ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ
Похоже, время не властно над Йоханом Рэке, основателем и главным конструктором фирмы Transrotor. Приходят и уходят цифровые носители, меняются поколения слушателей, а он десятилетиями проектирует виниловые проигрыватели. И каждый раз удивляет чем-нибудь необычным.
Посмотрите на недавно появившуюся модель Crescendo — это ж надо было придумать такую причудливую и красивую вещь! Но стиль здесь доминирует лишь внешне, на самом деле форма жёстко подчинена конструктиву, и все элементы выполняют вполне определённые функции.
Основанием служит толстая треугольная плита из молочно-белого акрила. Впрочем, это описание не совсем верно — углов в этой конструкции вообще нет, все сопряжения плавные, по фэн-шую. Соответственно, проигрыватель имеет три точки опоры, а развязкой служат массивные цилиндры с конусовидной нижней частью. Под острия конусов подкладываются точёные шайбы — тоже изрядной массы и диаметра.
В центр основания запрессована ось, на которую плотно надевается высокий алюминиевый цилиндр. В нижней части он имеет сферические проточки для круглых пассиков, а сверху — посадочное место для основного диска. Последний при массе порядка 10 кг играет роль маховика, сглаживающего мгновенные колебания скорости. Акриловый мат сверху служит демпфирующей прокладкой между металлической поверхностью и виниловой пластинкой. Для усиления контакта на шпиндель надевается полукилограммовый фирменный клэмп с резиновым ободком.
Двигатель полностью изолирован от шасси проигрывателя, хотя и устанавливается внутри, под диском. Это вполне самостоятельный узел, тяжёлый, с силиконовыми опорами. Собственно мотор питается переменным напряжением от внешнего источника Konstant Studio. Переключением частоты опорного генератора меняется скорость вращения диска с 33 на 45 об/мин. Предусмотрена точная подстройка оборотов под шлиц, процесс контролируется по накладному бумажному диску со стробоскопическими метками. На шкиве двигателя имеется дополнительная ступенька для проигрывания старых пластинок на 78 об/мин.
Посмотрите, как изящно — в буквальном смысле — выполнена опора тонарма. Дугообразная площадка крепится в одной точке над левым несущим конусом в задней части основания. Поворотом дуги можно менять базовое расстояние, что позволяет без каких-либо переделок монтировать как девяти-, так и двенадцатидюймовые конструкции.
Штатно на Crescendo устанавливается уже известный нам S-образный тонарм TR-800S со съёмным шеллом. На главном цилиндре имеется логотип Transrotor, но на самом деле это продукт японской компании Ichikawa Jewel Co., Ltd., известной на рынке под маркой Jelco. Это простая и надёжная конструкция с эффективной длинной 229 мм, рассчитанная на установку головок массой 4 — 12 г. Предусмотрена регулировка высоты в довольно широких пределах, в основании имеется 5-контактное гнездо, а в комплекте — соответствующий кабель с наконечниками RCA.
Проигрыватель поставляется с MC-головкой Transrotor Merlo Reference. Это улучшенная версия британской Goldring Elite в корпусе из полимера Pokan. Главное отличие от базовой модели — профиль иглы Harmonic (у прототипа — Gyger I). Выходное напряжение 0,5 мВ при оптимальном сопротивлении нагрузки 100 Ом, замена иглы в домашних условиях не предусмотрена.
Сборка проигрывателя — отдельная и очень увлекательная история. Все детали, даже самые мелкие, упакованы каждая в свой целлофановый пакет и разложены в углубления пенопластовых блоков. В комплекте также несколько шестигранных ключей, пузырёк с маслом, шаблон для ориентации картриджа и белые перчатки. Их и в самом деле лучше надеть — отпечатки пальцев на полированных поверхностях очень заметны. Прилагаемый мануал не содержит никаких инструкций по сборке, так что пришлось руководствоваться интуицией и имеющимся опытом. Ставим двигатель на горизонтальную поверхность стола, пропускаем его в круглый вырез шасси (непременно с зазором!), соединяем пассиком ведущий шкив и приводной цилиндр, а уж затем водружаем главный диск.
В последнюю очередь оснащается тонарм — навинчивается противовес, закрепляется шелл с предварительно закреплённой головкой. Перед первым прослушиванием двигателю (точнее, источнику его питания) рекомендовано поработать полчаса на холостом ходу для прогрева.
Фонокорректор Phono-8 MC выполнен в классическом для Transrotor стиле — предельная лаконичность лицевой панели, рубленые контуры, сочетание полированного хрома с матовым алюминием. Выглядит просто, но благородно и внушительно. Предусилитель двухблочный, с внешним источником питания, и это правильно — магнитные поля и вибрации силового трансформатора здесь не влияют на звуковой тракт, весьма чувствительный к разного рода помехам. Соответственно, и результат — отношение сигнал/шум не более -68 дБ и искажения порядка 0,03%. Корректор предназначен для MC-головок с напряжением выхода 0,1 — 2 мВ и оптимальной нагрузкой 60 Ом — 4,7 кОм, причём подключение балансное, через разъёмы XLR. За счёт этого заметно снижается уровень помех и фона, наводимого на соединительный кабель.
Чувствительность и входное сопротивление задаётся DIP-переключателями на плате предусилителя. Чтобы до них добраться, пришлось отвернуть пару декоративных винтов на лицевой панели и снять верхнюю крышку корпуса. Заодно ознакомился со схемотехникой. Входной каскад выполнен на малошумящем операционном усилителе THAT1512, эти отнюдь не дешёвые микросхемы часто используются в профессиональной аппаратуре, в частности, в микрофонных усилителях. Коррекция RIAA — на OPA604, выходной буфер — на OP97F. В развязках питания применяются конденсаторы Panasonic FC, в частотнозадающих цепях — плёночные WIMA FKP2 и M-Cap. Так что комплектующие вполне соответствуют классу и цене предусилителя.
