ИЗ ГЛУБИНЫ
Как говорится в фирменном пресс-релизе, новый USB ЦАП ASUS Xonar Essence STU построен по схемотехнике популярных внутренних звуковых карт Xonar Essence ST/STX (различаются интерфейсами, у первой — PCI, у второй PCI-E). Можно подумать, что внутренняя аудиоплата выбралась из глубины компьютерного корпуса и превратилась во внешний аудиоинтерфейс с подключением по USB (отсюда и буква «U» в обозначении). Но мне всё же кажется, что перед нами не компьютерный дивайс, а полноценный ЦАП. А значит, сбываются прогнозы о том, что ASUS всерьёз выходит на Hi-Fi-рынок.
В чём на самом деле главное отличие производителей компьютерной техники от Hi-Fi-брэндов? В настоящее время это почти исключительно модель дистрибуции: первые распространяют продукцию в основном через IT-каналы, вторые — через AV-салоны и магазины бытовой электроники. Однако в последнее время и эта граница постепенно размывается. Чем, к примеру, различаются ассортименты торговых сетей «Юлмарт» и «М.видео»? Только тем, что в первой чрезвычайно богат выбор компьютеров и комплектующих, а во второй приоритет отдан бытовой и AV-аппаратуре, хотя и там и там можно, к примеру, приобрести ноутбук или десктоп, компьютерную периферию, ЖК-телевизор, видеокамеру или мультиварку.
Как бы то ни было, но модель дистрибуции практически не связана с техническими особенностями товара. И если отвлечься от рыночной специализации брэндов, можно обнаружить, что ЦАП Musical Fidelity M1 SDAC (его тест публикуется в этом же номере) по своей сути ближе к компьютерным аудиоинтерфейсам, поскольку в нём задействован модуль AЦП (хотя цифровой поток не передаётся для записи в компьютер, а выводится на цифровые выходы), а у ASUS Xonar Essence STU оцифровка аналога вообще не предусмотрена, а потому он ближе по функциональности к традиционным ЦАПам, которые, между прочим, приобрели USB-интерфейс относительно недавно. Впрочем, для нас, то есть людей, покупающих технику, совершенно не важно, как позиционирует себя производитель, нам интересно, как аппаратура работает. Вот это мы сейчас и выясним.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Очень симпатичная и качественная упаковка — в этом деле ASUS знает толк. В комплекте: кабель USB (на первое время его хватит), переходник для наушников с джека 3,5 мм на разъём 6,3 мм, диск с драйверами, бумажная документация и внешний адаптер питания. На тыловой панели: USB, Toslink и коаксиальный входы, выход аналог стерео на солидных RCA-разъёмах, а также переключатель HP Gain (о нём — позже).
На лицевой панели, кроме регуляторов громкости, кнопка выбора входов и ряд индикаторов на белых светодиодах, включая Bit perfect и HP Gain. Очень симпатично. Блок питания — импульсный и совсем махонький, хотя на нём написано, что он способен отдавать в нагрузку 3 А — чудеса технологий!
Внешне Xonar Essence STU разительно отличается от вышедшего ранее ЦАПа Xonar Essence One*: компактный, поверхности прямые со сглаженными углами.
Корпус выполнен из металла, но на фото выглядит как пластиковый, видимо, из-за скромной серой окраски — людям, которые не видели ЦАП «живьём», этот дизайн чаще всего не нравится. Но в реальности аппарат выглядит, на мой вкус, весьма привлекательным и прекрасно вписывается в музыкальную систему с традиционными Hi-Fi-компонентами. Чего не скажешь, кстати, о Xonar Essence One с его подчёркнуто эффектным оформлением, явно рассчитанным на компьютерную молодёжь.
Схожесть по конструкции с PCI-моделями подтверждается совпадениями по комплектующим: используются тот же чип цифро-аналогового конвертора Texas Instruments PCM1792A, усилитель для наушников на микросхеме TPA6120A2, электролиты Nichicon Fine Gold. Однако в перечне операционных усилителей (из которых четыре установлены в «кроватки» для лёгкой замены) нет бюджетных ОУ NJM2114, но зато есть вполне приличные OPA2132. Плёночные конденсаторы — WIMA FKP2.
А вот наиболее существенное отличие от старшей модели — в том, что у One два 32-битных чипа PCM1795 в дифференциальном включении, а у STU — один 24-битный PCM1792A, как и у ST/STX. Именно это, очевидно, объясняет более высокий уровень шумов у STU, даже больший, чем у внутренних моделей ST/STX.
Управление громкостью — как у более дорогого One: уровень на линейных выходах и разъёме для головных телефонов корректируется отдельными регуляторами. Переключатель степени усиления для наушников HP Gain необходим, чтобы выровнять уровень громкости у низко- и высокоомных моделей. Контактной группы, отключающей линейный выход, нет, и это, на мой взгляд, хорошо: надёжные и не влияющие на звук контакты обходятся недёшево, поэтому в бюджетном аппарате от них лучше вообще отказаться. Вы же знаете: иногда, чтобы найти, надо что-то потерять.
