ПЯТЫЙ ВКУС
USB-аудиоусилитель Rasteme TRU22E
и цифро-аналоговый USB-конвертор Rasteme UDAC192H
Принято считать, что основных вкусовых составляющих четыре: горькая, кислая, солёная и сладкая. Однако японцы убеждены, что существует и пятый элемент, который они называют «умами» — тот самый, что придает блюдам приятную пикантность. А вспомнились эти кулинарные нюансы потому, что среди японской аудиотехники тоже порой попадаются компоненты с дополнительным оттенком в звучании. И вот вам два свежих примера.
В Японии немало компаний, производящих весьма продвинутую аудиотехнику, которая практически неизвестна за пределами страны. Rasteme — один из таких экзотических брэндов. Он специализируется на различном цифровом и усилительном оборудовании для небольших профессиональных или домашних студий. Эта техника больше напоминает лабораторные приборы, чем привычные компоненты Hi-Fi. Некоторые устройства вообще выполнены вне каких-либо общепринятых габаритных стандартов или эстетических принципов — чистый функционал и ничего более.
Взгляните, к примеру, на USB-усилитель Rasteme TRU22E. По размерам он едва крупнее прилагаемого к нему 12-вольтового блока питания. В миниатюрном, но крепком корпусе из алюминиевого профиля заключены цифро-аналоговый конвертор с оптическим TOSLink и USB-входом, простейший селектор, блок индикации с цветным OLED-дисплеем, цифровой регулятор громкости без потери качества (технология SVM) с вращающимся энкодером, который заодно служит навигатором по меню, а также импульсный усилитель 2 х 20 Вт с выходом на стереотелефоны. Несмотря на игрушечную внешность и скромные характеристики, к TRU22E прилагается пульт ДУ, а дисплей может отображать уровень цифрового или выходного сигнала и разрядность обрабатываемых цифровых данных. Серьёзность усилителя подчеркивает и вид задней панели, где нашлось место для полноценных акустических терминалов, дополнительного USB-гнезда для обновления прошивки и сервисных микропереключателей. Назначение устройства очевидно: снимаем по «цифре» сигнал напрямую с компьютера или ноутбука, качественно конвертируем в аналог, усиливаем и подаём на акустику или стереотелефоны.
Звучит TRU22E при подключении колонок гораздо динамичнее и увереннее, чем можно ожидать. Запас по усилению, конечно, невелик, саунд гарантированно сохраняет чистоту при увеличении громкости лишь до 85%, и при достижении уровня в 90 — 92% в нём становятся заметны искажения. Однако при работе с акустикой чувствительностью под 90 дБ, расположенной в ближнем поле, на недостаток звукового давления не пожалуешься. Особенно впечатляет чёткость нижнего и среднего регистров. Ритмические линии не замылены, присутствует внятная атака на ударных, басовые послезвучия не скупы на гармоники и точны. Немного смущают лишь пронзительные нотки в тональном балансе и агрессивно-металлический «привкус» в верхнем регистре, который и придаёт воспроизведению некую терпкую пикантность. Но это совсем не тот сухой, замороженный и агрессивный звук, лишённый важных деталей, который обычно демонстрируют недорогие усилители схожей идеологии с широтно-импульсной модуляцией. Звуковая сигнатура у TRU22E мягче и богаче. И хотя верхний регистр у него не так воздушен, как у традиционных усилителей класса AB, и разделение стереопространства на планы не слишком явное, аппарат не отбивает желания слушать музыку. Слабоват как по уровню, так и по качеству звучания оказался лишь телефонный выход у TRU22E. С высокоомными телефонами звучание не слишком динамично, лишено цельности, детали в нём завуалированы.
Другой аппарат, с которым мы познакомились — USB-ЦАП Rasteme UDAC192H, — тоже рассчитан на работу с компьютером, но адресован куда более требовательным аудиофилам. Как и в случае с усилителем, корпус его сделан из алюминия в «приборном» стиле. Однако он уже соответствует форм-фактору микрокомпонентов (ширина лицевой панели составляет половину от стандартных 42 — 43 см), а верхняя крышка имеет сетчатые прорези для охлаждения. OLED-дисплей, регулирование громкости и система управления в UDAC192H реализованы в нём точно так же, как и в вышеупомянутом усилителе. Но особенно впечатляет вид задней панели. Она не оставляет сомнений, что аппарат сделан на самом высоком уровне — это видно даже по качеству используемых гнёзд и разъёмов. Помимо увеличенного числа цифровых входов, конвертор также имеет цифровые выходы, а аналоговые представлены в балансном и линейном вариантах. Цифровой тракт UDAC192H обслуживает два независимых тактовых генератора. Один используется под частоты дискретизации 44,1, 88,2 и 176,4 кГц, второй — под 48, 96 и 192 кГц. Обработку и конвертацию осуществляет современный 32-битовый преобразователь Burr-Brown PCM5102.
