выход из лабиринта
Проектировщику акустических систем приходится решать массу проблем, и главная из них — сочетание глубины и точности баса. Эти требования взаимоисключающие, поскольку для адекватного воспроизведения нижней октавы нужен драйвер с большим диффузором, который в силу своей инерции не обладает быстрой реакцией.
Да, разная скорость отклика массивного НЧ-драйвера и лёгких мембран СЧ и ВЧ-излучателей способна доставить разработчику массу головной боли из-за потери слитности звучания. Не говоря уже о том, что широко распространённое фазоинверторное оформление само по себе не идеально с точки зрения передачи звуков с резкой атакой.
Бескомпромиссное воспроизведение баса при относительно небольшом объёме корпуса стало главной задачей при создании флагманской модели AT1 американской компании Atlantic Technology. Для проектирования систем был приглашён Филип Клементс (Philip Clements), известный специалист в области акустики. Он использовал как современные методы компьютерного моделирования, так и практические эксперименты с опытными образцами в безэховой камере. На фото — результат трёхлетней работы команды инженеров под его руководством.
Напольная система высотой более метра двухполосная, из активных элементов в ней лишь шёлковый твитер и пара НЧ-драйверов диаметром 130 мм. При столь скромном калибре басовиков, характерном, скорее, для полочных мониторов, нижняя граница воспроизведения по -3 дБ расширена до 29 Гц, как у приличного 12-дюймового сабвуфера. Весь секрет здесь в уникальном акустическом оформлении H-PAS, изобретённом Клементсом. В сложной, тщательно рассчитанной конструкции с элементами рупорного оформления, Transmission Line и ПАС* (*Панель акустического сопротивления, рис. 1), верхний бас и нижняя середина излучаются динамиком фронтально, а всё, что ниже его основного резонанса, усиливается внутренней камерой, на которую нагружена тыльная сторона диффузора. Самый глубокий бас проходит через лабиринт и воспроизводится через прямоугольное отверстие в нижней части корпуса, при этом он не теряет скорости и свободен от турбулентных призвуков. Но главное, ради чего всё затевалось, — применение относительно небольших НЧ-головок с лёгкими диффузорами (в данном случае — полимер с графитовым наполнителем), которые намного легче согласовать по времени отклика с верхней полосой. Сам же бас получается быстрее и разборчивее, с меньшими искажениями, чем при использовании крупнокалиберных драйверов с тяжёлой подвижной системой. Ещё одно очевидное преимущество H-PAS в том, что внутренний резонатор является акустическим частотным фильтром, позволяющим упростить фильтры электрические. По сути, последние нужны лишь для лёгкой коррекции АЧХ системы вблизи частоты раздела полос, и малое количество элементов вносит минимальные искажения. Кроме того, они аудиофильского класса и подобраны с точностью до 1%. Предусмотрена неглубокая, в пределах нескольких децибел, коррекция по ВЧ для адаптации к помещениям с разной степенью заглушённости.
Твитер в этих системах тоже уникален, его конструкция запатентована под названием LRT, или Low Resonance Tweeter. Понижение резонансной частоты достигнуто увеличением диаметра купола почти до 30 мм и демпфированием его заднего излучения воздушной камерой. Соответственно, и полосы делятся ниже, чем принято в двухполосных системах — на 2000 Гц. Все динамики сосредоточены в верхней части корпуса и установлены вплотную друг к другу. При этом система приближается к точечному источнику, а расположение по принципу Д’Апполито даёт широкую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости.
И наконец, корпус. Помимо внутренних резонаторов, в нём имеются перфорированные перегородки, повышающие жёсткость, но не препятствующие свободному движению воздуха по всему объёму. Такая конструкция, в свою очередь, получила фирменное название CDFF (Cross Design Free Flow).
Системы устанавливаются на шипах, которые вкручиваются в массивные алюминиевые «лапы». Металлические грили крепятся на магнитах. Возможно четырёхпроводное подключение, для аккуратной подводки кабелей имеются специальные скобы на задней стенке.
Признаюсь, что после выяснения таких технических подробностей был изрядно заинтригован. Тем не менее первое, что привлекло внимание при прослушивании, был отнюдь не бас, а пространственная картина. На камерных составах инструменты буквально возникали в комнате прослушивания, чуть позади колонок, и даже по масштабу большинство из них не слишком отличалось от реальных. Да, заметна лёгкая расфокусировка на флангах звуковой сцены, но с ней вполне можно мириться. Достоверности прибавляет и идеальная слаженность музыкантов, чёткое воспроизведение ритмической структуры произведения. С этой точки зрения воспроизведение специальных тестовых фрагментов с барабанами, перкуссиями и т.д. [1] было просто безукоризненным. Подобная точность не в последнюю очередь достигается за счёт правильной передачи атаки в области нижней середины и верхнего баса, что можно считать явным преимуществом акустического оформления H-PAS. Бочка работает абсолютно синхронно с том-томами, и их удары различаются лишь тембрально и пространственно. Собственно бас хорошо оформлен, не монотонен, в нём присутствуют довольно низкие составляющие. Но, по-видимому, лабиринт работает, как полосовой фильтр, обрезая инфразвук, поэтому в условиях, приближённых к реальному жилому помещению, полностью отсутствовали артефакты в виде гула или бубнения.
