7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так удастся избавиться от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. Обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
Полочные акустические системы | ASW Cantius 212 | Canton Vento 830.2 | Chario Constellation Lynx | ELAC BS 253 | Epos Elan 15 | Focal Chorus 807V | Heco Celan GT 302 | KEF R100 | Monitor Audio GX50 | Phase Technology PC 1.5 | Phonar Veritas M4 Next | Revox S.Sound Piccolo | Spendor S3/5R2 | Wharfedale Jade 3 | 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | ASW Cantius 212 |
Canton Vento 830.2 |
Chario Constellation Lynx |
ELAC BS 253 |
Epos Elan 15 |
Focal Chorus 807V |
Heco Celan GT 302 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 89,4 | 87 | 87 | 87 | 90 | 92 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 45 — 30000 | 27 — 40000 | 67 — 20000 | 42 — 50000 | 47 — 25000 | 50 — 28000 | 30 — 50000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | 2000 | 3000 | 1500 | 2900 | 3200 | 3000 | 3000 |
Подводимая мощность, Вт | До 120 | До 150 | от 60 | До 150 | До 120 | До 175 | До 160 |
Подключение к усилителю | Двухполосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 310 х 180 х 250 | 220 x 360 x 310 | 360 х 200 х 200 | 285 х 170 х 232 | 415 x 210 x 280 | 448 x 237 x 333 | 230 x 380x 330 |
Масса (каждой), кг | 5,2 | 8,7 | 10,0 | 5,3 | 8,8 | 10,1 | 11,0 |
Цена, руб. | 56700 | 55000 | 48000 | 49900 | 40000 | 38000 | 42000 |
МОДЕЛЬ | KEF R100 |
Monitor Audio GX50 |
Phase Technology PC 1.5 |
Phonar Veritas M4 Next |
Revox S.Sound Piccolo |
Spendor S3/5R2 |
Wharfedale Jade 3 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, закрытый корпус | 3 полосы, закрытый корпус |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | Н.д. | 4 | 8 | 4 | 8 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 86 | 86 | 90 | 87 | 88.5 | 84 | 86 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 56 — 28000 | 55 — 60000 | 40 — 22000 | 40 — 27000 | 60 — 20000 | 75 — 20000 | 45 — 24000 |
При неравномерности, дБ | 3 | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | 3 | 3 |
Частота разделения полос, Гц | 2500 | 2300 | 2000 | 2300 | Н.д. | 5000 | 350, 2800 |
Подводимая мощность, Вт | До 100 | До 100 | До 150 | До 125 | До 80 | До 100 | До 150 |
Подключение к усилителю | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 280 x 180 x 289 | 300 x 170 x 263 | 200 x 346 x 313 | 300 x 200 x 280 | 140 х 140 х 158 | 305 x 165 x 190 | 433 x 246 x 400 |
Масса (каждой), кг | 6.6 | 7.5 | 9.07 | 11 | 2.1 | 4.6 | 11.8 |
Цена, руб. | 38900 | 49900 | 40320 | 47500 | 35235 | 47390 | 43500 |
Зависимость модуля Z от частоты ASW Cantius 212
Классическая 4-омная система, если говорить о номинальном значении импеданса. Оно же и минимальное, а после резонансного пика на частоте раздела (2400 Гц) при том же значении импеданс не зависит от частоты. Благодаря этому усилитель на высоких частотах будет работать с постоянной нагрузкой. Фазоинвертор настроен на 55 Гц. Полосы делятся простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует большая высота резонансного пика.
Амплитудно-частотная характеристика
ASW Cantius 212
Часто встречающаяся у полочных мониторов картина с лёгкими подъёмами на краях диапазона, компенсирующими падение чувствительности нашего слуха к низким и высоким частотам на малых уровнях громкости. Лёгкая неравномерность на СЧ появилась вследствие стоячей волны на 1200 Гц, которая из-за большой амплитуды сказывается на суммарной характеристике. Диаграмма направленности широкая, при отклонении от акустической оси АЧХ на высоких частотах меняется очень незначительно. Это обещает чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Чувствительность систем примерно 88 дБ, и для комнаты средних размеров будет вполне достаточно усилителя мощностью 60 — 70 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты Canton Vento 830.2
Номинальное сопротивление 5 Ом, что близко к указанному в паспорте значению, но на высоких частотах оно падает до 4,5 Ом (20 кГц). При выборе усилителя это обстоятельство обязательно нужно учитывать. Полосы делятся примерно на 2,5 кГц сложными фильтрами с компенсацией реактивной составляющей импеданса. Поэтому фазовая характеристика (верхняя кривая) укладывается в пределы ±36 град. Фазоинвертор настроен на 52 Гц, так что заявленная нижняя граница рабочего диапазона 27 Гц кажется несколько оптимистичной.
