НАЕДИНЕ С МУЗОЙ
Грань между Hi-Fi и компьютерной техникой стала размываться давно. Началось это, пожалуй, с распространением общедоступных дисководов CD-ROM, позволивших проигрывать и копировать компакт-диски. Чуть позже — взрыв популярности кодека mp3, позволившего обмениваться музыкой в Интернете, тогда ещё очень медленном. Далее — появление форматов кодирования без потерь, постепенное внедрение в быт сетевых технологий…
В прошлом году этот процесс вступил в новую фазу. На рынок Hi-Fi-техники вышла компания Asus — один из крупнейших производителей компьютеров, комплектующих и периферии. Фирма обладает серьёзными производственными мощностями, богатым опытом и способна обеспечить минимальную себестоимость продукции при её высоком качестве. Это очень опасный конкурент для Hi-Fi-брэндов.
Пока что речь идёт о единственном устройстве, правда выпускаемом в нескольких модификациях. Это ЦАП Asus Xonar Essence One — не внешний звуковой интерфейс, а именно Hi-Fi-конвертор, пусть и с интерфейсом USB, но он уже давно обосновался в AV-технике. Аппарат был представлен в начале 2012 года и вызвал живейший интерес любителей качественно звука.
МЕТАМОРФОЗЫ ЗВУКОВОЙ КАРТЫ
Аудиоинтерфейсы изначально выпускались для двух практически изолированных сфер: игры и студийная звукозапись. Для первой во главе угла месте стояли эффекты, для второй — возможности и качество записи. C появлением DVD и домашнего кинотеатра игровые карты приобрели декодеры объёмного звука и стали многоканальными. Однако, по сути, от этого ничего не изменилось. Многие энтузиасты компьютерного звука пытались использовать профессиональные интерфейсы, но те из них, что обладали качественным трактом воспроизведения, были очень дорогими, поскольку львиная часть их стоимости приходилась на каналы записи, микрофонные усилители и т.д. Звуковые карты, которые подходили на роль музыкальных и обладали приемлемым соотношением качество/цена, можно было пересчитать по пальцам, причём большинство из них официально в России не продавались. Между тем спрос на такие продукты был, и немалый.
В 2009 году Asus выпустила внутреннюю карту Xonar Essence ST/STX (с интерфейсами PCI/PCI Express), предназначенную именно для качественного воспроизведения музыки в стерео и на которую мы уже обращали внимание наших читателей*.
Среди принципиально важных особенностей этой платы отмечу достаточно продвинутый встроенный усилитель для головных телефонов, способный раскачивать высокоомные модели, и возможность влиять на звук, заменяя операционные усилители (они были не впаяны на плату, а установлены в разъёмы). Карта стала весьма популярна, и её успех, очевидно, подтолкнул Asus на следующий шаг навстречу требовательным любителям музыки — выпуск внешнего решения — Xonar Essence One.
ПЕРЕХОД В ДРУГОЙ МИР
Внешние звуковые интерфейсы и ЦАПы разделяет очень тонкая грань. Но в ситуации с Essence One, как мне кажется, предельно ясно, что это Hi-Fi-компонент. От конверторов «некомпьютерных» фирм его отличает лишь необычный эффектный дизайн, да ещё, пожалуй, более продвинутый USB-драйвер — всё-таки опыт разработки программного обеспечения у компании огромный.
Единственное, что объединяет ЦАП ASUS c внутренней платой ST/STX — это концепция сменных операционных усилителей для изменения звукового «почерка». Самая доступная модификация комплектуется штатными ОУ NE5532, LM4562 и LME49720NA, которые допускают замену самим пользователем. Проблема только в том, что достать в России приличные операционники не так уж просто, а если покупать в зарубежных интернет-магазинах, есть опасность получить подделку. Так что заниматься подбором ОУ следует только при наличии определённой подготовки и желательно — надёжных поставщиков. Лично у меня опыт в этом деле не очень положительный: покупал чипы на eBay.com для карты Xonar Essence ST, и через несколько месяцев одна из микросхем вышла из строя, хотя имела приличный запас по режимам.
