ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ
Любители музыки делятся на две категории: предпочитающих серьёзную аппаратуру, несмотря на недостаток места в квартире, и не желающих делить с техникой жизненное пространство, даже имея его в избытке. Число вторых уже составляет подавляющее большинство, но производители долго игнорировали этот факт, полагая, что компактное не может быть дорогим. Однако в начале XXI века произошёл перелом.
Я бы сказал сильнее: произошёл мощный тектонический сдвиг в сознании — и меломанов, и производителей. Конечно, он был обусловлен развитием цифровых технологий и микроэлектроники, позволивших создавать компактную технику с достойным звучанием, но толчком стало, безусловно, появление iPod. Плеер первого поколения вышел в свет в 2001 г., но взрывной рост популярности случился лишь спустя два года с открытием музыкального онлайн-магазина iTunes и запуском плеера третьего поколения. Многие покупали его из-за привлекательного дизайна, чрезвычайно удобного пользовательского интерфейса и даже очарования самой марки Apple, но затем обнаружили, что, помимо всего прочего, он замечательно звучит. В 2004 г. общее число песен, скачанных через iTunes, достигает 50 млн., а журнал «Newsweek» называет американцев «iPod-поколением». Началась эпоха «айподомании», достигшая апогея к 2007 — 2008 г., когда док-станции стали обнаруживаться в самых неожиданных местах вроде очень дорогих ламповых усилителей или источников класса High End.
Далеко не все производители смогли сохранить в этой вакханалии здравый смысл и не поддаться всеобщему помешательству, но Denon это удалось. В 2005 г. компания запустила S-серию, в которую вошли компактные, но отнюдь не дешёвые* DVD-системы формата 2.1 (S-301 и S-101), отличавшиеся исключительно добротным исполнением и весьма привлекательным звуком. Поддержка iPod у них ограничивалась возможностью подключения с помощью входившего в комплект специального кабеля и управления со штатного пульта ДУ. Через пару лет серия обновилась, и в ней появились плееры S-32 и S-52 со встроенной акустикой и iPod-доками, которые были оснащены вдобавок экзотическими в то время беспроводным адаптером Wi-Fi и разъёмом USB. Думаю, именно они являлись «предками» современных систем Denon Cocoon, с которыми мы сейчас познакомимся.
В ОЖИДАНИИ БАБОЧКИ
Различия по сравнению с «прародителями» не только очень значимые, но и весьма показательные — по ним видно, как изменились всего за несколько лет способы взаимодействия с аппаратурой и место музыкальной техники в нашей жизни.
Если, скажем, модели S-32/S-52 демонстрировали традиционную технократичность и смотрелись бы, на мой вкус, не слишком гармонично в изысканном домашнем интерьере (они больше подходили для офиса), то «Коконы», напротив, подчёркнуто лаконичны и способны легко вписаться в любую обстановку, не важно — рабочую или жилую, а портативная версия не покажется чужеродной, скажем, на гламурном пикнике. Впрочем, как мне кажется, ещё более важен новый алгоритм воспроизведения музыки.
Прежде ни одна мини-система не могла обойтись без кассетной лентопротяжки, а позже — CD-плеера, но сейчас оптические диски вообще не рассматриваются как обязательный для компактной аппаратуры носитель контента — формат, давай, до свидания. Главный источник информации — портативные устройства Apple, они же обеспечивают полноценное управление. Входящий в комплект миниатюрный пульт ДУ предназначен для случаев, когда iPod/iPhone установлен на подставку и воспроизводит музыку или занят телефонным разговором, email-перепиской или другими неотложными делами. Сенсорные кнопки на самих устройствах позволяют переключать треки, регулировать громкость, включать/выключать систему и заходить в настроечное меню.
