ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
На Мюнхенском High End Show компания Avantgarde Acoustics вот уже несколько лет подряд арендует один из самых больших залов. И не только потому, что акустика этой марки требует много места — с каждым разом на прослушивание приходит всё больше и больше публики. В последний день люди стояли в проходах.
Компактная система Zero One отличается не только необычным дизайном — в ней мощные встроенные усилители и продвинутый цифровой тракт
Звучали флагманские Trio Classico с массивом из активных рупорных сабвуферов Basshorn, из-за чего система внешне напоминала солидный концертный аппарат. На мой взгляд, это одна из наиболее необычных и убедительных демонстраций всей выставки, хотя, как уже упоминалось в репортаже, хорошего звука в павильонах было много. Кстати, на одном из прослушиваний «Авангардов» в первом ряду я заметил Дэвида Чески — известного американского продюсера, композитора и звукорежиссёра, основателя аудиофильского лейбла Chesky Records. Он заинтересованно отслушал весь сет, длившийся около 40 минут, а затем долго делился впечатлениями со своими спутниками, которым не хватило места в зале.
В последний день выставки, вечером, после того, как экспозиция была демонтирована, а акустика упакована в деревянные кофры, небольшая группа дилеров, включая одного представителя прессы, выехала из Мюнхена во Франкфурт, чтобы посмотреть офис и фабрику Avantgarde Acoustics. Сопровождали нас руководители компании — генеральный директор Холгер Фромм (Holger Fromme) и директор по экспорту Армин Краусс (Armin Krauss).
СТАВКА НА ZERO
В дороге о многом удалось поговорить. Как вы уже поняли, инженеры Avantgarde Acoustics предпочитают рупорное оформление, известное ещё в позапрошлом веке. Их аргументация такова: чтобы сдвинуть диффузор, нужен ток, который выполнит эту работу. Инерция подвижной системы ограничивает скорость отклика и, как следствие, звуковое разрешение. Первый способ решить проблему — сделать мембрану лёгкой, насколько это возможно, но при этом теряется жёсткость, возникают механические деформации и искажения. Второй способ — ограничить смещение, ведь работа есть сила, умноженная на расстояние. В системах Avantgarde Acoustics смещение ВЧ-диффузоров примерно в 30 раз меньше, чем у традиционных твитеров, а отклик во столько же раз быстрее. За счёт этого звучание становится более живым и натуральным.
НЧ-секции во всех моделях активные. Диффузорные драйверы с неодимовой магнитной системой работают в закрытом оформлении (чтобы не отставать от рупорного СЧ-звена) совместно с усилителями, мощность которых может достигать 500 Вт. Активный кроссовер позволяет регулировать уровень басового канала в зависимости от свойств помещения и менять частоту деления полос, т.е. перераспределить энергию между НЧ и СЧ-каналами.
Самое последнее детище компании, на которое она возлагает большие надежды — компактная акустическая система Zero One, в ней не только встроенные усилители, но и продвинутый цифровой тракт. Он построен на матрице FPGA (Field-Programmable Gate Array — набор логических ячеек, программируемых пользователем), дающей простор для инженерного творчества. Компания не хотела связываться с готовыми процессорами Intel, Sony или Samsung, поскольку задача была уникальной. В частности, на FPGA реализован 66-битовый сигнальный процессор, осуществляющий сложнейшие преобразования без потери звукового разрешения. Прежде всего, это фазовая и частотная коррекция каждого драйвера, согласование их по уровню и групповому времени задержки. О точности говорит тот факт, что фазовый сдвиг излучателей не превышает 5 градусов, кроме того, все они начинают двигаться и останавливаются одновременно, т.е. их излучение абсолютно когерентно. После DSP сигнал поступает на 3-канальный ЦАП (по числу полос), каждый канал которого имеет 16-битовую разрядность. Этого более чем достаточно, поскольку частотный диапазон в данном случае ограничен с обеих сторон. Правая и левая колонки связаны друг с другом по четырём радиоканалам — ВЧ, СЧ, НЧ и управление громкостью. Соответственно, одна колонка главная (Master), вторая — ведомая (Slave). Сигнал передаётся так же, как Wi-Fi на 2,4 ГГц, но по собственному протоколу. Канал спроектирован с запасом, и если в будущем нужно будет повысить разрешение сигнала, то с этим проблем не возникнет.
