Профиль участника
Марк Левинсон
Имя этого гуру хорошо известно почитателям High End Audio, но с биографией его знакомы немногие. Марк родился и вырос в Бостоне, в 20 лет переехал в Нью-Хэвен, где несколько лет играл на трубе в джазовом оркестре. Участвуя в сессиях звукозаписи, он неоднократно замечал, что воспроизведённый и усиленный звук в студии не оставляет того эмоционального впечатления, как живое выступление. Поэтому первым устройством, которое сконструировал Марк, был классный микшерный пульт, который, кстати, использовался на сцене во время знаменитого Вудстокского фестиваля.
В 1972-м была зарегистрирована фирма Mark Levinson Audio Systems (MLAS, Ltd.), бескомпромиссная продукция которой знакома аудиофилам во всём мире. Через десять лет основатель покидает компанию, а ещё через два года, в 1984-м, у неё появляется новый владелец — Madrigal Audio Laboratories, который и по сей день выпускает аудиотехнику под маркой Mark Levinson. Сам же Марк Левинсон долгое время занимался сольными проектами, консультировал других производителей (в частности, под его руководством создавался аудиотракт для линейки телевизоров LG), а несколько лет назад основал в Швейцарии фирму Daniel Hertz SA. Назвал он её в честь своего отца Дэниэла и дяди — Генриха Герца, известного немецкого физика, который первым доказал существование электромагнитных волн.
Mark Levinson No.33H моноусилители мощности
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Paul’s Picks 2, «Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
2. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». OPUS 3, SACD, 1999. Записи сделаны минимальными техническими средствами
3. Nirvana, «Unplugged in New York». AAD, Geffen, 1994. Прекрасно переданная атмосфера живого выступления, эмоциональный настрой аудитории
4. Creedence Clearwater Revival, «Fantazy», 20 bit K2 coding, 2000. Бережный ремастеринг архивной фонограммы, сохранивший весь шарм звучания 70-х