НАРОДНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
«Семисотая» серия домашней акустики Chorus — самая популярная в модельной гамме французского производителя. А чтобы «народный хит» стал снова конкурентоспособным на фоне все большего числа новинок других марок, специалисты Focal решили модернизировать всю линейку. Как именно — посмотрим на примере старшей напольной модели.
У каждого производителя акустических систем в модельном ряду есть имиджевые изделия, демонстрирующие всю инженерную и технологическую мощь. Миссия быть «лицом бренда» почти всегда достается флагманам — моделям самым дорогим или самым крупным, самым респектабельным или самым сложным. Однако истинная репутация и популярность марки формируются все же за счёт менее приметных и более массовых моделей. Кстати, и их вклад в финансовый успех предприятия зачастую нисколько не меньше.
Применительно к домашним системам Focal это акустика из младшей «семисотой» серии Chorus, которая и до сегодняшнего дня неоднократно модернизировалась. Эти модели полюбились меломанам и звучанием, и отличным соотношением цена/качество, и стильной внешностью. При создании линейки 700V к разработке нового облика привлекали даже парижскую дизайнерскую студию Pineau & Le Porcher.
Очередное обновление серии произошло через шесть лет, за которые было продано около 200 тыс. штук АС. На фабрике в Сент-Этьене производство моделей Chorus без суффикса «V» началось в конце прошлого года. Напольные версии теперь зовутся просто 726, 716 и 714, полочные 706 и 705, центральный канал СС700 и тыловые диполи SR700.
Самые солидные в серии трехполосные системы 726 выпускаются в прежних габаритах, с тем же акустическим оформлением (фазоинвертор с выведенным вперед портом) и имеют аналогичную сужающуюся форму с непараллельными боковыми стенками из MDF. Внешние отличия прослеживаются лишь в отделке — в дизайне больше нет тотальной V-образности, острые ребра боковых панелей скруглились, а тканевый гриль стал традиционным, прямоугольным.
Под ним обнаружился тот же набор драйверов с диффузорами из Polyglass, полимера, на поверхности которого осаждаются стеклянные микрочастицы. Таких головок здесь три: пара воспроизводит нижний регистр, а ещё одна, того же 16,5-сантиметрового калибра, но с другими характеристиками, да еще вдобавок заключенная в собственный изолированный объем, отвечает за среднюю полосу. Верхнюю часть диапазона озвучивает пищалка TNV с легким алюминиево-магниевым куполом вогнутой формы и эффективным воздушным охлаждением (т.е. без ферромагнитной жидкости в рабочем зазоре) — такая же, к слову, применялась и раньше. Не изменились и частоты раздела полос — 300 и 3000 Гц.
Но не подумайте, что все перемены в моделях 2013 года носят сплошь косметический характер. Эта акустика — пример того, когда общая концепция, схемотехника и «драйверная» основа идентичны, но меняется внутренний конструктив и свойства отдельных элементов. У новинок пересмотрена система внутрикорпусных распорок, для корзин басовых и среднечастотных динамиков найдена более выгодная в плане подавления резонансов форма. В подвесе купола твитера используется новый пластичный материал Poron. Мелочи? Как сказать. Выполнять доводочную работу на уровне отдельных частей, которая даже не даст очевидных улучшений паспортных характеристик, а затем ради них еще и менять технологическую цепочку производства совсем не просто. Но в Focal выбрали именно этот путь, и тем интереснее полученный результат.
В редакцию акустика поступила в запечатанной коробке, поэтому перед прослушиванием пришлось устроить ей серьезный тренинг. Прогревались 726-е по ускоренной методике — колонки ставились почти вплотную «лицом к лицу», после чего на них подавался с усилителя моносигнал, но в противофазе. Прелесть этого способа состоит не столько в том, что можно дать серьезную нагрузку без многочасового «концерта» на полную громкость (звуковые волны взаимно компенсируются из-за эффекта акустического короткого замыкания), а тем, что вы отчетливо будете слышать те составляющие, что вызваны разбросом частотных и фазовых характеристик излучателей, структурными резонансами и корпусными призвуками. Чем меньше доля таких малоприятных звуков — тем, понятно, выше по классу акустика. И пусть такой «тест» не слишком информативен с точки зрения музыкальных качеств, он все же дает богатую пищу для размышлений.