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Vento 830.2
Абсолютно линейные мониторы, особенно в нижней середине и ВЧ-области, такую картину редко увидишь и у гораздо более дорогих систем. Даже неравномерность, вызванная интерференцией волн вблизи частоты раздела, не превышает 0,1 дБ (!). Это благоприятно скажется на разборчивости и ясности звучания. Чувствительность средняя для полочных АС, порядка 88 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров мощный усилитель не понадобится. Диаграмма направленности очень широкая, поскольку форма кривых, снятых при отклонениях от оси, одинакова. Подъём, который дает акустическая линза на 16 кГц, заметно выравнивает АЧХ вне оси. С построением сцены проблем не должно быть даже в сложных акустических условиях.
Зависимость модуля Z от частоты
Chario Constellation Lynx
Номинальное значение импеданса довольно низкое, 3,2 Ом, но резких пиков и провалов нет. Как следствие, и фазовые сдвиги укладываются в промежуток +36/-40 град. В диапазоне 4 — 20 кГц сопротивление мало зависит от частоты и плавно растёт до 8 Ом. Это облегчает жизнь усилителю, от которого в самом сложном для него диапазоне потребуется совсем небольшой ток. Кроме того, эта акустика имеет малую реактивную составляющую импеданса, что очень благоприятно сказывается на динамических свойствах. Фазоинвертор настроен на 58 Гц, полосы делятся низко, на 1600 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Constellation Lynx
Подъёмы на краях диапазона делаются специально, чтобы оживить звучание на небольшой громкости. Резких пиков и провалов на характеристике нет, хотя твитер отличается повышенной отдачей с максимумом +6 дБ на 14 кГц. При этом звучание не потеряет прозрачности даже в переглушенных помещениях. Если акцент на ВЧ всё же заметен, не направляйте АС на слушателя, поставьте их параллельно задней стене, и АЧХ выровняется. Диаграмма направленности твитера очень широкая, но при больших отклонениях от оси возникает интерференционный провал. Призвуки фазоинверторного порта минимальны. Чувствительность АС порядка 88 дБ, что облегчает выбор усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты ELAC BS 253
Компактная двухполосная система с частотой настройки фазоинвертора 60 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 3,5 Ом. Выше 8 кГц оно плавно растёт с частотой и на 20 кГц достигает отметки 7,5 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы делятся высоко, в районе 3000 Гц, при этом самый важный, голосовой диапазон, в котором наше ухо особенно чувствительно к различного рода искажениям, воспроизводится одним излучателем. Фильтры, скорее всего, довольно сложные, с цепями фазовой коррекции (верхняя кривая).
Амплитудно-частотная характеристика
ELAC BS 253
Неравномерность АЧХ в диапазоне 120 Гц — 4 кГц, не превышает ±1 дБ, поэтому нарушений тонального баланса в самой ответственной, голосовой области быть не должно. Подъём, начинающийся после 8 кГц, легко устраняется разворотом АС — при углах порядка 5 — 10 град. может получиться линейная характеристика во всём звуковом диапазоне. Хотя в заглушённой комнате с мягкой мебелью это может и не понадобиться. Дисперсии твитера позавидуют и гораздо более дорогие мониторы — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., незначительны. Такая диаграмма сулит правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно слушателя. Чувствительность этих систем порядка 88 дБ. Стоячая волна с пиком на 900 Гц на АЧХ не сказывается.
Зависимость модуля Z от частоты Epos Elan 15
Фазоинверторная система, настроенная на 48 Гц, что можно считать оптимальным значением для данного объёма корпуса. Номинальное сопротивление — 4 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. А на высоких частотах оно достигает 8 Ом, благодаря чему усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях. С этими АС отлично споётся любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Полосы делятся на 2800 Гц, фильтр не даёт серьёзных фазовых сдвигов.