ПО БОЛЬШОМУ СЧЁТУ
Начинаю с установки драйверов на музыкальный компьютер, который служит цифровым источником — в моей системе вывод осуществляется через PCI-карту Xonar Essence ST. Но её драйверы для тестируемого ЦАПа не подходят из-за разных интерфейсов связи с ПК, приходится ставить отдельные. Процесс проходит успешно, и в настройках вывода в проигрывателе Foobar2000 появляется интерфейс ASIO Xonar Essence STU. Переключение между ним и выводом звука на референсный источник осуществляется там же.
Регулятор громкости ЦАПа ставлю на максимум, чтобы свести к минимуму его влияние.
Играет на удивление комфортно и приятно. Хотя и возникает странное ощущение «зализанности». Но, может, это хорошо? Мельчайшие детали слышны, перкуссия «остренькая». Басы округлые и отчётливые. Звуковые образы чётко сфокусированы, и вместе с тем они плотные, телесные. Динамика слегка сглажена, но экспрессивность от этого не страдает. Главное — нет резкости при сохранении чёткости и детальности. Панорама достаточно глубокая, расположение инструментов на сцене близко к реальному.
Роскошно играет блюз. Без грязи и «гаражности», всё так же комфортно и приятно. У этого аппарата есть свой звуковой почерк, и это хорошо. Тем более что при переходе на коаксиальный вход ощущение заглаженности сходит на нет. А при воспроизведении записей в 192 кГц вообще очень трудно к чему-либо придраться.
Референсный ЦАП чуть более подробен, передаёт больше звуковой информации. Не создаёт ощущения приглаженности, напротив, он абсолютно беспристрастен и реалистичен. Лучше отображает динамические контрасты. И разница в подаче материала 44,1 кГц и 192 кГц у него минимальна. Хотя различия в звуке у двух конверторов отнюдь не столь велики, как соотношение их стоимости.
Как писал выше, при подключении наушников выход на колонки сам не отключается — надо убрать громкость левым регулятором и вывести правым. Играет усилитель достойно и, думаю, вполне способен избавить от необходимости покупать отдельный аппарат. Правда, на тяжёлом роке ему явно не хватает питания (речь идёт, скорее, о его способности быстро отдавать ток в нагрузку). У ЦАПа ASUS Xonar Essence One усилитель для наушников построен на той же микросхеме, но проблем с интенсивными жанрами не наблюдалось. Понятно, ведь у него блок питания встроенный и линейный. Так что любителям хэви подумать о дополнительном усилителе всё же придётся. Хотя есть и более доступный способ решения проблемы. Например, приобрести блок питания посильнее. Приличный импульсный адаптер 12 В/6,6 А можно найти по цене менее тысячи рублей. Идеальный вариант — линейный стабилизированный блок питания с ёмким банком конденсаторов — обойдётся подороже, но овчинка стоит выделки. С таким «тюнингом» встроенный усилитель для наушников должен работать лучше. Возможно, и сам ЦАП тоже.
STU обладает чрезвычайно привлекательным соотношением качество/цена, а значит, его будущая популярность не вызывает у меня сомнений.
*См. №02/2013: http://www.salonav.com/arch/2013/02/046.htm.
ASUS Xonar Essence STU
Производитель: ASUSTeK Computer Inc. (Тайвань)
www.asus.com
Отношение сигнал/шум (А-взвешенное): на линейном выходе 120 дБ, на выходе для наушников 117 дБ || THD + шум (А-взвешенное): на линейном выходе -108 дБ, на выходе для наушников -101 дБ || Выходное напряжение (RMS): на линейном выходе 2,0 В, на выходе для наушников 7,0 В || Диапазон частот (-3 дБ, 24 бит/192 кГц): 10 — 48000 Гц || Потребление энергии (максимум): 12 Вт || Выходы: аналог стерео (2 х RCA), на наушники (6,3 мм) || Входы: USB 2.0, коаксиальный (RCA), оптический (Toslink), аналог стерео (3,5 мм) || Габариты: 210 х 36 х 172 мм || Масса: 0,725 кг || Цена: 11200 руб.
Комплектующие:
Процессор USB-аудио: C-Media CMI6631A || S/PDIF-приёмник TI PCM9211 || ЦАП TI PCM1792A || Операционные усилители с возможностью замены пользователем: LME49720 x2, LM4562 x1, OPA2132 x1 || ОУ на аналоговом выходе LM4562 || Усилитель для наушников TPA6120A2 || Конденсаторы плёночные WIMA FKP2, электролитические Nichicon Fine Gold
- КОМПОНЕНТЫ
- Компьютерный цифровой транспорт с аудиоинтерфейсом Asus Essence ST
- Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave MkII ($4000)
- Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)
- Головные телефоны Sennheiser HD 650 ($450)
- Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)
- Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Tchernov Cable Classic IC ($40/м)
- Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71)
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
- 2. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don’t Explain». FLAC 44,1 кГц/16 бит
- 3. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. FLAC 44,1 кГц/16 бит
- 4. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
- 5. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
- 6. Black Sabbath, «13». FLAC 44,1 кГц/16 бит
ПОРАДОВАЛО
Точный, подробный и комфортный звук. Встроенный усилитель для головных телефонов с отдельной регулировкой громкости. USB-драйвер с поддержкой ASIO.
ОГОРЧИЛО
Слабоват блок питания. Видимо, из-за этого усилитель в сочетании с 600-омными наушниками хорошо справляется только со спокойными музыкальными жанрами.