В семействе «Коконов» пока две модели — стационарная Cocoon Home (DSD500) и портативная всепогодная Cocoon Portable (DSD300). Внешне они очень похожи, а различаются габаритами — портативная версия компактнее и легче, суммарная мощность усилителей у неё вдвое меньше, проще конструкция спикеров, она может питаться от аккумуляторов и имеет сзади специальный отсек для хранения пульта ДУ. Есть у неё и адаптер для питания от сети, он также необходим для зарядки аккумуляторов.
Док-станция у обеих моделей спрятана внутрь корпуса и выдвигается при лёгком нажатии на дисплей. Коннектор — старый 30-пиновый, и хотя переходник на новый разъём Lightning давно выпускается, вид с ним будет совсем «не кул». Решение проблемы уже заложено в конструкцию обеих моделей — это воспроизведение музыки с портативных плееров и смартфонов по беспроводному каналу и, в частности, по протоколу AirPlay (для Apple-устройств). Но сам факт, что выдвижной док может быть спрятан с глаз долой, как бы намекает, что совсем не обязательно использовать с «Коконом» изделия Apple — достаточно и Android-смартфона, для которого также предлагается бесплатная программа управления и который умеет с её помощью «вещать» на «коконы».
Ещё одним важным (если не основным) источником контента может служить Сеть (подключение по Wi-Fi или Ethernet): обе модели оснащены приёмником интернет-радио и способны воспроизводить цифровые потоки по протоколам AirPlay и UPnP/DLNA (в роли серверов могут выступать компьютеры и NAS в домашней сети). Наконец, у стационарной модели Home имеется интерфейс USB для воспроизведения файлов с внешних накопителей. Думаю, он и портативной не помешал бы, но придётся без него обойтись.
ЖИЗНЬ ВНУТРИ
Как говорилось выше, модели Home и Portable отличаются, помимо габаритов и всепогодного исполнения, конструкцией акустики. И если у DSD300 это вполне традиционные широкополосные спикеры, на которые работает усилитель 2 х 25 Вт, то у DSD500 громкоговорители не только двухполосные (в каждом из каналов — пищалка 40 мм и басовик диаметром 100 мм), но и подключены по bi-amping, а четыре канала развивают в сумме 100 Вт. Замечу попутно, что в обеих моделях импульсные усилители класса D. Расположены драйверы по дуге — это способствует формированию более масштабной звуковой сцены за счёт отражений от стен комнаты и мебели. Если посмотреть на систему сверху, она напоминает арахис в оболочке — такая форма препятствует формированию стоячих волн внутри корпуса.
Подготовка «Кокона» к работе начинается с подключения к локальной сети: это может быть кабельный Ethernet (самый простой вариант) или Wi-Fi — поддержка технологии WPS (Wi-Fi Protected Setup) позволяет осуществить настройку «вслепую», требуется лишь последовательно нажать специальные кнопки на роутере и на самой системе. Также возможна детальная настройка сетевых параметров с помощью ПК — для этого используется функция Netlink, запускаемая специальной кнопкой (она расположена рядом с WPS). Подробное описание есть в документации. Далее необходимо установить программу управления на смартфон — без этого будут доступны лишь три интернет-радиостанции, зафиксированные в памяти устройства на фабрике — переключаются они кнопкой с пиктограммой нотного знака. Заменить их собственными любимыми станциями можно позже — через управляющую программу. Эта же кнопка (на пульте или самой системе) переключает и дополнительные источники, например, USB или аналоговый вход 3,5 мм — он расположен сзади на основании. Там же и кнопка Loudness — коррекция, увеличивающая отдачу на низких и высоких, что может оказаться очень полезным при малых уровнях громкости.
