В технике действуют те же законы, что и в животном мире: ухудшение условий окружающей среды стимулирует эволюцию и приводит в конечном итоге к повышению жизнеспособности вида. Понятно, что выживает сильнейший, а слабые уходят. В качестве примера приведу ситуацию в сфере дисплеев для домашнего кино.
Объективные данные
- Матрица: 3 х SXRD 0,61”
- Физическое разрешение: 1920 x 1080
- Поддержка 3D: да
- Преобразование 2D>3D: да
- Световой поток: 1700 ANSI лм
- Контрастность (динамическая): 100 000:1
- Объектив: F2,52 — F3,02; f18,7 — 29,7 мм
- Кратность зума: 1,6
- Ирисовая диафрагма: да
- Диагональ изображения: 40 — 300 дюймов
- Мощность и тип лампы: 200 Вт UHP (LMP-H202)
- Срок службы лампы (норм./эко): 2000/3000 ч
- Входы видео: 2 х HDMI, VGA, Component
- Управление оптикой (фокус, зум, Lens Shift): ручное
- Сдвиг оптики (Lens Shift):
- по вертикали ± 71%
- по горизонтали ± 25%
- Коррекция трапеции: да (по вертикали)
- Звуковой тракт: нет
- Шум вентилятора: 21 дБ
- Габариты: 407 x 179 x 464 мм
- Масса: 9,6 кг
- *http://www.salonav.com/arch/2011/12/084-sony.htm.
Появление относительно недорогих плазменных и ЖК-телевизоров большой диагонали усложнило жизнь производителям домашних проекторов. Которая стала ещё более трудной (а для кого-то и невыносимой), когда начался экономический кризис — он больнее всего ударил по среднему классу, то есть основному потребителю этой техники. В итоге одни брэнды переключились на офисные и так называемые мультимедийные модели, другие вообще ушли с рынка. Устойчивый спрос оставался лишь в верхнем ценовом сегменте — возникла реальная опасность, что проекторы для домашнего кино перейдут в разряд эксклюзивной техники и станут недоступными для большинства истинных любителей кинематографа. К счастью, этого не произошло, поскольку лидеры отрасли нашли в себе силы приспособиться к новому «климату». В итоге на рынке появились модели, сочетающие весьма высокое качество изображения и умеренную цену. Прежде всего это касается аппаратов на LCoS-чипах, точнее, на их разных фирменных реализациях (SXRD у Sony и D-ILA у JVC), что само по себе уже создаёт основу для конкуренции. Соперничают они на редкость интеллигентно и мягко: в сущности, их модельные ряды впрямую не сталкиваются, они как бы дополняют друг друга — как две расчёски, вставленные зубьями друг в друга. Но если один из производителей снижает цены, другому тоже приходится это делать.
Самой доступной моделью на основе матрицы SXRD сейчас является Sony VPL-HW30ES — мы тестировали этот проектор в №12/2011* и даже отметили знаком «Выбор эксперта» как аппарат с исключительным для того времени соотношением качество/цена.
Однако с тех пор он стал ещё доступнее. На момент написания этих строк VPL-HW30ES предлагался за невероятную сумму в 99900 руб. Столь существенное снижение (со стартовых 159000 руб.) произошло спустя некоторое время после выхода в свет в конце прошлого года модели Sony VPL-HW50ES — именно с ней нам и предстоит сейчас познакомиться.
Если воспользоваться автомобильной терминологией, можно сказать, что оба проектора выполнены на одной платформе и относятся к одному классу, однако создателям «пятидесятого» удалось существенно улучшить его технические характеристики по сравнению с VPL-HW30ES. Конструкция и дизайн корпуса, коммутация, ручное управление оптикой — всё это осталось прежним. Правда, на 0,4 кг снизилась масса, а значит, во внутреннем устройстве есть важные изменения. Впрочем, возможно, у «тридцатого» массу округлили, а здесь решили указать точно. Как бы то ни было, но одновременное увеличение светового потока (с 1300 до 1700 ANSI лм) и контрастности (с 70000:1 до 100000:1) едва ли возможно без существенной доработки оптического «движка». Жаль, что подробную информацию на этот счёт производитель не предоставляет.
