7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева).
Из-за специфики применения этой акустики мы будем обращать внимание на два принципиальных момента — наличие провалов импеданса и ширину диаграммы направленности. Первый параметр важен, поскольку при озвучивании открытых площадок, бассейнов, зимних садов и т.п., как правило, соединяют несколько акустических систем в параллель. Соответственно, для выбора усилителя нужно знать, какое получится реальное минимальное сопротивление нагрузки. Диаграмма направленности также имеет решающее значение, поскольку в описанных условиях слушатели вряд ли будут находиться на одном месте, и чем шире получится зона оптимального прослушивания, тем лучше подходят колонки для данной специфики.
Всепогодные акустические системы || Acoustic Energy Extreme 5 || Boston Voyager 50 || Canton Pro XL.3 || DLS MBU5 || Jamo 8A2 || Monitor Audio Climate CL60 || Polk Audio Atrium 6 || PSB CS1000 || Speakercraft OE6 Three || 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | Acoustic Energy Extreme 5 | Boston Voyager 50 | Canton Pro XL.3 | DLS MBU5 | Jamo 8A2 | Monitor Audio Climate CL60 | Polk Audio Atrium 6 | PSB CS1000 | Speakercraft OE6 Three |
Конструкция | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, пассивный радиатор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 8 | 8 | 4 | 8 | 8 | 8 | 8 | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 89 | 90 | 88 | 91 | 88 | 88 | 90 | 88 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 70 — 18000 | 62 — 22000 | 40 — 26000 | 60 — 20000 | 50 — 20000 | 63 — 30000 | 50 — 27000 | 45 — 23000 | 50 — 20000 |
При неравномерности, дБ | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | 3000 | 3500 | 2700 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 2200 | Н.д. |
Подводимая мощность, Вт | До 125 | До 125 | До 120 | До 200 | До 125 | До 100 | До 100 | До 150 | До 125 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное |
Габариты, мм | 260 x 160 x 180 | 286 х 210 х 177 | 235 x 150 x 155 | 300 х 190 х 165 | 344 x 237 x 248 | 325 x 185 x 178.5 | 297 х 195 х 222 | 310 x 235 x 296 | 281 x 178 x 170 |
Масса (каждой), кг | 3,0 | Н.д. | 2,1 | 4,0 | 4,6 | 4,62 | 2.45 | 4.5 | Н.д. |
Цена (пара), руб. | 22440 | 13100 | 12260 | 13500 | 21000 | 25500 | 19305 | 16000 | 25000 |
Зависимость модуля Z от частоты
Acoustic Energy Extreme 5
Эти мониторы закрытого типа имеют частоту резонанса 88 Гц и номинальное сопротивление 8 Ом (200 Гц). Правда, после высокого пика на частоте раздела (2800 Гц) оно снижается до 5 кГц, затем плавно растёт, достигая 9 Ом на 20 кГц. При этом и фазовая характеристика не слишком линейна, что может сказаться на разборчивости звучания. Высокое же сопротивление в ВЧ-диапазоне облегчает работу усилителя.
Амплитудно-частотная характеристика
Acoustic Energy Extreme 5
Очень неплохая картина для столь всепогодных мониторов. Некоторая нелинейность наблюдается лишь на отрезке 1 — 3 кГц, но она невелика и на тональный баланс вряд ли повлияет. И что действительно ценно, так это идеально ровный голосовой диапазон, в который попадают и многие музыкальные инструменты. Диаграмма направленности твитера широкая — заметный спад звукового давления при 50-градусном отклонении от оси начинается после 10 кГц. Нижние частоты эффективно воспроизводятся от 85 Гц
(-3 дБ), поэтому помощь сабвуфера очень желательна. Чувствительность низкая, около 84 дБ, что нужно учитывать при выборе усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты
Boston Voyager 50
Грамотно спроектированные системы, импеданс которых мало завит от частоты. Фазовая характеристика тоже линейна, т.е. колонки, по сути, будут для усилителя активной нагрузкой. Значит, нет предпосылок для возникновения паразитных колебаний в цепи «усилитель — длинные кабели — АС». Правда, сопротивление намного ниже заявленного — всего 3,5 Ом в номинале, что нужно учитывать при выборе усилителя. Оно достигает отметки 8 Ом, но только на
20 кГц, так что в ВЧ-области эти АС будут лёгкой нагрузкой. Резонансная частота — 92 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Boston Voyager 50
Особых проблем с линейностью у этих мониторов нет, если не считать небольшого провала вблизи частоты раздела и повышенной отдачи твитера. В основном голосовом диапазоне (150 — 1000 Гц) тональный баланс обещает быть просто идеальным. Подъём на 12 кГц будет заметен только на оси излучения, в остальных случаях звучание останется предельно комфортным. Дисперсия в целом неплохая, что видно по поведению угловых кривых.