Часть настроек доступна через меню, вызываемое одновременным нажатием сенсорных клавиш + и — , это установка местного часового пояса и другие параметры встроенных часов (могут корректироваться автоматически по сети), максимальный уровень громкости, отображение сетевой информации и ручной ввод пин-кода WPS, запуск обновления программного обеспечения и возврат к первоначальным настройкам. Однако полный контроль «Кокона» возможен только с портативного устройства, желательно Apple. Моя попытка справиться с Cocoon с помощью Android-смартфона оказалась неудачной. Причина — пресловутая «фрагментация» этой ОС: на руках у пользователей находится множество устройств с разными версиями системы, которые значительно отличаются друг от друга. Сделать приложение совместимым со всем этим многообразием практически невозможно. На моём смартфоне установлена недавно выпущенная ОС версии 4.1.2, с ней пока не работают очень многие программы, которые отлично идут, скажем, на Android 2.3.6.
КОРОЛЬ ВЕЧЕРИНОК
Звуковой почерк у двух моделей, в общем-то, близок, хотя более крупная Home играет явно басовитее и мощнее, да и раздельное усиление проявляется в вокале (он живее и чище) и лучшей фокусировке образов. Обе системы весьма чувствительны к качеству материала, и пережатые mp3 быстро вызывают желание убрать громкость на минимум. Другое дело — FLAC или несжатый PCM: с ними на передний план выходят живость подачи, экспрессия, динамика. Танцевальные жанры, электроника, не самый тяжёлый рок — здесь «Коконы» в своей стихии. Неплохо идут камерные жанры — классика, джаз. А вот динамические контрасты симфонического оркестра даже для стационарной модели оказываются слишком суровым испытанием: в кульминационные моменты звук становится излишне жёсткими и грубым, вероятнее всего, из-за непосильной для блока питания нагрузки.
Конструкция с драйверами, развёрнутыми в сторону от слушателя, усиливает влияние акустики помещения, потому в хорошо заглушённых комнатах «Коконы» играют заметно мягче и комфортнее. Это ведь большую систему приходится обычно ставить в строго определённое место и потом мириться с проблемами в звуке, а эти малыши можно легко переносить по квартире, выбирая для них лучшее место. Они достойны такой заботы.
ПОРАДОВАЛО
Привлекательный дизайн, добротное исполнение. Обширные сетевые возможности. Эффектное, динамичное звучание.
ОГОРЧИЛО
Полноценное управление системой возможно лишь с портативных устройств.
*Идея создания качественной во всех смыслах и небольшой по габаритам аудиосистемы захватила спустя некоторое время многих производителей. Апофеозом стало, на мой взгляд, появление модели F80 от Meridian стоимостью свыше 100 тыс. руб.
Denon Cocoon
Производитель: D&M Holdings, Inc.
www.denon.ru
Модель | Cocoon Home DSD500 | Cocoon Portative DSD300 |
Док для | iPod/iPhone/iPad | iPod/iPhone |
AirPlay | Да | Да |
Воспроизведение по сети, стриминг с портативных устройств (iOS/Android) | Да | Да |
Wi-Fi | IEEE 802.11b/g | IEEE 802.11b/g |
Ethernet | Да | Да |
Воспроизводит файлы (сеть/USB) | mp3, WMA, WAV, FLAC, LPCM | mp3, WMA, WAV, FLAC, LPCM |
ИнтерНет-радио (число пресетов) | Да (3) | Да (3) |
Технологии WPS/Netlink | Да/Да | Да/Да |
Аналоговый выход, мм | 3.5 | 3.5 |
Кнопка Loudness | Да | Да |
USB | Да | Нет |
Дисплей | Да | Да |
Часы | Да | Да |
Таймер сна | Да | Да |
Питание | Сеть | Аккумуляторы/сетевой адаптер |
Замок Kensington | Да | Да |
Всепогодное исполнение | Нет | Да |
Мощность усилителей, Вт | 4 х 25 | 2 х 25 |
Класс усиления | D | D |
Динамики, мм | 2 x 40, 2 х 100 | 2 х 100 |
Габариты, мм | 451 x 236 x 170 | 352 x 180 x 136 |
Масса, кг | 5.4 | 3.3 |
Варианты оформления | Чёрный или белый глянец | Чёрный глянец |
Цена, руб. | 23990 | 16990 |