Амплитудно-частотная характеристика
Epos Elan 15
Очень неплохая картина для мониторов такой стоимости. Лёгкая волнообразность наблюдается вблизи раздела полос (3 — 5 кГц), но по амплитуде она не превышает ±1 дБ, поэтому на тональный баланс влиять не должна. Обратите внимание на идеально ровный голосовой диапазон, в который, кстати, попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера широкая — заметный спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается после 8 кГц. На характеристике порта видна стоячая волна с максимумом на 1200 Гц, но её влияние на АЧХ минимально.
Зависимость модуля Z от частоты Focal Chorus 807V
Двухполосная акустика с номинальным и минимальным сопротивлением 4 Ом, но резонансный пик на частоте раздела (3200 Гц) имеет амплитуду 43 Ом и соответствует резкому сдвигу фаз с +40 до -40 град. После пика импеданс плавно падает и на 20 кГц достигает отметки 8 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Фазоинвертор настроен на 48 Гц, что оптимально для столь солидных габаритов корпуса. Изломы обеих кривых на 780 Гц — признак стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Focal Chorus 807V
Системы обладают неплохой линейностью, несмотря на некоторую неравномерность вблизи раздела полос и на отмеченной ранее частоте 780 Гц. Фирменный твитер TNV с вогнутым куполом имеет резкий подъём после 15 кГц, достигающий + 4 дБ на 20 кГц. Его характеристика абсолютно одинакова как на оси, так и при любых отклонениях от неё. Соответственно, диаграмма направленности твитера невероятно широкая, благодаря чему звуковая сцена сулит быть чёткой и устойчивой в пространстве. Бас обещает быть глубоким, поскольку фазоинвертор начинает работать от 30 Гц (-3 дБ). Высокая для полочных мониторов чувствительность (около 90 дБ) позволяет работать с усилителями относительно небольшой мощности.
Зависимость модуля Z от частоты HECO Celan GT 302
Классические мониторы с фазоинвертором, настроенным на 52 Гц, и необычайно линейным импедансом. Номинальное сопротивление 3,5 Ом, но самое главное, что в голосовой области (160 — 500 Гц) оно не зависит от частоты, что обещает естественное и неокрашенное звучание вокала. Второй ровный участок — на высоких частотах, где усилитель будет работать, по сути, на активную нагрузку, а это всегда благоприятно сказывается на звучании. Кроссоверы с частотой настройки 2400 Гц имеют цепи, компенсирующие реактивную составляющую импеданса. Поэтому и фазовые сдвиги невелики (верхняя кривая).
Амплитудно-частотная характеристика
HECO Celan GT 302
Мониторы отличаются образцовой линейностью, если не считать плавного и небольшого подъёма на высоких частотах. Более того, в схеме кроссовера предусмотрена перемычка для дополнительного подъёма ВЧ на 3 дБ (верхняя синяя кривая). В реальных жилых условиях (при наличии мягкой мебели и ковров) тональный баланс, скорее всего, будет нейтральным, без заметной окраски. Построение сцены также обещает быть правильным даже при неоптимальном расположения АС относительно слушателя. Последнее преимущество обусловлено широкой дисперсией твитера вплоть до 10 кГц. Порт фазоинвертора показывает небольшой корпусной резонанс на 13200 Гц, который на звучание не влияет. Чувствительность превышает 90 дБ, и для правильной передачи динамического диапазона будет достаточно усилителя мощностью 60 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты KEF R100
Система с ровным для двухполосной конфигурации импедансом — при номинальном значении 4 Ом на отрезке 5 — 20 кГц сопротивление вообще не зависит от частоты и стабильно держится на отметке 5,5 Ом. Это облегчает режим работы усилителя, поскольку от него не потребуется слишком большой ток в ВЧ-области. Разделительный фильтр с центральной частотой 2400 Гц даёт не слишком высокий горб и мало влияет на фазовую характеристику. Не исключено, что он имеет довольно сложную схему для компенсации реактивной составляющей импеданса. Фазоинвертор настроен на 63 Гц, что объясняется небольшим объёмом корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика KEF R100
Заметный провал на 1300 Гц возникает из-за влияния мощной стоячей волны внутри корпуса (чёрная кривая). Если бы не это досадное обстоятельство, линейность мониторов можно было бы назвать образцовой. В голосовом диапазоне неравномерность не превышает ±1,5 дБ, что можно считать выдающимся результатом. Дисперсия коаксиального излучателя просто великолепна — разница между измерениями на оси и при отклонении на 30 и 50 град. незначительна. Порт фазоинвертора работает в довольно узкой полосе с максимумом на 63 Гц. Чувствительность ниже средней, около 87 дБ, что необходимо учесть при выборе усилителя. Для адекватного озвучивания комнаты средней площади понадобится не менее 70 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты Monitor Audio GX50
Чувствуется не совсем стандартный подход к конструированию АС — импеданс в ВЧ-области резко идёт вверх, а на частоте раздела видны два резонансных пика. Всё это говорит о применении сложных фильтров с фазовыравнивающими звеньями. Реактивная составляющая импеданса действительно невелика, поэтому усилитель будет работать, по сути, с обычным резистором в качестве нагрузки. Искажения выходных каскадов станут меньше и потому, что от них не потребуется большого тока в ВЧ-области. Фазоинвертор настроен на 58 Гц, частоту раздела полос по графику определить сложно.
