7 раз отмерь
Учитывая специфику испытуемых систем, мы внесли в методику измерений некоторые изменения. Зависимость импеданса от частоты не снималась, поскольку для центрального канала это непринципиально. Подводимая мощность здесь, как правило, небольшая, да и динамические характеристики не так уж важны. А вот как выглядит АЧХ, знать нужно — чтобы добиться однородной передней панорамы, на краях диапазона не должно быть резких спадов, иначе тембр источника, перемещающегося из одного фронтального канала в другой через центр, будет меняться.
Частотная характеристика выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS. На более низких частотах микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева).
Почти у всех испытуемых угловые характеристики оказались значительно менее линейными, чем осевая. Это связано с симметричным расположением мидбасовых драйверов, излучение которых на краях рабочего диапазона начинает взаимодействовать в противофазе. Соответственно, это обстоятельство, как типичное, мы комментировать не будем, а вот исключения обязательно отметим.
Громкоговорители центрального канала || ASW Cantius 312с || Canton Chrono CL555.2 || Chario Phoenix || Dynaudio Excite X22 Center || Focal Chorus CC800V || HECO Celan GT Center 42 || KEF Q600c || Magnat Quantum Center 73 || Monitor Audio GXC150 || Phase Technology PC33.5 || Polk Audio DSW CSiA6 || Piega Tmicro Center || Quadral Platinum M1 || RBH R56Ci || Spendor CR3 || System Audio Mantra 10AV || Triangle Voce Ex || Wharfedale Jade C1 || 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | Phase TechnologyPC33.5 | Polk AudioCSiA6 | PiegaTMicro Center | QuadralPlatinum M1 | RBHR56Ci | SpendorCR3 | System AudioMantra 10AV | TriangleVoce Eх | WharfedaleJade C1 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, закрытый корпус | 3 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 8 | 4 | 4 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 90 | 90 | 90 | 88 | 87 | 84 | 88 | 92 | 87 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 56 — 22000 | 45 — 27000 | 50 — 22000 | 35 — 50000 | 50 — 20000 | 75 — 20000 | 45 — 35000 | 60 — 20000 | 75 — 24000 |
При неравномерности, дБ | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | 3 | 1.5 | 3 | 3 |
Частота разделения полос, Гц | 2000 | Н.д. | Н.д. | 500, 2500 | 600, 3000 | 5000 | 3100 | Н.д. | 710, 3200 |
Подводимая мощность, Вт | До 200 | До 200 | До 150 | До 170 | До 175 | До 100 | До 135 | До 80 | До 150 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Двухполосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 457 x 175 x 244 | 609 х 197 х 355 | 10 х 120 x 130 | 550 х 160 x 249 | 787 x 216 x 267 | 305 х 165 х 190 | 460 x 330 x 225 | 535 х 190 x 310 | 664 х 195 x 300 |
Масса (каждой), кг | 8.16 | 13,0 | 4,0 | 9.2 | 12.7 | 4.6 | 9,0 | 10,0 | 13.2 |
Цена, руб. | 21420 | 20600 | 23600 | 23000 | 24032 | 25290 | 19900 | 23120 | 26000 |
МОДЕЛЬ | ASWCantius 312c | Canton Chrono CL555.2 | CharioPhoenix | Dynaudio Excite X22 Center | FocalChorus CC800V | HECO Celan GT Center 42 | KEFQ600c | MagnatQuantum Center 73 | Monitor AudioGXC150 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, закрытый корпус |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 4 | 8 | Н.д. | 8 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 91,2 | 87,5 | 90 | 86 | 91 | 90 | 87 | Н.д. | 89 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 43 — 30000 | 32 — 40000 | 80 — 20000 | 58 — 23000 | 57 — 28000 | 30 — 50000 | 45 — 40000 | Н.д. | 55 — 60000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | 3 | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | 2000 | 350, 3000 | 1500 | 1800 | 3000 | 3000 | 500, 2500 | Н.д. | 2800 |
Подводимая мощность, Вт | До 160 | До 140 | До 140 | До 150 | До 200 | До 180 | До 150 | До 180 | До 150 |
Подключение к усилителю | Двухполосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 430 х 180 х 270 | 455 x 170 x 310 | 490 х 260 х 215 | 500 x 130 x 210 | 493 х 189 х 294 | 570 x 205 x 33 | 629 х 210 x 302 | 470 x 170 x 295 | 461 х 172 x 303 |
Масса (каждой), кг | 7,7 | 10,2 | 11,0 | 7,0 | 11,0 | 14,2 | 14,1 | Н.д. | 6,0 |
Цена, руб. | 35100 | 23850 | 25000 | 26250 | 22000 | 29000 | 29500 | 20000 | 33900 |
Амплитудно-частотная характеристика
ASW Cantius 312c
Система обладает неплохой линейностью не только в голосовом, но и всём рабочем диапазоне, и даже интерференционный провал на осевой кривой не слишком велик. Твитер даёт плавный подъём, начинающийся с 5 кГц и достигающий +2,5 дБ на 12 кГц. Затем начинается довольно резкий спад, который в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью может быть заметен как потеря «воздуха». Диаграмма направленности на ВЧ широкая, и тональный баланс в этой области будет одинаково восприниматься всеми зрителями. Фазоинвертор настроен на 70 Гц, поэтому Cantius 312c сможет оптимально состыковаться даже с напольными фронтальными АС. Призвуки порта на 1200 Гц, скорее всего, будут заметны на большой громкости.