Чувствительность вполне приличная, порядка 87 дБ, поэтому особенно мощный усилитель не потребуется.
Зависимость модуля Z от частоты Canton Pro XL.3
Честные 8-омные системы закрытого типа с резонансом на 110 Гц. Минимальное сопротивление (6,5 Ом) наблюдается на отрезке 7 — 10 кГц. Затем оно растет и на 20 кГц снова достигает 9 Ом. Это лёгкая нагрузка для усилителя, поскольку в диапазоне, где искажения выходного каскада максимальны, большого тока от него не потребуется.
Судя по высокому пику, полосы делятся на частоте
2700 Гц простейшими фильтрами без компенсации фазовых сдвигов. На ВЧ фазовая характеристика абсолютно линейна, что обещает высокую разборчивость звучания.
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Pro XL.3
Почти идеальная картина мониторов подобного назначения. На оси отклонения в диапазоне от 120 Гц до 9 кГц не превышают ±3 дБ, а при отклонении от оси на 30 град. АЧХ линейна вплоть до 18 кГц. Таким образом, повышенную отдачу твитера можно скорректировать разворотом колонок относительно наиболее вероятной зоны прослушивания. Ввиду отличной дисперсии побочных эффектов от такой меры не будет. Эта акустика прекрасно подойдёт не только для фоновой подзвучки, но и для вполне качественного воспроизведения музыки.
Единственное, что нужно учитывать при выборе усилителя — крайне низкую, порядка 83 дБ, чувствительность.
Зависимость модуля Z от частоты DLS MBUS
Номинальное сопротивление 4,5 Ом, т.е. даже немного превышает заявленное значение. На отрезке 8 —
20 кГц оно ещё выше, в среднем 7,5 Ом, что очень полезно для звука, поскольку от усилителя не потребуется большого тока на ВЧ, когда его искажения и без того максимальны.
Фазовая кривая линейна, что говорит о незначительной реактивной составляющей импеданса даже на частоте раздела ВЧ и СЧ-полос. Два горба на частоте раздела свидетельствуют о применении в фильтре цепей компенсации. Фазоинвертор настроен на 60 Гц, поэтому с верхним басом проблем не будет.
Амплитудно-частотная характеристика DLS MBUS
Вот вам и всепогодная акустика — неравномерность в диапазоне 40 Гц — 4 кГц не превышает ±2 дБ (с учётом фазоинвертора), а диаграмме направленности могут позавидовать и хай-файные мониторы. Горб, который дает твитер на 16 кГц, легко компенсировать разворотом колонок, при этом характер звучания в остальных диапазонах не изменится из-за великолепной дисперсии. При углах 0, 30 и 50 град. кривые имеют минимальное расхождение, что обещает широкую зону оптимального прослушивания.
Чувствительность тоже на высоте, порядка 88 дБ, что сильно облегчает выбор усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты Jamo 8A2
Довольно ровный импеданс и, как следствие, минимальные фазовые сдвиги — характерные признаки акустики этой марки. Номинальное сопротивление
6,5 Ом, а после раздела полос в диапазоне 5 — 20 кГц
достигает 9 Ом и мало зависит от частоты. Это не слишком тяжёлая нагрузка для усилителя, от которого в самом сложном для него диапазоне потребуется совсем небольшой ток. Кроме того, системы имеют малую реактивную составляющую импеданса, что очень благоприятно сказывается на динамических свойствах. Фазоинвертор настроен на 58 Гц, полосы делятся на 2800 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика Jamo 8A2
Характеристика имеет подъём в верхней середине, на отрезке 1,8 — 5 кГц, из-за чего возможна окраска в звучании некоторых инструментов. Интерференционный провал на 6 кГц также может быть заметен на слух, а резкое увеличение отдачи твитера выше 16 кГц придаст дополнительную яркость в верхнем диапазоне. Но поскольку мониторы вряд ли будут направлены непосредственно на слушателей, лишней агрессии на ВЧ можно не опасаться. Дисперсия великолепная, зона стереоэффекта будет широкой.
Чувствительность мониторов примерно 88 дБ, поэтому особых требований к мощности усилителя нет. Фазоинвертор эффективно работает вплоть до 40 Гц, но имеет сильный органный резонанс на 1200 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты
Monitor Audio Climate CL60
Классическая фазоинверторная система с частотой настройки 82 Гц. Номинальное сопротивление — 4,5 Ом, оно же и минимальное. На высоких частотах импеданс вообще не зависит от частоты и стабильно держится на отметке 7 Ом. Это заметно облегчает работу усилителя в самом трудном для него высокочастотном диапазоне. Полосы делятся на 2800 Гц простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий резонансный пик на частоте раздела. Несмотря на это, фазовая характеристика достаточно линейна.