726-е, кстати, такое испытание прошли почти без нареканий — были заметны лишь несколько более-менее выраженных «деревянных» призвуков, которые в конце прогрева сошли почти на нет. А ведь обычно акустика среднебюджетной ценовой категории в том же упражнении ревёт и стонет едва ли не на все лады.
Сразу скажу: дуэль с редакционной референсной акустикой «французы» выиграть не смогли, но держались молодцом. Чуть-чуть подкачали ударно-атакующие свойства в басах, и при построении пространственной сцены удаленные источники чёткие, хорошо сфокусированные, но образы на переднем плане укрупнены. И на краях стереобазы глубина пространства не так хорошо выражена.
Но перед своими прямыми конкурентами из той же ценовой категории новинки Focal имеют явные преимущества и, прежде всего, экспрессивность в динамике и широкий частотный диапазон. Обладая немалой чувствительностью, 726-е звучат очень уверенно и свободно, по всему спектру не чувствуется компрессии. В басовой области звук весьма фундаментален и не замутнен гулкими призвуками. В среднем регистре не заметно ни скованности, ни чрезмерной крикливости — тут есть живость и деликатность, и ясность. Отличный баланс.
К верхнему регистру поначалу были претензии — здесь явно акцентирована область жесткого металлического спектра (8 — 12 кГц), но, как выяснилось, это не проблема твитера, а влияние металлической защитной сетки, которая установлена на нем. Если её аккуратно удалить, верхний регистр выравнивается и смягчается, заодно становится чище и натуральнее «воздух», улучшается деталировка. Кстати, по последнему критерию «семисотая» серия едва ли не всегда обыгрывала конкурентов, так что отличная микродинамика обновленных 726-х даже не стала сюрпризом.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500 руб./3200 руб.)
Focal Chorus 726
Производитель: Focal-JMLab (Франция)
www.focal.com
Конструкция: 3 полосы, фазоинвертор || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Минимальное сопротивление: 2,9 Ом || Чувствительность (2,83 В/м): 91,5 дБ || Воспроизводимый диапазон: 48 — 28 000 Гц || При неравномерности: ±3 дБ || Частота разделения полос: 300, 3000 Гц || Подводимая мощность: 40 — 250 Вт || Подключение к усилителю: однополосное || Габариты: 222 х 990 х 343 мм || Масса (каждой): 23,5 кг || Цена: 50250 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Naim Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
- 2. Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985)
- 3. Blur, «Blur» (EMI Records, 1997)
- 4. Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
- 5. Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998)
- 6. Anne-Sophie Mutter, «Romance» (Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982)
- 7. Muse, «The Resistance» (Warner Bros., 2009)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты Focal Chorus 726
Большой объём корпуса позволил снизить частоту настройки фазоинвертора до 40 Гц, так что с басом у этих АС проблем быть не должно. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление всего 3 Ом, что следует учитывать при выборе усилителя. После 7 кГц оно начинает плавно расти, и на краю диапазона достигает 8 Ом. Таким образом, в ВЧ-области от усилителя не потребуется большой ток. Полосы между ВЧ и СЧ делятся высоко, в районе 3000 Гц. Несмотря на довольно высокий резонансный пик, фазовая характеристика во всём диапазоне частот укладывается в допуск +38/-34 град., что может благоприятно сказаться на динамике звучания.
Амплитудно-частотная характеристика Focal Chorus 726
Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси в диапазоне 80 Гц — 5 кГц, не превышает ±2 дБ, поэтому нарушений тонального баланса, особенно в самой ответственной, голосовой области здесь не будет. Плавный подъём, начинающийся с 6 кГц, легко устраняется разворотом колонок, при небольших углах, порядка 5 — 10 град., можно получить высокую линейность во всём звуковом диапазоне. Если же в комнате имеются ковры и много мягкой мебели, такая коррекция может и не понадобиться. Дисперсия традиционно широкая для твитеров Focal — форма кривых, снятых на 30 и 50 град., одинакова. Такая диаграмма сулит правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно слушателя. Чувствительность этих систем в реальных условиях меньше заявленной, порядка 88 дБ. Из положительных моментов стоит отметить полное отсутствие призвуков фазоинвертора.