Амплитудно-частотная характеристика
ASW Canton Chrono CL555.2
По АЧХ центральный канал почти не отличается от остальной акустики серии Chrono, чем и обеспечивается однородность переднего плана. Линейность на оси образцовая, подъём твитера на 20 кГц в жилой комнате будет даже полезен. Диаграмма направленности на ВЧ очень широкая, это видно по поведению кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град. С 4 до 16 кГц они имеют одинаковый характер, поэтому CL555.2 можно использовать в кинотеатрах с большим проекционным экраном. С нижней серединой проблем тоже не будет — фазоинвертор, настроенный на 60 Гц, работает вплоть до 40 Гц. Призвуки порта не настолько велики, чтобы влиять на звучание.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Phoenix
В голосовом диапазоне система линейна, так что за качество воспроизведения диалогов можно не опасаться. Довольно высокий горб с максимумом на 14 кГц заметят лишь зрители, сидящие строго по центру, да и то в незаглушённом помещении. А вот потеря обертонов (спад выше 15 кГц) может сказаться на звучании музыкальных саундтреков. Дисперсия довольно широкая, что обещает правильную стыковку с фронтальной акустикой. Фазоинвертор настроен на 70 Гц и не даёт посторонних призвуков.
Амплитудно-частотная характеристика
Dynaudio Excite X22 Center
Почти во всём рабочем диапазоне неравномерность в реальном помещении не превышает ±2 дБ, хотя имеется общий наклон кривой в сторону высоких частот. Осевая характеристика шёлкового твитера идеальна, так что этот центральный канал можно рекомендовать любителям музыкального видео. Диаграмма направленности типична для акустики Dynaudio — при отклонениях от акустической оси 30 и 50 град. форма кривых практически идентична. Такая дисперсия гарантирует правильное построение переднего плана и одинаковые условия прослушивания для нескольких зрителей. В корпусе возникает стоячая волна на 1100 Гц, которая видна на характеристике фазоинвертора. На большой громкости она может влиять на звучание.
Амплитудно-частотная характеристика
Focal Chorus CC800V
В этой модели также приняты меры для идеальной стыковки с фронтальными АС — примерно такая же картина была получена при измерении других моделей из линейки Chorus. Видны подъёмы в нижней и верхней областях звукового диапазона, оживляющие звучание на малой громкости. Дисперсию твитера можно считать идеальной — форма кривых, снятых на акустической оси и при углах 30 и 50 град., практически одинакова. Обратите внимание на характеристику фазоинвертора — при настройке на 48 Гц она линейна вплоть до 28 Гц. Такой центральный канал способен создать неразрывный передний план в кинозале довольно большой площади. Призвуки порта незначительны и на звучание не влияют.
Амплитудно-частотная характеристика
HECO Celan GT Center 42
Редкая по тональному балансу система — на акустической оси нелинейность не превышает ±1,5 дБ, и даже твитер, помещённый в небольшой рупор, работает просто образцово. Как и у других моделей серии Celan GT, предусмотрена коррекция на ВЧ — подъём характеристики на 2,5 дБ (фиолетовая кривая) для заглушённых помещений. При отклонении от оси на 30 и 50 град. характеристики на высоких частотах выглядят одинаково. Оптимальное согласование с фронтальными АС обеспечивается и в области баса — фазоинвертор в центральном канале настроен на 42 Гц, а работает вплоть до 28 Гц. В корпусе имеется стоячая волна на 1200 Гц, но амплитуда её невелика.
