ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема личности в аудио обыгрывалась неоднократно, но ничего не поделаешь, к ней неизбежно обращаешься при описании техники класса High End. Здесь, как в искусстве, очень важен и неожиданный взгляд на вещи, и авторская реализация. И сегодня как раз такой случай — в системе, которую мы собираемся слушать, много уникальных компонентов.
Российская компания G9 производит исключительно ламповую аудиотехнику. Все модели разработаны Кириллом Остаповым, имеющим богатый опыт работы с профессиональной звуковой аппаратурой. Свою любовь к лампам он обосновывает так: «Транзисторы могут звучать очень неплохо и иметь при этом безупречные объективные показатели, но проигрывают лампам в эмоциональности звучания. Ламповый звук гораздо более деликатен и приятен для слуха. А поскольку мы слушаем музыку ушами, а не приборами, важны не результаты измерений, но субъективные ощущения». Комплектующие подбираются экспериментально, по принципу гармонизации после прослушиваний в конкретной схеме.
В нашей системе пять усилителей G9: предварительный Sinners Pre и четыре моноблока — пара Sinners Power и пара Illumina. Таким образом организован полноценный bi-amping для акустики Daniel Herz M1. Усилители разные по схемотехнике, но у них есть одна общая черта — трансформаторная связь между каскадами. В Sinners Pre двойные триоды 6Н8С работают на линейные трансформаторы, в Sinners и Illumina напряжение на сетки выходных ламп (6L6 и 300B соответственно) подаются через обмотки драйверных трансформаторов. Моноблоки двухтактные, работают в классе А, причём Sinners — с токами сетки для получения большей мощности. Монтаж навесной, с предельно коротким путём сигнала.
Швейцарская компания Daniel Hertz SA была основана легендарным гуру Марком Левинсоном, а назвал компанию он в честь своего отца Дэниэла и дяди — Генриха Герца, известного немецкого физика, который первым доказал существование электромагнитных волн. Это его именем называется единица измерения частоты, входящая в систему СИ. Корпуса акустических систем изготавливаются в Чехии, на той же фабрике, что и знаменитые рояли Petrof.
M1 — топовая трёхполосная модель высотой более полутора метров и массой 150 кг. Твитер, помещённый в неглубокий (7,5 см) рупор, озвучивает диапазон 1,8 — 20 кГц, чувствительность порядка 115 дБ/Вт/м. Ниже, вплоть до 80 Гц, работает 12-дюймовый (!) среднечастотник с лёгким диффузором из целлюлозы. Эти две головки помещены в отдельную закрытую секцию, заполненную натуральной овечьей шерстью. Она обладает приличным удельным весом и является более эффективным поглотителем заднего излучения на низких частотах, чем широко применяемые синтетические материалы.
В нижней секции установлен 18-дюймовый НЧ-драйвер, воспроизводящий регистр ниже 80 Гц, т.е., по сути, пассивный сабвуфер. Пара фазоинверторных портов выведена назад. Там же находится прямоугольная панель из нержавеющей стали с вентиляционными прорезями. Если её снять, можно получить доступ к кроссоверу, который делит полосы между твитером и среднечастотником. Это сделано для того, чтобы обеспечить ремонт, апгрейд или перенастройку системы без вскрытия её корпуса.
Динамические головки способны развить звуковое давление до 130 дБ, но во избежание возможных травм компания ограничила его до 126 дБ, что тоже превышает болевой порог. Вообще же, разработчики не советуют слушать эту акустику при уровнях более 75 дБ — в этом случае за слух можно не опасаться. Как видим, запас по динамике получается огромный, поэтому искажений быть не должно.
Вообще говоря, для Daniel Hertz M1 разработаны штатные монофонические усилители Telikos M5 мощностью 200 Вт. Одна пара раскачивает сабвуферы, а вторая подключается к СЧ/ВЧ-драйверам. Возможно, в будущем мы послушаем такой вариант, сегодня же у нас усиление не столь мощное, но ламповое — благо высокая чувствительность акустики это позволяет.
Источник в нашей системе проверенный временем. В качестве транспорта использовался CD-проигрыватель Jadis JD3 Evolution с приводом Philips CDM12 Pro, подвешенный на калиброванных пружинных амортизаторах. Это один из лучших механизмов с верхней загрузкой, выпускавшихся очень небольшими партиями. По коаксиальному интерфейсу к плееру подключался двухблочный ЦАП Jadis JS1 mk3. Выносной блок питания обеспечивает меньший уровень помех и наводок, чем встроенный, а в данном случае он содержит также довольно громоздкий стабилизатор анодного напряжения для двойных триодов ECC88 и 12AU7, на которых построена аналоговая часть конвертора. В основу цифрового тракта положен дельта/сигма-преобразователь, работающий в формате 24 бита/96 кГц. Всего же JS1 mk3 поддерживает входной сигнал с частотами дискретизации 32, 44,1, 48 и 96 кГц. Внешне это очень красивый и солидный аппарат массой 26 кг.
