ИНДИКАТОРЫ ТРЕНДА
Замедление экономического роста в Европе приводит к тому, что средний класс перестаёт интересоваться товарами длительного пользования, изготовленными в Китае. Низкая цена уже не столь привлекательна, на первый план выходят качество и надёжность, т.е. начинает работать известный принцип «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи».
Об этой тенденции мне рассказывали представители крупных компаний на недавнем High End Show в Мюнхене, нечто подобное уже происходит и у нас. В качестве подтверждения приведу нашу рубрику «Brand News» — изрядная доля новинок, поступающих сейчас на российский рынок, это высокотехнологичная и отнюдь не дешёвая техника европейского происхождения.
В концепцию «качество и надёжность» как нельзя лучше вписываются компоненты норвежской компании Electrocompaniet, которые соответствуют не только требованиям ISO9001, но и европейским военным стандартам. Дело в том, что нынешний владелец Electrocompaniet Микал Дреггевик является основателем другой компании, Westcontrol, специализирующейся на разработке электронного оборудования для военной авиации. Аналогичный подход практикуется и при создании домашней техники — четырёхслойные платы, поверхностный монтаж, тщательный отбор комплектующих и жёсткий выходной контроль готовой продукции. Собственно, благодаря качеству изготовления и надёжности компания способна конкурировать на рынке, притом что все компоненты изготавливаются в Норвегии, стране с самой высокой заработной платой.
Если углубиться в историю компании, можно вспомнить, что у её истоков стоял Матти Отала, известный специалист в области усилительной схемотехники. Он первым ввёл термин «интермодуляционные искажения» и предложил способ борьбы с ними, исключив из схемы общую обратную связь. Некоторые идеи Оталы воплощаются в современные изделия Electrocompaniet.
Компания, кстати, в нынешнем году отмечает сорокалетие и по случаю юбилея выпустила несколько любопытных компонентов. В их числе универсальный проигрыватель Electrocompaniet PBD-1, поддерживающий все наиболее востребованные аудио- и видеоформаты, в т.ч. CD, DVD Audio, SACD, DVD и 3D Blu-ray. Он также воспроизводит файлы с сетевых устройств (протоколы DLNA и SMB/CIFS) и USB-накопителей, в т.ч. видео AVCHD и MKV, музыку в высоком разрешении в WAV и FLAC, цифровые фото, а также потоковое видео и аудио из Сети.
Столь удивительная всеядность обеспечивается применением новейшего процессора Marvell Kyoto-G2H с технологией Qdeo, который на сегодняшний день считается наиболее совершенным чипом, позволяющим конвертировать 2D в 3D и HDTV в 4К.
Поскольку в данной рубрике мы сосредотачиваем внимание на звучании компонентов, на возможностях видеотракта останавливаться не стану. Скажу лишь, что Electrocompaniet PBD-1 задумывался как бескомпромиссный источник для домашнего кинотеатра и по совместительству — многоканальной системы для качественного воспроизведения музыки с SACD, DVD и Blu-ray. Кстати, при прослушивании SACD можно установить, какой поток будет выдан на HDMI, DSD или PCM. Предусмотрен и чисто аудиофильский режим Pure Audio, в котором все видеосистемы полностью отключаются.
О качестве звукового тракта можно судить по данным производителя: преобразователь 24 бита/192 кГц, искажения во всём диапазоне частот 0,004%, динамический диапазон 110 дБ, уровень шумов менее -130 дБ. Такими цифрами могут похвастаться немногие источники даже в классе High End. Единственное, чего не хватает, на мой взгляд, PBD-1, так это балансных линейных выходов, предусмотрены только линейные 7.1. Тем более что в усилителе PI 2D, относящемся к той же линейке Prelude, входы на XLR есть.
У проигрывателя очень удобный пульт ДУ — большой, с крупными кнопками разного цвета и формы. Кроме того, как и подобает современному источнику элитного класса, им можно управлять через планшеты и смартфоны, для чего нужно будет установить соответствующее приложение. Кроме того, имеются системные интерфейсы IR и RS232 для централизованного контроля в мультизонном комплексе.
