Не следует множить сущее без необходимости.
Уильям Оккам (1285—1349 гг.)
БЕЗ ИЗБЫТКА
Принцип, сформулированный английским монахом около семисот лет назад, может оказаться полезным для нынешних меломанов. О нём можно не вспоминать, пока CD-проигрыватель остаётся единственным цифровым источником в аудиосистеме, но как только в ней появляются компьютер или сетевой плеер с внешним ЦАПом, возникает избыток «сущностей», заметно усложняющих нашу жизнь.
Вряд ли кто станет спорить, что лучше один серьёзный ЦАП, чем несколько бюджетных. Скажете, нет денег, чтобы приобрести что-то достойное? А на умножение сущностей средств хватает? Ведь с каждым новым источником в системе практически неизбежно появляется новый цифро-аналоговый преобразователь, чаще всего посредственный.
Между тем компакт-диск постепенно перестаёт играть роль основного поставщика информации в качественных музыкальных системах. Растут продажи онлайн-контента в формате Lossless, всё большее число меломанов расширяет музыкальные коллекции за счёт файлов, которые воспроизводятся на компьютере или сетевом плеере. Хотя говорить о скором исчезновении CD, конечно, преждевременно — многие ещё не созрели для полного отказа от материальных носителей. Поэтому устройство воспроизведения дисков им необходимо — в дополнение к достойному ЦАПу.
До самого недавнего времени разделение музыкальных проигрывателей на два отдельных блока практиковалось только в элитном сегменте техники. Чтобы избежать бестолкового дублирования функций, необходимо располагать значительным бюджетом, тогда как ограниченные в средствах люди вынуждены с этим мириться. Парадокс. К счастью, ситуация начинает меняться к лучшему.
Вышедшая недавно серия M1 от Musical Fidelity позволяет построить относительно недорогую систему оптимальной конфигурации и способную легко масштабироваться. Компоненты серии могут без проблем интегрироваться в уже существующие комплексы, добавляя только то, что требуется. Некоторые их них мы уже успели протестировать, это фонокорректор M1 VINL, внешний ЦАП M1 DAC и музыкальный контроллер M1 CLIC, который также может служить сетевым плеером. Неотъемлемыми частями этого «конструктора» являются два усилителя, для наушников и оконечный, а также CD-транспорт M1 CDT, с которым нам предстоит сейчас познакомиться.
ДИСКИ ПРОТИВ ФАЙЛОВ
Как и все остальные компоненты серии, M1 CDT сочетает солидное исполнение (фронтальная панель — из толстого металла) и минималистский дизайн. Скромный двухстрочный дисплей, загрузчик Slot-In (есть мнение, что дисководы этого типа лучше защищены от вибраций), под ним — ряд кнопок управления — всё предельно просто и практично. Пульт ДУ в комплекте имеется, и он тоже выполнен в той же стилистике скромной надёжности. О высоком классе аппарата говорит полный набор цифровых выходов, включая AES/EBU на разъёме XLR.
Проигрыватель оснащён высокоточным тактовым генератором — это обеспечивает минимальный джиттер. В принципе, от хорошего транспорта требуется именно это — максимально точное считывание информации и передача её на ЦАП. Какие-либо другие подробности о конструкции M1 CDT производитель не сообщает, поэтому сразу перейдём к прослушиванию.
Первым делом достаю со шкафа свой старый CD-проигрыватель Denon DCD-735. Незадолго до «отставки» он подвергся модернизации, одним из элементов которой была организация раздельного питания для аналоговых и цифровых цепей, также был заменён лазерный пикап, так что старость его главным образом моральная. Оба аппарата подключались к ЦАПу PS Audio PerfectWave DAC MkII, Denon — по оптике (другого цифрового выхода у него нет), M1 CDT — по коаксиалу. Хватило трёх треков, чтобы понять: мой старый плеер совершенно неконкурентоспособен — он вносил в звук заметные искажения, тогда как транспорт Musical Fidelity играл чисто и детально.
Второй этап теста более сложен: соперником M1 CDT являлся специализированный компьютер — тот же самый, что использовался и в тесте преобразователя интерфейсов Musical Fidelity V-Link II. Звучание компакт-дисков сравнивалось с их файловыми копиями во FLAC.
Для начала проверил, как транспорт справляется с дисками, оснащёнными системой защиты от копирования — всё в порядке, антипиратские компакты играют, хотя при этом слышно лёгкое шуршание из дисковода. «Беззащитные» релизы воспроизводятся без посторонних призвуков.
Источники подключались к ЦАПу параллельно к разным входам, потом они менялись, чтобы исключить влияние интерфейса. Во всех случаях дисковый транспорт звучал чуть громче (вот вам и «цифра»), однако после включения в ЦАПе модуля Digital Lens (это схема подавления джиттера) разница в громкости уменьшалась. При большом желании можно было заметить, что компьютерный источник звучит немного ровнее и ритмически точнее, хотя в реальности различия минимальны. Как бы то ни было, но вины транспорта в этом нет — сказываются недостатки самого формата CDDA, в котором нет достаточной защиты целостности данных. Напомню, что при копировании компакт-дисков в файлы применяется алгоритм многократного чтения секторов, что обеспечивает максимальную точность передачи информации. В свою очередь, мой специализированный компьютер воспроизводит файлы, предварительно помещённые в RAM-диск, что уменьшает джиттер. Напротив, большинство CD-транспортов* считывают данные в один проход, поэтому все неуверенно распознанные блоки обрабатываются цепями коррекции, а их действие заметно на слух. И это одна из причин, почему будущее качественного музыкального воспроизведения — за файлами. Но пока мы живём в настоящем, и M1 CDT работа найдётся.
КОМПОНЕНТЫ
- Компьютерный цифровой транспорт с аудиоинтерфейсом Asus Essence ST
- Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave MkII ($4000)
- Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)
- Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)
- Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Furutech U-2T ($40/м)
- Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Сборник «Burmeister Reference CD II». CD-DA, FLAC 44,1 кГц/16 бит
- 2. Jessie Ware, «Devotion». CD-DA, FLAC 44,1 кГц/16 бит
- 3. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don’t Explain». CD-DA, FLAC 44,1 кГц /16 бит
- 4. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. CD-DA, FLAC 44,1 кГц/16 бит
Musical Fidelity M1 CDT
Производитель: Musical Fidelity Ltd. (Великобритания)
www.musicalfidelity.com
Воспроизводит: CD-DA || Выходы: AES/EBU (XLR), коаксиальный (RCA), оптический (Toslink) || Дополнительные интерфейсы: триггер вход + выход (2 х 3,5 мм) || Питание: 80 — 250 В, 50/60 Гц || Габариты: 220 x 100 x 300 мм || Масса: 3,5 кг || Цена: 32768 руб.
*Конечно, есть транспорты, работающие по принципу компьютерного дисковода, но они очень дороги.
ПОРАДОВАЛО
Уменьшенная вдвое ширина — на полке остаётся место для ЦАПа M1 DAC. Полноценный пульт. Полный набор цифровых интерфейсов, включая балансный. Достойное качество воспроизведения.
ОГОРЧИЛО
Преодолеть ограничения формата CD-Audio аппарату не удаётся.