В каждой колонке три встроенных усилителя: 2 х 50 Вт (СЧ и ВЧ) плюс импульсный 400-ваттный для 12-дюймового басового драйвера. Из-за малого объёма корпуса в Zero One применено фазоинверторное оформление (резонанс 27 Гц), но для устранения артефактов в более низком диапазоне в басовом канале имеется цифровой фильтр инфранизких частот с крутизной среза 100 дБ/окт. Предусмотрена возможность калибровки под конкретное помещение с помощью софта, который поставляется авторизованным дилерам. Во сколько это обойдётся клиенту, решает установщик.
В ведущей колонке под откидывающейся крышкой сзади спрятана панель управления, на которой также расположены входные интерфейсы: USB, TosLink, два коаксиальных и балансный AES/EBU. Аналоговый вход ставится опционно, по желанию покупателя.
Я спросил Армина, почему Zero One не сделали беспроводными, чтобы они могли принимать сигнал непосредственно с iPhone или iPod. «Это опасно для такой маленькой компании, как Avantgarde Acoustic, — ответил он. — Eдиножды купив лицензию на использование протокола, до конца жизни будешь платить за новые версии и обновления. Сами протоколы Apple Airport, Apple TV и стриминг-контроллеры не так уж дороги, но для постоянного обновления нам придётся завести специальный отдел, который бы занимался разработкой и апдейтами этих узлов».
ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ
Штаб-квартира компании находится в небольшом городке Райхенбах в 60 километрах от Франкфурта, среди живописных холмов. По архитектуре и интерьеру здание больше напоминает художественную галерею, чем контору — огромные окна, просторные залы, заставленные каменными и стеклянными арт-объектами. Дело в том, что отец нынешнего главы компании, Холгера, занимался продажей обработанного камня и коллекционировал предметы искусства. В офисе проводятся переговоры, обучающие семинары для дилеров, а также презентации и всевозможные торжественные мероприятия.
Avantgarde Acoustic — очень небольшая компания, была основана в 1991 году. Акустика собирается в Германии, но рупоры, корпуса и некоторые части для драйверов заказываются у немецких, французских и итальянских производителей. Самая ответственная работа — сборка, настройка, измерения, окончательный контроль — делается на фабрике, которая недавно переехала в новое просторное здание. Холгер считает, что изготовить хорошую акустику — половина дела, нужно уметь её убедительно продемонстрировать. Поэтому помимо производственных цехов здесь были оборудованы шоу-румы, а в ноябре прошлого года открылась солидная по размерам и оснащению комната прослушивания, рассчитанная на очень требовательную аудиторию, знатоков музыки и настоящих аудиофилов. За несколько месяцев здесь прошли четыре презентации, на которые по объявлениям в местной прессе собиралось до 150 человек.
Такие акции дают ощутимый результат — за первые две недели мая только в Германии были проданы три пары систем средней стоимостью 30000 евро каждая. Кстати, характерные «родовые» признаки присутствуют даже у самых младших моделей, которые собираются и отлаживаются так же тщательно, как и флагманы. В компании не признают, что на технике класса High End нужно слушать только высококачественные записи, по мнению разработчиков, она должна воспроизводить абсолютно любую музыку. Поэтому мы, например, слушали на очень приличной громкости и Deep Purple, и Kraftwerk, и симфонии с изрядно запиленного винила. Звучание действительно мощное, динамичное, без малейших искажений даже на пиках громкости. На рок-музыке — полное впечатление, что находишься на концертной площадке.