Так вышло, что субъективный тест японского конвертора фактически совпал со сравнительным прослушиванием CD-проигрывателя Parasound и редакционного Bryston (материал — в этом же номере) и проходил в той же системе. Но даже после «старших братьев» UDAC192H произвёл сильное впечатление. Сначала я подал на него сигнал обычной разрядности, используя один из проигрывателей в качестве транспорта. Далее выяснилось, что японскому конвертору немного не хватает основательности проработки самого нижнего регистра, чтобы быть на одном уровне с референсными CD-источниками. Но, пожалуй, это и единственное, в чём можно почувствовать разницу. Я ожидал, что у конвертора ценой в несколько раз меньше будет хуже и деталировка, и гармоническое разрешение в средней полосе, и фокусировка образов в звуковой сцене, но как раз в этих аспектах «японец» не дал серьёзных поводов для критики. А в верхнем диапазоне он даже оказался предпочтительнее «взрослых» проигрывателей — дисканты были нейтральными, идеально чистыми и в высшей степени колоритными. Не возникало ощущения, что UDAC192H навязывает верхам свою трактовку — каждый инструмент или источник с высоким спектром воспроизводился аутентично, по-своему.
Когда же я переключил его на USB и стал проигрывать с ноутбука 24-битовые файлы VAW и FLAC, тут же убедился, что главный конёк конвертора — HD-аудио. Тут же изменилась сцена. Не потеряв нисколько в точности локализации и верности разделения по планам, она прибавила в масштабности, образы стали ещё более конкретными, появилось впечатление, будто звуковая атмосфера разошлась по всей комнате прослушивания, а не была зажата в стереобазе. Так же резко улучшилась и детализация, притом это проявилось не в количестве нюансов, а в естественности и ясности их передачи. И пусть не прибавилось фундаментальности и не изменился градус общего тонального баланса (средний регистр так и остался прохладным), звучание стало на порядок информативнее, в нём появилась та самая приятная пикантность, которая, наверное, и называется пятым вкусом. Особенно это чувствовалось на симфонической музыке. Вдруг стал окончательно ясен масштаб концертного зала. От сцены повеяло «деревом», «бархатом», «канифолью»… Притом повеяло настолько живо, что захотелось убрать кавычки в предыдущем предложении.
Rasteme TRU22E
Производитель: Rasteme Systems Ltd. (Япония)
www.rasteme.com.jp
www.rasteme.com.tw
Цифровые входы: TOSLink и USB-B || Цифровые выходы: нет || Аналоговые выходы: Phones 6,3 мм и акустическая пара || Отношение сигнал/шум: 100 дБ || Воспроизводимый диапазон: спикерный выход 10 — 20000 Гц, телефонный выход 10 — 40000 Гц || При неравномерности: -0,5 дБ || Гармонические искажения: спикерный выход 0,03%, телефонный выход 0,003% || Выходная мощность: спикерный выход (4/8 Ом) 2 х 20 Вт/2 х 10 Вт, телефонный выход (32 Ом) 2 х 0,11 Вт || Напряжение питания: 12 В || Габариты: 120 х 50 х 140 мм || Масса: 0,6 кг || Цена: 41600 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
- Оптический кабель TOSLink Oehlbah XXL 80 (7000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
Rasteme UDAC192H
Производитель: Rasteme Systems Ltd. (Япония)
www.rasteme.com.jp
www.rasteme.com.tw
Цифровые входы: 2 Coax, 2 TOSLink, USB-B || Цифровые выходы: Coax, TOSLink || Аналоговые выходы: Phones 6,3 мм, линейные RCA и балансные XLR || Отношение сигнал/шум: 112 дБ || Воспроизводимый диапазон: 10 — 40000 Гц || При неравномерности: -0,5 дБ || Гармонические искажения: балансный и линейный выходы 0,002%, телефонный выход 0,003% || Сопротивление нагрузки: 16 — 250 Ом || Выходная мощность (32 Ом): 2 х 0,11 Вт || Напряжение питания: 12 В || Габариты: 210 х 50 х 200 мм || Масса: 1,8 кг || Цена: 53600 руб.
Комментарии [1]
Аудиофил
По поводу UDAC192H подтверждаю, для классических произведений самое оно. на весьма бюджетной но состоятельной схеме аудио компонентов. Могу добавить, что две гальванические развязки очень помогли звучать лучше этому ЦАП. В отличие от китайского YULONG 100II (а больше не с чем сравнивать, не имел опыта). Звучание очень близко к Dune HD base 3D, но естественно выдаёт отсутствие джиттера при воспроизведении через внешний ЦАП. Низы чуть более прорисованы на Rasteme UDAC192H, субъективно, как будто бы в колонках добавили частоту в 23 Гц. а ранее было от 27 Гц. и эта маленькая разница приятно удивила. Если ранее верхи-тарелочки звучали весьма навязчиво, то тут они стали собранны, и как бы спектр ушел дальше. По видимому, частота до 40000 Гц даёт о себе знать. Короче, верхи и низы расширились, но не навязчиво как это делал китаец Юлонг. Середина не так выпячена как стандартных ЦАПах сидюка и медиаплеера и Юлонга. В Юлонге даже выпяченную середину фактически сами производители признали и придумали 2 режима убирания средне-высоких частот. Тут всё собранно, открыто. Несколько удручает отсутствие цифрового драйва и точности. Напоминает ламповость (хотя нормальную лампу ни разу не слушал но подозреваю, именно так они и звучат).