Амплитудно-частотная характеристика
Monitor Audio GX50
Заметный провал на 2300 Гц возникает из-за фазовых взаимодействий излучателей вблизи частоты раздела. В подобных случаях имеет смысл изменить полярность подключения твитера, но разработчики всё же предпочли этого не делать. На остальных участках диапазона линейность очень неплоха, хотя твитер отличается слегка повышенной отдачей во всей своей полосе. Впрочем, она легко компенсируется разворотом колонок. Дисперсия очень широкая — кривые, снятые при отклонении на 30 и 50 град., абсолютно идентичны по форме. Это позволяет надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. Фазоинвертор даёт посторонние призвуки, но на слух они заметны не будут.Чувствительность ниже средней, чуть более 86 дБ, что необходимо учитывать при выборе усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты
Phase Technology PC1.5
Идеально ровный импеданс в среднем диапазоне благоприятно отразился и на фазовой характеристике. Малая реактивная составляющая нагрузки способствует правильной передаче динамических контрастов усилителем и не вызывает проблем с его устойчивостью. Номинальное сопротивление 3,5 Ом, минимальное же значение, 2,2 Ом, наблюдается сразу после раздела полос (3100 Гц). Затем оно начинает плавно расти с частотой и на 20 кГц достигает 8 Ом. Соответственно, усилителю не придётся отдавать слишком высокий ток в самом трудном диапазоне. Фазоинвертор настроен на 50 Гц, на частоте раздела фазовая кривая имеет резкий провал.
Амплитудно-частотная характеристика
Phase Technology PC 1.5
Абсолютно линейная характеристика с лёгкой неравномерностью в среднечастотной области на акустической оси. Твитер с тканевым куполом даёт небольшой спад АЧХ после 16 кГц, что может быть заметно в заглушённом помещении. Дисперсия очень широкая, расхождение кривых, снятых вне оси, минимально. Это обещает широкую зону стереоэффекта и правильную звуковую сцену, даже если колонки не удастся поставить строго симметрично относительно слушателя. А вот на угловых кривых виден заметный провал вблизи частоты раздела. Призвуки фазоинвертора незначительны. Чувствительность ниже средней, порядка 87 дБ, поэтому для комнаты средних размеров понадобится усилитель мощностью от 80 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты
Phonar Veritas M4 Next
Номинальное сопротивление этих мониторов около 6,5 Ом (на 220 Гц), и ниже этого значения оно не падает. На высоких частотах импеданс почти не зависит от частоты и достигает той же отметки на 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется слишком большого тока там, где его искажения и без того максимальны. Частота настройки фазоинвертора — 58 Гц, что обусловлено небольшим объёмом корпуса. Полосы делятся на 2200 Гц. Острый резонансный пик имеет большую амплитуду, такую картину обычно дают простые фильтры с минимальным количеством деталей.
Амплитудно-частотная характеристика
Phonar Veritas M4 Next
Здесь видна своего рода тонкомпенсация, т.е. плавный подъём АЧХ в нижней и верхней областях звукового диапазона относительно 1200 Гц. Это наверняка оживит звучание, особенно на малой громкости. Кроме того, в «глухой» комнате можно прибавить отдачу твитера на 1,5 дБ, переставив перемычку (верхняя синяя кривая). Дисперсия почти идеальна — кривые, снятые при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., выглядят совершенно одинаково. Такие АС способны создать правильную пространственную картину даже в том случае, если их не удастся установить в комнате по всем правилам. А вот чувствительность невысока — менее 86 дБ, так что усилитель понадобится довольно мощный. Корпус мониторов грамотно задемпфирован, стоячая волна на характеристике порта едва заметна.