Амплитудно-частотная характеристика KEF Q600C
Вот что значит трёхполосный центральный канал с коаксиальным СЧ/ВЧ-излучателем — характер звучания не зависит от точки прослушивания, и лишь при отклонении на 50 град. (нижняя кривая) возникает интерференция между твитером и СЧ-излучателем в сборке Uni-Q. Несмотря на общую волнообразность кривой, серьёзных нарушений тонального баланса быть не должно.
Столь потрясающая диаграмма направленности гарантирует абсолютно однородное по спектру звуковое поле, особенно если в качестве фронтальной используется акустика KEF серии Q. Фазоинвертор настроен на 45 Гц и немного пересекается с мидбасовыми драйверами. Порт даёт посторонние призвуки в широкой полосе, максимумы на 680 и 1300 Гц могут быть заметны на слух.
Амплитудно-частотная характеристика
Magnat Quantum Center 73
И здесь видна своего рода тонкомпенсация, при которой подъём в верхней области звукового диапазона достигает 4,5 дБ. Это наверняка оживит звучание, особенно на малой громкости и в переглушенной комнате. В целом система столь же линейна, как и остальные модели Quantum. Диаграмма направленности твитера широкая — кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 и 50 град., почти совпадают. Такой центральный канал способен создать цельную пространственную картину даже в кинозале с большим проекционным экраном. Согласование в басовом диапазоне обеспечивается эффективностью фазоинвертора, который при настройке на 50 Гц работает вплоть до 28 Гц и идеально стыкуется с мидбасовыми драйверами. Призвуки порта на 1100 Гц могут быть заметны.
Амплитудно-частотная характеристика
Monitor Audio GXC150
Очень неплохая картина для системы с закрытым оформлением. На оси нелинейность во всём диапазоне частот не превышает ±1 дБ (!), что редко встречается у хай-файных стереомониторов. Однако при формировании многоканального комплекта нужно учитывать два момента — низкую чувствительность центрального канала (порядка 85 дБ) и спад АЧХ, начинающийся на 80 Гц. Соответственно, понадобится мощный ресивер, а частоту среза в сабвуфере придётся устанавливать довольно высоко. Тем не менее — очень неплохой вариант для небольшой комнаты и компактных сателлитов.
Диаграмма направленности твитера широкая, поэтому с формированием переднего плана проблем не будет.
Амплитудно-частотная характеристика
Phase Technology PC33.5
Ещё одна закрытая система с линейным тональным балансом. Правда, спад АЧХ выше 13 Гц на музыкальных саундтреках может восприниматься как отсутствие «воздуха» и обеднённость обертонов в верхнем спектре. Всё остальное практически вне критики — голосовой диапазон идеален, диаграмма направленности широкая, чувствительность достаточная даже для работы с недорогим AV-ресивером. Спад на НЧ начинается с
70 Гц, это и будет оптимальной частотой настройки для сабвуфера.
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio CSiA6
В целом картина неплохая — провал на осевой кривой вблизи частоты раздела, возникающий из-за фазовой интерференции излучателей, очень неглубок и на слух вряд ли будет заметен. Ровный голосовой диапазон, порядок в верхнем спектре с небольшим подъёмом на 15 кГц и широкая диаграмма направленности, — всё это сулит правильный тональный баланс и оптимальное согласование с фронтальными АС. Стоит отметить также высокую чувствительность (90 дБ), заметно облегчающую выбор ресивера. Точная стыковка фазоинвертора, настроенного на 48 Гц, обеспечивает нормальное взаимодействие даже с крупногабаритной напольной акустикой. Но есть и минус — довольно мощный резонанс портов на 7500 Гц. Чтобы уменьшить вероятность появления призвуков, колонку лучше не класть близко к задней стене.
Амплитудно-частотная характеристика
Piega Tmicro Center
Несмотря на скромные габариты и закрытое оформление, этот громкоговоритель обладает высокой чувствительностью (около 90 дБ), поэтому может работать с недорогими AVресиверами. Второй плюс — широчайшая диаграмма направленности в ВЧ-диапазоне, а это залог однородного звукового поля по всему переднему плану.
Горб на участке 5 — 10 кГц может восприниматься на слух как излишне яркое звучание музыкальных фонограмм, но в голосовом, самом важном диапазоне всё просто идеально.