Амплитудно-частотная характеристика
Monitor Audio Climate CL60
Скорее всего, подъёмы на краях диапазона сделаны специально, чтобы придать звучанию большую выразительность, особенно на малой громкости. Поскольку резкие пики и провалы на характеристике отсутствуют, не должно быть заметной окраски звучания. Впрочем, непосредственно на акустической оси тональный баланс может быть смещён вверх. Диаграмма направленности твитера невероятно широка — разница между кривыми, снятыми при 30-ти и 50-градусном отклонении, очень мала. Эти мониторы создадут широкую зону прослушивания с правильным тональным балансом. Реальная чувствительность порядка 84 дБ, поэтому усилитель потребуется довольно мощный. Призвуки фазоинверторного порта незначительны.
Зависимость модуля Z от частоты
Polk Audio Atrium 6
Ещё один пример двухполосной акустики классической конструкции. Номинальное сопротивление 4 Ом, но после пика на частоте раздела полос оно стабильно держится на отметке 6,3 Ом. Это заметно облегчает работу усилителя в высокочастотном диапазоне, где его искажения максимальны. Фазоинвертор настроен на 65 Гц, что обусловлено довольно большим объёмом корпуса. Полосы делятся на частоте 3000 Гц фильтром с минимальным реактивным сопротивлением. Благодаря этому фазовая характеристика даже вблизи раздела меняется в довольно узких пределах. Зубец на 90 Гц свидетельствует о незначительном резонансе корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Polk Audio Atrium 6
Удивительно высокая линейность, особенно на средних частотах — как у серьёзных «домашних» мониторов. Даже неравномерность, вызванная интерференцией излучения на частоте раздела, едва заметна. Нижняя середина просто идеальна, что обязательно должно благоприятно сказаться на разборчивости вокала и речи. Диаграмма направленности великолепная, заметное расхождение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё, начинается выше 7 кГц. Эти мониторы способны создать широкую зону прослушивания даже в сложных акустических условиях. Они пригодны не только для фонового озвучивания, но и качественного воспроизведения музыки. Чувствительность выше средней, порядка
88 дБ, поэтому и с организацией усиления проблем быть не должно.
Зависимость модуля Z от частоты PSB CS1000
Закрытые системы с частотой резонанса 60 Гц, что довольно низко для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление 6,5 Ом, затем оно плавно растёт и после невысокого резонансного пика возвращается к тому же значению. На ВЧ импеданс не зависит от частоты, линия идёт горизонтально, чему соответствует и крайне незначительное изменение фазы. Соответственно, усилитель будет работать, по сути, с активной нагрузкой, что всегда благоприятно сказывается на звучании.
Амплитудно-частотная характеристика
PSB CS1000
Во всём рабочем диапазоне нелинейность мониторов в реальном помещении не превышает ±2,5 дБ. Твитер с акустической линзой перед куполом даёт незначительный провал на 13 кГц, но затем его отдача снова возрастает вплоть до верхней границы диапазона. Диаграмму направленности можно считать выдающейся — при отклонениях от акустической оси до 50 град. характеристики по форме не отличаются от осевой. Это гарантирует правильное построение пространства и точную локализацию источников в широкой зоне прослушивания. На нижних частотах система имеет плавный спад, начинающийся со 100 Гц. Чувствительность низкая, порядка 83 дБ, что обязательно нужно учитывать при выборе усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты
Speakercraft OE6 Three
Номинальное значение импеданса 4 Ом, минимум же, 2,8 Ом, наблюдается на частоте 6,3 кГц. Такая нагрузка, особенно при параллельном включении нескольких АС, может привести к срабатыванию защиты в усилителе. Фазоинвертор настроен на 55 Гц, поэтому мониторы способны воспроизводить довольно низкий бас. Полосы делятся на 2600 Гц фильтрами, дающими значительные сдвиги фаз.
Амплитудно-частотная характеристика
Speakercraft OE6 Three
Картина, характерная, скорее, для приличных хай-файных мониторов — линейная АЧХ с подъёмами на краях диапазона. Такая коррекция компенсирует снижение чувствительности слуха к низким и высоким частотам на малой громкости. Если же акцент на ВЧ нежелателен, разверните АС на кронштейне слегка в сторону от зоны прослушивания. При этом остальной диапазон не пострадает — диаграмма направленности очень широка.
Фазоинвертор даёт призвук на 1900 Гц, и его может быть слышно на большой громкости. Чувствительность высокая, под 90 дБ, так что на усилении можно немного сэкономить.