ОЧЕНЬ ПО-НЕМЕЦКИ
На фабрике есть помещение для измерений, но это не безэховая камера, а небольшая комната со временем реверберации, типичным для среднестатистического жилого пространства. Там снимается не АЧХ акустики, а фиксируются отклонения от референсного образца, предварительно тщательно выверенного. Это тоже оптимизация процесса — камера недёшева, да и оборудование в данном случае можно использовать попроще. Кроме того, контролируется идентичность двух АС, которым предстоит работать в паре. Данные измерений заносятся в базу, которая хранится десятилетиями, и если у клиента, например, выйдет из строя какой-нибудь драйвер, подобрать оптимальную замену будет просто.
Что касается головок, то их производство держится в секрете. Армин сообщил лишь, что это «высококлассные изделия, изготовленные по нашим спецификациям известными компаниями, но не из Скандинавии». Для каждой пары АС они подбираются с минимальными допусками по нескольким параметрам — активному сопротивлению, частоте резонанса и механической добротности. Выглядят динамики солидно — среднечастотники с бумажным диффузором, басовики оснащены мощными радиаторами для отвода тепла, а компрессионные твитеры — огромной магнитной системой. Компания заказывает их сотнями, поэтому точные пары подобрать легко. Главные требования — низкие искажения и способность работать в закрытом оформлении.
Из особенностей акустики стоит отметить наличие модуля CPC (Capacitor Polarization Circuit), который создает поляризующее напряжение для конденсаторов разделительного фильтра. Оно получается путём умножения амплитуды входного сигнала и подаётся на обкладки конденсаторов, за счёт чего снижаются искажения, особенно на малых уровнях громкости.
Собственные разработки, некоторые из которых запатентованы, реализованы и в электронных компонентах Avantgarde Acoustic. Усилители, например, оснащаются 48-ступенчатым регулятором громкости, построенным по принципу токового шунта, в котором сигнал проходит только через один резистор. Шаг регулировки — 0,5 дБ, точность согласования каналов не хуже 0,1%. Основа конструкции — унифицированное литое шасси с несколькими отсеками, на котором можно собрать усилитель мощности, предусилитель или ЦАП. В дальнейшем на этой же базе планируется создать внешний разделительный активный фильтр с расширенными возможностями.
СОЮЗ РУПОРА И ЦИФРЫ
После экскурсии у меня остались кое-какие вопросы, их я и задал Холгеру перед отъездом.
— Выпустив Zero One, вы сделали первый шаг в сегмент относительно доступных изделий. Будет ли дальнейшее движение в этом направлении?
— На самом деле первой моделью начального уровня была Uno Fino, но она всё же великовата для обычной городской квартиры, не говоря уже об азиатских странах, где комната 10 — 12 кв. м считается нормой. Поэтому Zero One стала проектом, который позволит нашей компании выйти на более широкую аудиторию, это акустика для нормальных, не больных аудиофилией людей. Очень важно, что цена систем в Германии была заранее определена на уровне 9000 евро за пару, чуть ниже психологического 10-тысячного предела. Как показали исследования нашего маркетингового отдела, в Баварии довольно много молодых, пока не обремененных семьёй специалистов с зарплатой 7000 — 8000 евро в месяц. Это потенциальная аудитория Zero One, поэтому и дизайн навеян гаджетами Apple — плоский корпус, который не займёт много места, и скромная цветовая гамма.
Но ещё снижать цену сложно, поскольку мы не можем использовать более дешёвые комплектующие и серьёзно упрощать производственный процесс. Кроме того, как вы уже видели, все изделия Avantgarde Acoustic делаются в Германии, да и сама рупорная конструкция довольно затратна в изготовлении. Zero One — своего рода вызов, мы сумели доказать, что, не поступившись главными принципами, можно сделать компактную и недорогую акустику. Тем не менее основной наш сегмент — High End, рассчитанный на очень взыскательную аудиторию.
— Если акустика вашей компании известна в России, то электронные компоненты мы впервые увидели только в апреле нынешнего года на выставке Hi-Fi & High End Show в Москве. Какая электроника ещё в этой линейке?