Интегральный усилитель PI 2D, который мы собираемся слушать, рекомендован производителем для совместной работы с описанным выше проигрывателем в стереофонической системе. Хотя некоторые функции при этом будут продублированы — в усилителе имеется собственный ЦАП, способный декодировать аудио в формате 24/192 с коаксиальных входов и по асинхронному интерфейсу USB, а по оптике — 24/96. Впрочем, прирост качества может получиться заметный — в усилителе нет ни видеотракта (если не считать таковым цепи управления дисплеем), ни дискового привода, создающего помехи по цепям питания. Так это или нет, проверим на практике.
PI 2D — усилитель совсем новый, и о его схемотехнике никакой информации найти не удалось. Согласно паспортным данным, он способен работать даже на 2-омной нагрузке (в этом случае мощность получится 2 х 220 Вт), имеет полосу усиления от 1 Гц до 225 кГц и искажения в пять тысячных процента.
Усилитель тоже комплектуется пультом, но он меньше и проще, чем у проигрывателя.
Подключаюсь по аналогу (с линейных выходов проигрывателя FL и FR) в режиме стерео и ставлю первый компакт. Диск загружается и считывается моментально, да и привод мгновенно реагирует на команды, по сравнению с привычными задумчивыми CD-плеерами — просто сказка.
Лучший способ проверить источник — поставить сочинение для скрипки с оркестром. Изумительная по качеству запись Анны-Софи Муттер [1] проигрыватель совершенно не смутила — и характер звучания солирующего инструмента со всеми нюансами, и особенности исполнения передавались предельно точно. И не просто точно, а безукоризненно с музыкальной точки зрения. Бархатные вибрации струны, атака, резкие ноты, динамические контрасты — всё предельно естественно, живо, без малейшей окраски или вуали. Оркестр масштабен и подробен, ни один инструмент, ни одна нота не ускользает от внимания. В нижнем регистре, обычно не слишком информативном, вдруг проявились чёткие ритмические структуры. Звучание быстрое, энергичное, захватывающее. И что удивительно — удалось даже выжать кое-что новое из записей на SACD, они показались более лёгкими, воздушными, аналоговыми, если хотите.
Конечно, всё сказанное выше можно также считать заслугой усилителя. Его вклад — великолепная общая динамика, на пиках громкости оркестр звучит с экспрессией и богатейшим гармоническим спектром, без заметных усилий. Правда, на продолжительных мощных крещендо чувствуется жёсткость в верхнем диапазоне — верный признак повышенных искажений. Но, должен признаться, наша редакционная акустика Monitor Audio Gold Reference 20 — нагрузка не из лёгких. На обычной громкости к звучанию усилителя придраться сложно. Он достаточно энергичен, чтобы завести аудиторию тяжёлым роком и порадовать серьёзного меломана изяществом сложного классического произведения.
Переключаемся на коаксиальное соединение через 75-омный цифровой кабель. Ранее я не стал упоминать о построении звуковой сцены — она была в меру точной, с острой локализацией и явным задним планом. Сейчас же она радикально изменилась — растянулась перспектива в глубину, наряду с тыловым появился и промежуточный ряд виртуальных источников. Чуть лучше оформился бас. Субъективно его даже оказалось чуть меньше, на самом деле исчезли монотонные, гудящие нотки, которые раньше почему-то не замечались, и нижний регистр стал восприниматься более лёгким, комфортным. Внимательно прислушивался к верхнему диапазону — именно на его характере, как правило, сказываются перестановки в цифровом тракте — но ничего особенного не заметил.
Ещё одно свидетельство грамотного проектирования этих компонентов — минимальная чувствительность к качеству аудиокабелей. Это особенно важно в многоканальных системах со сложной коммутацией.