Чтобы не ограничивать круг покупателей лишь опытными радиолюбителями, Asus выпустила модификацию Essence One Plus — в её поставку входит коробочка с ОУ OPA2132PA и LM4562NA (всего 6 штук), которые являются очень неплохой заменой штатным. При этом цена выше всего на $100.
Добавив сверху ещё $200, можно приобрести топовую модификацию — Xonar Essence One Muse Edition, которая изначально комплектуется эксклюзивными ОУ Muse 01 японской компании New Japan Radio Co. Именно эту модель мы и взяли на тестирование.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Единственное внешнее отличие этого «издания» от остальных — чёрный лаковый рисунок на верхней панели вместо тёмно-жёлтого. Внутри, кроме других ОУ, есть ещё одно небольшое изменение — возможность увеличить амплитуду сигнала на выходе с помощью микропереключателя. Остальное — общее для всех трёх модификаций.
Интерфейс USB 2.0 построен на 32-битном чипе C-Media CMI6631 — именно он обеспечивает передачу потоков с частотой сэмплирования до 192 кГц. Приёмник S/PDIF, работающий на оптическом и коаксиальном входе — на микросхеме AKM AK4113. DSP — на SHARC-процессоре 3-го поколения с плавающей точкой ADSP-21261 от Analog Devices, он проводит вычисления с разрядностью 32/40 бит. Наконец, сам преобразователь — на двух чипах PCM1795 192 кГц/32 бита. Балансное включение обеспечивает динамический диапазон 123 дБ и уменьшает влияние джиттера на работу ЦАПа. В критически важных для звука цепях применяются полипропиленовые конденсаторы Wima FKP2 и FKS2. Усилитель для головных телефонов — на специализированных микросхемах LME49600TS, работает в классе АВ. Регуляторы громкости — на потенциометрах японской компании ALPS. Кстати, на линейном выходе и на усилителе для наушников уровень регулируется по отдельности, что исключительно удобно.
Восьмикратный симметричный апсэмплинг может быть отключён кнопкой на фронтальной панели. Когда он активен, светодиодные индикаторы частоты сэмплирования не горят. Если же ЦАП работает по USB, а в компьютере задействован программный интерфейс ASIO (необходимо использовать плеер, который поддерживает выбор выходных модулей, например, foobar2000), загорается индикатор Bit Perfect. На самом деле точная до бита передача данных может осуществляться и по Toslink, и по коаксиалу, что опять же зависит от выходного модуля в плеере, но ЦАП просто не в состоянии это определить. Как бы то ни было, чуть позже мы постараемся выяснить, гарантирует ли сияние синего светодиода наилучшее качество звука при использовании ASIO, или, проще говоря, имеет ли интерфейс USB какие-то преимущества перед оптикой и коаксиалом.
ДАВИД И ГОЛИАФ
Для аппарата, ведущего свою родословную от компьютерных звуковых интерфейсов, Essence One кажется на удивление тяжёлым — он весит более 3 кг. Дело в линейном блоке питания с солидным тороидальным трансформатором. Тем не менее рядом с референсным ЦАПом PS Audio PerfectWave MkII, чьё звучание рассматривалось в этом тесте как эталон, модель Asus кажется миниатюрной.
Сначала подключаем оба ЦАПа по USB с ASIO. Само собой, необходимо установить драйвера. В роли цифрового источника использовался специализированный компьютер с SSD-накопителем, вывод цифровых потоков на интерфейсы Toslink и Coaxial осуществлялся PCI-платой Asus Xonar Essence ST. Тестовые файлы воспроизводились из RAM-диска, создаваемого в оперативной памяти.