— Предварительный усилитель XA Pre, оконечник XA Power и интегральник XA Integrated. Самая горячая новинка — XD — eXtreme Digital контроллер. Это многофункциональное устройство с регулятором громкости, селектором входов, сигнальным процессором на FPGA и высококачественным 6-канальным ЦАПом. Оно оснащёно микрофоном и программным обеспечением для настройки, его можно использовать с любой многополосной акустикой, нашей или, например, Wilson Audio. Я твёрдо верю в цифровую обработку сигнала, поскольку реализовать те же задачи в аналоговом виде значительно дороже, а результат будет хуже. То, что удалось сделать на одной матрице FPGA, потребовало бы нескольких сотен операционных усилителей — представляете уровень шума? Кроме того, мы предпочитаем отдельные усилители для каждой полосы — когда выходной каскад подключён непосредственно к динамической головке, резко растут все качественные показатели. Не говоря уж о том, что цифровые фильтры позволяют получить любую крутизну среза и точно ограничить диапазон каждого излучателя. Хотите перенастроить акустику под собственный вкус? Нет проблем, приедет человек из сервиса с ноутбуком и быстро всё сделает.
В XD-контроллере также используется патентованный метод DC-подмагничивания. Через все контакты, переключатели и регулятор громкости протекает постоянный ток, что даёт колоссальный выигрыш в качестве воспроизведения ВЧ на малой громкости. Эта технология особенно хороша в фонокорректорах, причём здесь ток течёт также через обмотку головки и её контакты. У нас ещё несколько патентов на цифровой фильтр, токовый регулятор громкости и т.д. Но мы не делаем культа из технологий и лишь вскользь упоминаем их в наших промоматериалах. Продукцию Avantgarde Acoustic покупают люди, способные оценить звуковое совершенство, и им не слишком интересны технические подробности. Это интеллектуальная элита — адвокаты, врачи, программисты…
— Вам не кажется, что название компании несколько диссонирует с рупорами, которое у многих ассоциируется чуть ли не с граммофонами?
— В этом-то и главная фишка. По части использования цифровых технологий и исследований в области акустики мы в авангарде, опережаем многих конкурентов. Рупорное оформление при правильной реализации имеет неоспоримые преимущества и лишь один недостаток — большие размеры. Но это не имеет решающего значения в классе High End Audio, а о преимуществах вы можете судить сами. Сочетание рупоров с цифровыми методами обработки сигнала дает потрясающее соотношение цены и качества.
— Но большая часть изделий Avantgarde Acoustic имеет пятизначные ценники в евро…
— И тем не менее мы не выпускаем предметы роскоши, наоборот, стремимся без ущерба для качества снизить себестоимость. В электронных компонентах много унифицированных узлов — шасси, трансформаторы и источники питания, цифровые модули. Даже упаковка у всех одинаковая. В разных моделях акустики используется набор блоков, как в конструкторе. Так что наши клиенты платят прежде всего за звучание, а уж потом за качество исполнения и дизайн. Всё-таки за 22 года мы кое-чему научились…
Мюнхен — Райхенбах — Москва, май 2013
В холле фабрики часто проводятся презентации и фуршеты
В комнате прослушивания установлены топовые компоненты, в т.ч. Trio Classico с массивом из сабвуферов Basshorn
На универсальном литом шасси можно собрать несколько электронных компонентов
Новая фабрика архитектурой напоминает концерт-холл
В XA Pre используется 48-ступенчатый регулятор громкости, в котором независимо от положения сигнал проходит только через один резистор
А это уже готовый предусилитель XA Pre
Встроенный усилитель для акустической системы. Красная коробочка в верхней части — модуль Capacitor Polarization Circuit
Армин Краусс демонстрирует купольный среднечастотник
Все головки строго отбираются по парам для правой и левой акустических систем
Компрессионные твитеры и корпуса, в которых они монтируются
Комплектующие для АС производятся в Европе, здесь они собираются в единую конструкцию
Все комплектующие перед сборкой тщательно проверяются
Активный рупорный сабвуфер Basshorn с 500-ваттным усилителем работает от 18 Гц
В комнате измерений каждая новая система сравнивается с эталонным образцом
Испытательный стенд для встроенных усилителей басового звена