Зависимость модуля Z от частоты
Revox S.Sound Piccolo
Номинальное значение импеданса 7 Ом, минимум же, 5,5 Ом, наблюдается на 5,3 кГц. Существенно повлиять на согласование с усилителем этот провал не может, поскольку на более высоких частотах импеданс растёт, достигая 10, 5 Ом на 20 кГц. Фазоинвертор настроен на 110 Гц, поэтому мониторы можно рассматривать исключительно как сателлиты в связке с сабвуфером. Полосы делятся на 2500 Гц довольно простыми фильтрами без фазовыравнивающих звеньев.
Амплитудно-частотная характеристика
Revox S.Sound Piccolo
Главная проблема этих малышей — очень низкая чувствительность, порядка 84 дБ, поэтому раскачать их может только очень мощный усилитель. Вторая особенность — неравномерность АЧХ в средней области, обусловленная мощной стоячей волной на 1300 Гц. Вообще говоря, куб — далеко не оптимальная форма корпуса для широкополосной системы, но ради красоты дизайнеры пошли на эти жертвы. Подъём после 5 кГц устраняется разворотом АС, конкретный угол будет зависеть от степени заглушённости помещения. Дисперсия твитера широкая — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., невелики. Это обещает правильное построение сцены даже в том случае, если сателлиты не удастся поставить симметрично относительно точки прослушивания.
Зависимость модуля Z от частоты Spendor S3/5R2
Закрытое акустическое оформление при небольшом объёме корпуса обусловило довольно высокую частоту резонанса — 78 Гц, так что для полноценного воспроизведения нижнего диапазона этим АС может понадобиться помощь сабвуфера. Номинальное сопротивление 6,5 Ом, затем оно резко растёт и после довольно высокого резонансного пика на частоте раздела снижается до 8 Ом на 7 кГц, затем снова растёт, достигая на 20 кГц отметки 12,5 Ом. Несмотря на такие изменения импеданса, фазовая характеристика довольно линейна, что благоприятно сказывается на разборчивости звучания. Высокое же сопротивление в ВЧ-диапазоне облегчает работу усилителя.
РЕКЛАМА
Амплитудно-частотная характеристика
Spendor S3/5R2
Классические мониторы ближнего поля — характеристика хотя и не идеальна (особенно в верхней середине), но серьёзной неравномерности не наблюдается. АЧХ имеет небольшие подъёмы на краях диапазона, оживляющие звучание на небольшой громкости. Линейность не нарушается при отклонениях от оси до 30 град. Широкая диаграмма направленности обещает правильную сцену даже при несимметричном расположении колонок относительно слушателя. Единственное, что нужно учитывать при выборе усилителе — рекордно низкая, порядка 83 дБ чувствительность. Для озвучивания даже небольшой комнаты потребуется не менее 100 — 120 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты Wharfedale Jade 3
Пожалуй, самая интересная картина среди всех испытанных АС — столь ровный импеданс нам ещё не встречался. Номинальное значение — 3,5 Ом, оно же и минимальное. В диапазонах 80 — 1200 Гц и 8 — 20 кГц оно не зависит от частоты, причём на высоких частотах стабильно держится на отметке 7 Ом. Это значит, что усилитель будет иметь дело с активной нагрузкой, а это всегда благоприятно сказывается на передаче динамических контрастов. Кроме того, за счёт повышения импеданса на ВЧ заметно снизится уровень искажений. Разделительный фильтр имеет компенсацию реактивной составляющей, что даёт низкий резонансный пик и небольшие фазовые сдвиги. У системы закрытое оформление, её резонанс — 62 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Wharfedale Jade 3
И здесь чувствуется тщательный расчёт параметров: в диапазоне от 55 Гц до 3 кГц неравномерность АЧХ в реальном помещении не превышает ±2 дБ. Твитер с тонким алюминиевым куполом даёт интерференционный провал на 16 кГц, но затем его отдача резко возрастает вплоть до ультразвуковой области. Важно, что на НЧ система имеет плавный спад, отсутствуют и посторонние призвуки, характерные для фазоинверторного оформления. Диаграмму направленности можно считать выдающейся — при отклонениях от акустической оси до 30 град. характеристики по форме не отличаются от осевой. Это гарантирует правильное построение пространства и точную локализацию источников. Чувствительность низкая, порядка 85 дБ, поэтому для озвучивания средней комнаты понадобится усилитель мощностью не менее 100 Вт на канал.