Если говорить о видеотракте, то в нём, конечно, лучше использовать «правильные» кабели HDMI, благо их потребуется от силы два-три. Картинка с Blu-ray очень впечатлила — она чёткая, контрастная, с прекрасной проработкой тёмных участков изображения и без пересвечивания светлых. И в придачу очень реалистичная, мягкая «киношная», без явных признаков цифровой обработки.
Electrocompaniet PBD1
Производитель: Electrocompaniet AS (Норвегия)
www.electrocompaniet.com
Воспроизводимы форматы: BD-Video, Blu-ray 3D, DVD-Video, DVD-Audio, AVCHD, SACD, CD, HDCD, Kodak Picture CD, CD-R/RW, DVD±R/RW, DVD±R DL, BD-R/RE || Сетевые протоколы: DLNA, Ethernet/WiFi || Звуковые форматы: HDMI Audio: до 7.1/192 кГц PCM, до 5.1 DSD, Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD High Resolution, DTS-HD Master Audio || Выходные интерфейсы: аудио TosLink, SPDIF, линейные 7.1 (RCA); видео 2 x HDMI (480i/480p/576i/576p/720p/1080i/1080p/1080p24/4Kx2K, 3D frame-packing 720p/1080p24) || Диапазон частот (±0,05 дБ): 20 — 20000 Гц || Общий уровень искажений (20 Гц — 20 кГц): 0,004% || Динамический диапазон: 110 дБ || Отношение сигнал/шум: >-130 дБ || Выходной уровень при 0 дБ: 2 В || Габариты: 424 x 316 x 90 мм || Масса: 6 кг || Цена: 89000 руб.
Electrocompaniet PI 2D
Диапазон воспроизводимых частот, (-3 дБ): 1 — 225000 Гц || Отношение сигнал/шум (А-взвешенное, 20 Гц — 20 кГц): >-130 дБ || Выходная мощность при сопротивлении нагрузки: 8 Ом 2 х 100 Вт, 4 Ом 2 х 165 Вт, 2 Ом 2 х 220 Вт || Коэффициент гармоник (20 Гц — 20 кГц): <0,005% || Разделение каналов (1 кГц): >120 дБ || Выходное сопротивление: <0,03 Ом || Демпинг-фактор (8 Ом): >300 || Максимальный пиковый выходной ток: >50 А || Габариты: 90 х 424 х 337 мм || Масса: 10,3 кг || Цена: 139000 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость КНИ от выходной мощности
Electrocompaniet PI 2D
Интересная картина: вплоть до 1 Вт на 4-омной нагрузке (красная кривая) уровень искажений меньше, чем на 8-омной (зелёная). В целом же КНИ очень мал во всём диапазоне мощностей — не более 0,05% вплоть до начала клиппирования. Соответственно, этот усилитель сможет работать с любой акустикой, будет разной лишь отдаваемая мощность. На 8 Ом максимальное значение (при КНИ = 1%) составит 70 Вт RMS, а на 4 Ом — 100 Вт. Предельная же мощность при КНИ=10% — 120 и 200 Вт соответственно.
Спектр искажений Electrocompaniet PI 2D
Общий коэффициент искажений порядка 0,022% при выходной мощности 15 Вт получен в основном за счёт трёх первых гармоник. Чётные составляющие, вопреки традиционным представлениям о работе двухтактного усилителя, имеют почти такую же амплитуду, как и нечётные, гармоники выше 6-й в спектре отсутствуют. Звучание усилителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но стерильным и холодным оно не покажется благодаря высокой амплитуде 2-й гармоники.
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Видеопроектор DreamVision Yunzi 2 BEST
- Кабели:
- — HDMI Energy Conosseur 2 м (4685 руб.)
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.), Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Jean Sibelius, «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995. Уникальная запись 4D, т.е. сигнал оцифровывался уже в микрофонном предусилителе
- 2. Laibach, «Anthems». Mute, 2004. Запись с очень плотным заполнением звуковой сцены. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет заметна
- 3. «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013. Сборник композиций разных жанров, записанных с образцовым качеством