Всё-таки 18 дюймовые басовики — это нечто. Эффекта кинотеатрального сабвуфера, когда от грохота трясутся стены, здесь нет, а есть натуральный быстрый бас. Порой его чувствуешь, как движение воздуха, а инфранизкие ноты создают атмосферу огромного помещения. Нужно отдать должное усилителям G9 — они грамотно контролируют гигантские диффузоры, не давая им чересчур много свободы, но и не подсушивая бас. Тональный баланс неплохо выверен, ни одна полоса не пытается выделиться. Более того, все три драйвера прекрасно согласованы по времени отклика, благодаря чему ритмическая структура произведения передаётся точно и слитно. Такое ощущение бывает нечасто — видишь перед собой громадные колонны, а виртуальные источники имеют чёткие очертания и существуют как бы сами по себе. В сочетании с высоким тембральным разрешением, особенно в ВЧ-диапазоне, это производит сильное впечатление. Впрочем, и в середине информативность выше всяких похвал — скрипки как живые, смычок натурально с канифолью.
Хотя должен признать, что диаграмма направленности твитеров не слишком широка, особенно в вертикальной плоскости (отличительная черта почти всех рупорных пищалок), так что садиться перед акустикой нужно повыше.
Удар — выше всяких похвал. Гонг, бочка и рабочие барабаны передаются до неожиданности резко, мощно, с массой сопутствующих призвуков и живых ревербераций. Могучее оркестровое tutti звучит почти с реальной динамикой живого исполнения, иллюзия усиливается сильнейшим нижним регистром и объёмом пространства. Непринуждённость и открытость звучания непривычно сочетается с высокой гармонической точностью.
При такой площади излучения и чувствительности (достаточно небольшого импульса, чтобы привести в движение диффузоры) системы буквально выплёскивают энергетику, заложенную в музыке. Слушать на них рок — отдельное удовольствие, причём неважно, с каким качеством записан диск. Подобно тому, как на концерте драйв и харизма исполнителей с лихвой компенсируют недостатки звучания, система не обращает внимания на артефакты записи — нарушение тонального баланса или перекошенную сцену. Оно сосредотачивается исключительно на музыке и её исполнении.
Столь живой характер, способность показать эмоциональную составляющую любого произведения независимо от жанра оставляет сильное впечатление. Система сама неравнодушна к музыке и не оставит равнодушным слушателя. А ведь именно это и есть самое ценное качество…
Редакция благодарит сотрудников московского салона «Гонг-Стерео» за помощь в проведении теста
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Jadis JD3 Evolution (364300 руб.)
- Конвертер Jadis JS1 mk3 (674570 руб.)
- Предусилитель G9 Sinners (310000 руб.)
- Оконечные усилители:
- G9 Illumina — 2шт. (372000 руб. шт.)
- G9 Sinners- 2 шт. (465000 руб. шт.)
- Акустические системы Daniel Hertz M1 (4260000 руб.)
- Сетевой регенератор Pure Power 3000 (217605 руб.)
- Cетевые фильтры Fisch Reference Line M1, 2 шт. (80800 руб. шт.)
- Фильтры с гальванической развязкой Goldenote Dumbo AC, 3 шт. (20050 руб. шт.)
- Виброопоры Bassocontinuo B1, 10 комплектов (20412 руб. компл.)
- Кабели:
- — цифровой X-factor 4 (210600 руб.)
- — мeжблочные Purist Audio Aqueous Aureus (39060 руб.), Groneberg Tc- Premium 2 шт. (45000 руб. шт.), Shinpy Big Bang (161390 руб.)
- — акустические Purist Audio Elementa Advance 2 шт. (43890 руб. шт.)
- — сетевые Fisch P7 Oyaide, 8 шт. (50018 руб. шт.)
Daniel Hertz M1
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы p Акустическое оформление: фазоинвертор p Диапазон воспроизводимых частот (-6 дБ): 15 — 20000 Гц p Номинальное сопротивление: 8 Ом p Чувствительность (1 Вт/1 м): 100 дБ p Максимальное звуковое давление: 126 дБ p Габариты: 1550 х 560 х 470 мм p Масса: 150 кг
G9 Sinners Power
Выходная мощность, (8 Ом): 35 Вт p Класс усиления: А1 p Лампы: 6Н8С, 6Н9С, 2x 6L6, 5U4G p Габариты: 320 х 490 х 200 мм p Масса: 20,5 кг
G9 Illumina
Выходная мощность, (8 Ом): 20 Вт p Класс усиления: А p Лампы: 6Н8С, 6Ф6, 2 x 300B, 5U4G p Габариты: 430 х 445 х 210 мм p Масса: 25 кг
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Paul’s Picks 2, «Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
2. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». OPUS 3, SACD, 1999. Записи сделаны минимальными техническими средствами
3. Nirvana, «Unplugged in New York». AAD, Geffen, 1994. Прекрасно переданная атмосфера живого выступления, эмоциональный настрой аудитории
4. Creedence Clearwater Revival, «Fantazy», 20 bit K2 coding, 2000. Бережный ремастеринг архивной фонограммы, сохранивший весь шарм звучания 70-х