Спад отдачи на НЧ по -3 дБ происходит уже на 110 Гц, поэтому в качестве сателлитов для этого центра можно рекомендовать столь же миниатюрные мониторы.
Амплитудно-частотная характеристика
Quadral Platinum M1
И здесь видна тонкомпенсация — лёгкие подъёмы на краях диапазона, компенсирующие падение чувствительности слуха к низким и высоким частотам на малых уровнях громкости. Повышенная отдача твитера на
16 кГц скажется на звучании лишь в звонком помещении, в обычной же комнате она заметна не будет.
Несмотря на трёхполосную конструкцию, на угловых кривых видны интерференционные провалы на 600 и 1800 Гц. Голосовой диапазон линеен, поэтому проблем с естественностью диалогов не возникнет. Диаграмма направленности широкая, при отклонении от акустической оси АЧХ на высоких частотах меняется очень незначительно. Система закрытая, спад на НЧ начинается с 85 Гц, что нужно учитывать при настройке многоканальной системы.
Амплитудно-частотная характеристика RBH R56Ci
Волнообразный характер кривой обусловлен фазовыми взаимодействиями излучателей и отражениями от лицевой панели. В голосовом же диапазоне неравномерность не превышает ±2,5 дБ, так что с основной задачей система справится без проблем. Примечательно, что начиная с 700 Гц и осевая, и угловые характеристики ведут себя очень похоже. Это значит, что характер звучания центрального канала будет одинаковым для всех зрителей. Широкая дисперсия гарантирует и правильное построение пространства, без провалов при отклонении от центра. На его характеристике порта видны резонансы на 380 и 1200 Гц, амплитуда последнего довольно велика. Частота настройки фазоинвертора около 80 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика Spendor CR3
Поскольку этот центральный канал представляет собой обычный двухполосный монитор, положенный горизонтально, то и картина получилась соответствующая.
Образцовая линейность в голосовом диапазоне, лёгкая неравномерность в верхней середине и ровный, сбалансированный верх — гарантия безупречного тонального баланса как при воспроизведении диалогов, так и музыкальных программ. Единственная проблема — зрители, сидящие справа и слева от громкоговорителя, оказываются далеко не в равных условиях. В последнем случае спад на ВЧ будет заметен сильнее (фиолетовая и чёрная кривые), чем в первом (зелёная и красная). Чтобы избежать этого, акустику центрального канала и делают симметричной.
Амплитудно-частотная характеристика
System Audio Mantra 10AV
В главном, среднечастотном диапазоне колонка линейна, да и на более высоких частотах неравномерность не превышает 1,5 дБ. Вблизи частоты раздела полос (3 кГц) возникает небольшой всплеск, но серьёзно повлиять на тональный баланс он не может. Твитер даёт подъём вблизи верхней границы воспроизведения, который может оказаться полезным в комнате с креслами и коврами. Дисперсия очень широкая, что обещает правильное заполнение звуковой сцены. Фазоинвертор настроен на 70 Гц, его порт даёт посторонние призвуки, максимальная интенсивность которых приходится на 1200 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Triangle Voce Ex
В СЧ-области неравномерность не превышает ±3 дБ, и это неплохой результат для системы центрального канала. Примечательно, что при двухполосной конструкции интерференционные провалы невелики как на осевой, так и на угловых кривых. Соответственно, тональный баланс будет восприниматься одинаково всеми слушателями, сидящими перед экраном. У твитера прекрасная диаграмма направленности, гарантирующая правильную передачу атмосферы и однородный спектр по всему центру панорамы.
Фазоинвертор настроен на 49 Гц и даёт серию незначительных призвуков. Чувствительность средняя, порядка 88 дБ.
Амплитудно-частотная характеристика
Wharfedale Jade C1
Закрытая трёхполосная система показала и соответствующий результат — отсутствие резких интерференционных провалов на угловых кривых. Впадина в диапазоне 1 — 2 кГц есть, но её глубина невелика и не зависит от угла прослушивания. Голосовой диапазон идеален, да и музыка будет воспроизводиться адекватно. Если использовать C1 с другими АС серии Jade, можно получить очень широкое и однородное по спектру звуковое поле в довольно большом кинозале. Резкий подъём на ВЧ легко подкорректировать в AV-ресивере, но он пригодится, если помещение переглушено или колонка расположена за экраном, как это иногда делают.
Спад на НЧ начинается с 70 Гц, поэтому проблем стыковки с фронтальными каналами не будет.