Первое впечатление: Essence One Muse Edition играет очень приятно — объёмно, интеллигентно и вместе с тем достаточно детально. Но у ЦАПа PS Audio звук более информативный и, я бы сказал, породистый, у него чётче и рельефнее сцена. Напротив, у Asus она слегка затуманена и смягчена. Может даже показаться, что несколько сглажена динамика, но на это быстро перестаёшь обращать внимание.
Переходим на оптический: лёгкий «туман» начинает рассеиваться, а с коаксиальным входом воздух становится прозрачным, звук в целом — более открытым. Хотя степень реалистичности у референсного аппарата всё же выше, да и фокусировка сцены получше. Он точнее передаёт пространство и динамические контрасты. Тем не менее ЦАП Asus является для него достойным соперником, хотя повторить подвиг библейского героя ему всё же не удалось.
При включении передискретизации звук становится гладким, «причёсанным», ещё более мягким, но экспрессивность и фокусировка ухудшаются, степень достоверности снижается. Хотя на некоторых записях возможно улучшение. Так что намертво отключать передискретизацию не советую — надо пробовать и выбирать наилучший вариант.
Теперь послушаем наушники Sennheizer HD 650: детально, никакой резкости, объёмно и плотно. Не слышно каких-либо наводок, высокоомные наушники уверенно раскачиваются. Но мой старый усилитель для головных телефонов April Stello HP100 играет всё же чище и точнее. Возможно, потому, что хорошо «размят» и прогрет.
Создателям Essence One Muse Edition удалось избавиться от типичных проблем бюджетных компьютерных интерфейсов — специфической цифровой жёсткости, он комфортен и не вызывает утомления при длительном прослушивании. Гармоничен в сочетании с системой, имеющей высокое разрешение, и предъявлять ему претензию в «мутности» (о чём писали некоторые зарубежные блогеры) я бы не стал. Аппарат, безусловно, стоит своих денег и является серьёзной заявкой Asus на будущее. Хотя на самом деле всё зависит от нас: будет спрос — будет продолжение праздника.
ПОРАДОВАЛО
Исключительно привлекательное соотношение качество/цена. Добротное исполнение, богатое оснащение интерфейсами. Возможность отключения передискретизации. Очень комфортный и хорошо сбалансированный звук.
ОГОРЧИЛО
Нет дистанционного управления.
*См. №6/2010: http://www.salonav.com/arch/2010/06/052.htm.
Asus Xonar Essence One Muse Edition
Производитель: ASUSTeK Computer Inc. (Тайвань)
www.asus.com
Процессор (DSP): ADI ADSP-21261 || ЦАП: 2 х TI PCM1795 || Интерфейсы: USB, Coaxial, Toslink || Выходы: 2 х XLR, 2 х RCA, 1 x 6,3 мм (1/4» для головных телефонов) || Регулировка уровня: раздельная для линейных выходов и наушников || Частота сэмплирования и разрешение (S/PDIF, USB ASIO): 44,1/48/8,.2/96/176,4/192 кГц @ 16/24 бита || Апсэмплинг: до 352,8 кГц (44,1/88,2/176,4 кГц), 384 кГц (4896/192 кГц) 32 бита || Диапазон частот: (-3 дБ, 24 бита/192 кГц) 10 Гц — 48 кГц p Отношение сигнал/шум (взвешенное, выход на наушники): 120 дБ || THD+N (1 кГц, выход на наушники): 0,000316% || Выходное напряжение (RMS, Vp-p): XLR — 4,0 В, RCA — 2,0 В, на наушниках — 7,0 В || Габариты: 261 x 230 x 61 мм || Масса: 3,2 кг || Цена: $899
КОМПОНЕНТЫ
- Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave MkII ($4000)
- Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)
- Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)
- Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Furutech U-2T ($40/м)
- Цифровые кабели Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
- 2. Diana Krall, «The Girl In The Other Room». FLAC 88,2 кГц/24 бита
- 3. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
- 4. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
- 5. Dream Theater, «A Dramatic Turn of Events». FLAC 96 кГц/24 бита
- 6. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don’t Explain». FLAC 44,1 кГц /16 бит