Хотя известно о новых технологиях, которые впервые были реализованы во флагманской модели VPL-HW1000ES, — о них рассказывали на презентации «пятидесятого». Прежде всего, это Reality Creation — обработка по фирменному алгоритму, призванная сделать картинку более реалистичной. Что особенно интересно, процессор в своей работе опирается на обширную базу изображений (шаблонов), собранную компанией за многие годы. Благодаря обработке улучшается масштабирование, удаление шумов, детализация и т.д. Другая технология, Contrast Enhancer, улучшает картинку на основе анализа входного сигнала. Увеличенный световой поток проектора позволил ввести режимы Bright Cinema/TV Mode, предназначенные для просмотра кино или телевизионных передач в условиях неполного затемнения. Все эти улучшения должны, естественно, сказаться и на показе 3D-видео. Кстати, в комплект проектора входят две пары активных затворных очков TDG-PJ1 с футляром, модулятор — встроенный (у VPL-HW30ES он внешний).
Модель выпускается в двух цветах — чёрном или белом, соответственно, в индексе появляются буквы «B» или «W». Корпус лаковый, что, на мой взгляд, не очень практично. Но с этим ничего не поделаешь — производители убеждены, что нам нравится всё блестящее.
Как уже писал выше, управление оптикой полностью ручное. Сдвиг объектива (Lens Shift) осуществляется колёсиками на «спине» проектора. Как мне показалось, механизм слегка люфтит, поэтому сначала надо навести на фокус и только после этого устанавливать положение картинки на экране. Эти операции лучше делать по встроенной тестовой таблице — она вызывается кнопкой Pattern. Особенно она полезна для коррекции трапеции, хотя пользоваться этой регулировкой следует только в крайнем случае и в небольших пределах.
Пульт крупный и с подсветкой, практически все основные настройки и пресеты отражены на нём отдельными кнопками.
Одно из важных достоинств технологии SXRD (впрочем, как и других реализаций LCoS) — малые межпиксельные промежутки, их очень сложно различить даже в непосредственной близости от экрана. Как следствие, картинка выглядит исключительно слитной и гладкой.
Графический интерфейс строгий, простой и ясный. На самом деле настроечные возможности проектора чрезвычайно развиты, просто структура меню тщательно продумана, поэтому продвинутые регулировки не бросаются в глаза неподготовленным пользователям. Готовых пресетов изображения множество, они перекрывают практически все возможные при домашнем использовании ситуации.
Технология Cinema Black Pro представляет собой фирменный алгоритм управления диафрагмой и мощностью лампы. Имеется полностью автоматический (Auto FulI) режим диафрагмы, ограниченный (Auto Limited) — он предназначен для сеансов в полностью затемнённом помещении, а также ручной (Manual) — в нём появляется возможность точно регулировать световой поток, не уменьшая при этом диапазон яркостей. Для лампы предусмотрены два режима: полной и пониженной мощности.
3D-видео на входе обнаруживается автоматически, но только при условии, что в сигнале имеется необходимая для этого информация, если же её нет, режим объёмного показа может включаться принудительно. Есть конвертор 2D>3D, причём работает весьма неплохо, во всяком случае, явных артефактов я не заметил. Яркость для объёмного показа достаточная, да и шум системы охлаждения увеличивается незначительно — в обычном режиме вентиляция практически бесшумна.
Обработка Reality Creation работает со стандартным по разрешению сигналом не очень убедительно: возрастает детализация, но вместе с ней усиливаются шумы. Увеличиваешь степень шумоподавления — падает чёткость. Можно, конечно, повозиться и найти оптимальную комбинацию настроек, но ведь это придётся делать для каждого фильма. Да и на Blu-ray, как мне показалось, без неё легко обойтись.
При включении Motion Flow проектор на некоторое время «засыпает» — ничего страшного, надо лишь быть к этому готовым. Чёткость и плавность движений в динамических сценах, действительно, улучшаются, но картинка становится слишком телевизионной. Впрочем, это дело вкуса. Главное, что артефакты не наблюдаются.
Цветопередача практически идеальна, причём без дополнительных манипуляций. Чёрный великолепен. Картинка в целом очень естественная и кинематографичная. Однако на DVD, как мне показалось, недостаточна чёткость. На Blu-ray — явно лучше, но ощущение лёгкой размытости остаётся и здесь. Есть подозрение, что виновата в этом оптика.
На самом деле это всё придирки. Общее впечатление самое положительное. Думаю, конкурировать с этим аппаратом могут только более дорогие модели.
Sony VPL-HW50ES 166380 руб.
+ Правильная картинка с естественными цветами и глубоким чёрным. Приличный запас яркости, возможность показа в не полностью затемнённом помещении.
— Ручное управление оптикой в совокупности с неразличимой пиксельной сеткой затрудняют наводку на фокус.
= Несмотря на относительно невысокую цену, аппарат обладает фирменным характером изображения и будет удачным выбором для ограниченного по бюджету, но достойного по качеству домашнего кинотеатра.