С этой акустикой приятно слушать симфоническую музыку [2]. Идеально сбалансированное по всему спектру звучание, естественная передача динамических контрастов, масштаб, перспектива. Единственный контрапункт — появление резкости и некоторая потеря разборчивости на пиковых уровнях, особенно если в спектре много высокочастотных составляющих. Но тут уже возможна перегрузка и усилителя, и барабанных перепонок.
Аудиофильские записи, сделанные в основном двухмикрофонным методом [3], могут показаться незатейливыми по звукорежиссуре, на самом же деле братья Чески приложили немало усилий, чтобы передать атмосферу и характерные нюансы, большая часть которых замыливаются на массовых коммерческих фонограммах. Слушая систему с акустикой AT1, невольно удивляешься тому изяществу, с которым она моделирует пространство студии, насколько тонко чувствует малейшие тембральные и эмоциональные оттенки исполнения.
профиль участника
Компания Atlantic Technology, Inc. примечательна прежде всего тем, что ещё в 1989 году заложила основы многоканального воспроизведения и первой представила полный комплект согласованных акустических систем, прототип нынешнего «театра в одной коробке». Её основатель Питер Трайбмен (Peter Tribemen) ранее возглавлял консорциум с участием Dolby Labs и Lucasfilm, который в 1982 г. разработал первую в мире систему домашнего кино на основе матрицы Dolby Surround. Впоследствии она была положена в основу стандартного декодера Dolby ProLogic, выпускаемого многомиллионными тиражами.
Акустика Atlantic Technology первой получила сертификацию THX, а затем и THX Ultra. На счету компании такие инновации, как 325-ваттный сабвуфер с усилителем класса G (1997 г.) и комплект IWTS — InWall Theater Systems (1999 г.) — многополосные системы для скрытой установки. Неудивительно, что с именем Atlantic Technology в Америке ассоциируется само понятие Home Theater.
Сейчас в компании работает команда специалистов, суммарный стаж деятельности которых в области многоканального воспроизведения превышает 200 лет.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD-22 (66500 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B100 SST ($6787)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели
- — межблочные Cardas Golden Presence RCA 0,75 м (34020 руб.)
- — акустические Cardas Golden Presence Banana 2,5 м (79990 руб.)
- — сетевые Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.), Silent Wire АС32 1,5 м (53130 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- 2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись с великолепным гармоническим разрешением
- 3. «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006. Квинтэссенция аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом
Рис. 1. Столь сложная конструкция — результат точного математического расчёта.
Atlantic Technology AT1
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы p Акустическое оформление: H-PAS p Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 29 — 20000 Гц p Граница нижнего диапазона: 24 Гц p Чувствительность: 89 дБ p Номинальное сопротивление: 6 Ом p Частота раздела полос: 2000 Гц p Рекомендуемая мощность усилителя: 20 — 200 Вт p Габариты (В х Шх Г): 1041 х 227 х 348 мм p Масса: 25 кг p Отделка: Black Lacquer p Цена за пару: 118020 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты Atlantic Technology AT1
Необычная конструкция даёт и уникальный результат измерений — столь линейного импеданса нам видеть не доводилось. Отсутствует даже пик на частоте раздела полос (2 кГц), что говорит о грамотно рассчитанных кроссоверах. Даже вблизи основного резонанса системы (38 Гц) нет высоких горбов. Как нагрузка для усилителя эти АС во всём диапазоне частот представляют собой обычный резистор, поэтому возникает меньше проблем с устойчивостью, не затягиваются фронты на резких пиках сигнала. Результат виден и на фазовой характеристике (верхняя кривая), которая также линейна.
Единственное, что нужно учитывать при выборе усилителя — низкое сопротивление этих АС. При номинальном значении 3,5 Ом (180 Гц), оно падает до 2,8 Ом на 20 кГц, поэтому в верхнем диапазоне выходные каскады могут работать с повышенными искажениями.
Амплитудно-частотная характеристика
Atlantic Technology AT1
Системы отличаются образцовой линейностью во всём рабочем диапазоне, и даже интерференционный провал вблизи стыка полос на осевой кривой не превышает 1,5 дБ. Твитер имеет едва заметный подъём на 15 — 18 кГц, который будет очень кстати в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью.
Диаграмма направленности широкая, о чём свидетельствует поведение кривых, снятых при отклонениях от оси на 30 и 50 град. Они имеют абсолютно одинаковую форму вплоть до 16 кГц, так что звуковая сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве.
С басом проблем тоже не возникнет — система H-PAS выравнивает АЧХ на отрезке 30 — 45 Гц, и призвуки на выходе лабиринта не настолько велики, чтобы влиять на звучание.
Чувствительность средняя для напольных АС, порядка 90 дБ, но, учитывая низкий импеданс колонок, к выбору усилителя стоит отнестись очень внимательно.