Перед началом прослушивания по специальным трекам «Vinyl Essentials» [1] проверяем резонанс подвижной системы, получилось порядка 12 Гц, что можно считать вполне приемлемым результатом. Головке, кстати, для начала тоже нужно «прогреться», размять подвижную систему. Приличный бас — глубокий, разборчивый, быстрый — появился где-то через час после включения проигрывателя. Впрочем, характерный почерк топовых моделей Goldring узнаваем сразу, звучание у них основательное, с насыщенным спектром, красивой серединой. Кроме того, они благодаря относительно небольшой прижимной силе (1,7 г) не склонны акцентировать треск и шипение винила. Что касается самого проигрывателя, то его класс чувствуется по идеально выдержанному тону на длинных нотах, которыми изобилует «Wish You Were Here» [2]. Ни малейшей девиации или дробления звука, такое под силу лишь аппаратам с массивным диском и качественным приводом. Ещё одно достоинство огромной инерции — способность полноценно передать драйв и ритмический рисунок. Спокойная уверенность, исключительная точность временных отсчётов и отсутствие гулкости в нижнем регистре, характерной для лёгких бюджетных столов. По сравнению с цифровыми записями Pink Floyd — более драматично, хотя чувствуется некоторая схематичность, присущая японским прессам. Crescendo обнажает структуру музыкальных записей, и это отдельное удовольствие, но только в том случае, если вы слушаете оригинальные релизы, а не 180-граммовые переиздания.
Например, аутентичный американский пресс Пола Дезмонда и Джерри Маллигана [3] — два выдающихся музыканта на одной сцене. Оба играют на саксофонах, но какой контраст в подаче, энергетике и артикуляции! Потрясающая слаженность, долгие звуки кажутся бесконечными, за каждым пассажем живая мысль. Соревнование двух виртуозов, третий явно лишний, мы вроде случайно присутствуем, тем не менее — редкое ощущение причастности.
Подборка ранних вещей Rolling Stones [4]. Искусственно разваленная на два канала звуковая сцена, словно при первых демонстрациях стереозвучания, и… удивительная атмосфера тех лет. Появляется составляющая, часто отсутствующая на CD, та самая, которую англоязычные авторы называют good vibrations, а я бы сказал — биение жизни. И чем дальше релиз от самой первой, оригинальной записи (ремастеринг, оцифровка и т.д.), тем меньше в нём жизни.
Совсем другие ощущения от Чайковского [4]. Выверенная до мелочей, идеально срежиссированная и смикшированная запись. Саунд — словно качественная трансляция по кабельному FM-радио (приходилось слышать в Америке). Гармония тонального баланса, плавное, неспешное течение музыки, стабильность звуковой сцены, и лишь редкие щелчки, похожие на искорки, напоминают о том, что это всё-таки винил, а не прямая передача из концертного зала. u
Transrotor Crescendo
Производитель: Rake Hifi/Vertrieb GmbH
www.transrotor.de
Тип привода: пассиковый || Скорости вращения диска: 33/45 об/мин || Отклонения от номинальной скорости: ±0,2% || Диаметр диска: 300 мм || Толщина диска: 70 мм || Масса диска: 9,7 кг || Масса, проигрывателя: 35 кг || Габариты: 510 x 220 x 390 мм || Цена с головкой: 249480 руб.
Тонарм TR 800S
Эффективная длина: 229 мм || Заход иглы: 15 мм || Эффективная масса: 20 г || Оптимальная масса головки: 4 — 10 г || Диапазон регулировки высоты: 39 — 60 мм
Головка Merlo Reference
Тип: МC || Диапазон частот (±1 дБ): 20 — 30000 Гц || Выходное напряжение (±1 дБ, 1 кГц): 0,5 мВ || Разделение каналов (1 кГц): >27 дБ || Расбаланс каналов: <1 дБ || Профиль иглы: Harmonic || Рекомендованная прижимная сила: 1,8 г || Гибкость: 18 мм/Н || Активное сопротивление: 8 Ом || Оптимальное сопротивление нагрузки: Ом 100 || Оптимальная ёмкость нагрузки: 100 — 500 пФ || Масса: 5,7 г
Transrotor Phono-8 MC
Входное сопротивление: 60 — 4700 Ом || Номинальная чувствительность: 0,1 — 2,0 мВ || Диапазон частот (±0,1 дБ): 20 — 20000 Гц || Усиление: 40 — 65 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: -68 дБ при усилении 65 дБ, -80 дБ при усилении 40 дБ || КНИ + шум: 0,03% || Напряжение питания/ток: 12/0,5 В/А || Габариты: 350 х 75 х 320 мм || Масса: 7,2 кг || Цена: 124740 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- Фонокорректор Transrotor Phono-8 MC (124740 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели:
- — межблочные Cardas Golden Presence RCA 0,75 м (34020 руб.)
- — акустические Cardas Golden Presence Banana 2,5 м (79990 руб.)
- — сетевые Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.), Silent Wire АС32 1,5 м (53130 руб.)
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Vinyl Essentials. The Ultimate Pickup Test Record». Image Hi-Fi Germany 2001
- 2. Pink Floyd, «Wish You Were Here». CBS Japan, 1975
- 3. Paul Desmond & Jerry Mulligan. Pickwick Int., USA 1979
- 4. The Rolling Stones, «Big Stones». 2LP, DECCA London, 1974
- 5. Tchaikovsky, «The Nutcracker». 2LP, CBS, 1979