возвращение смысла
Компания Quad всегда считалась консервативной, но в последние несколько лет она старательно работает над разрушением этого стереотипа, регулярно выпуская на рынок современную и продвинутую технику. Среди неё и компоненты новой линейки, название которой, Platinum, говорит само за себя.
Платиновые» модели, вышедшие в конце прошлого года, возглавили каталог транзисторной техники Quad. Их пока немного — цифровой медиаплеер/предусилитель DMP и два усилителя мощности, Mono Power и Stereo Power. В отличие от серии Elite, выпускающейся в компактном формате «миди», у новых аппаратов ширина передней панели 380 мм, что придаёт им более внушительный вид. Традиционно корпуса, отлитые из алюминия, покрашены в тёмно-серый, почти чёрный матовый цвет, поэтому не кажутся слишком громоздкими.
Медиаплеер Quad DMP представляет собой многофункциональное устройство, объединяющее CD-транспорт, многоформатный ЦАП и предусилитель с регулятором громкости. Отметим и чрезвычайно богатую коммутацию цифровых источников через пару коаксиальных и три оптических входа, а также асинхронный USB, поддерживающий формат 24/192 при работе с PC и Mac. Интерфейс построен на собственной платформе, созданной специалистами IAG*, и драйвере Quad XU1, который загружается при первом подключении к компьютеру. Через экранное меню можно регулировать громкость и стереобаланс, задавать частоту апсэмплинга (вплоть до 176,4 кГц для CD Audio) и характеристику цифрового фильтра — Fast Roll Off или Slow Roll Off. Впрочем, запрограммировать плеер вполне реально и с помощью пульта, ориентируясь на показания встроенного люминесцентного дисплея. В рабочем режиме он обозначает активный вход и частоту входного сигнала и при нажатии кнопки VOLUME — условную шкалу, проградуированную от 0 до 99. Грамотно реализован выход из режима MUTE — к прежнему значению уровень возвращается не скачком, а плавно, не травмируя слух. Чтобы не запутаться, входам можно присвоить собственные названия, при этом нужная буква алфавита выбирается регулятором громкости.
Quad DMP легко использовать и в качестве транспорта, если подключить внешний конвертор к оптическому, коаксиальному или балансному (AES/EBU) интерфейсу.
Аналоговых выходов тоже достаточно — две пары RCA и одна XLR. Для интеграции в общую систему управления QuadLink предусмотрены также эзернетовские разъёмы RJ45.
Привод, помимо CD-Audio, считывает диски с файлами mp3, при этом каталог выводится на компьютерный монитор. Предусмотрено проигрывание треков по заранее составленной программе.
Усилитель мощности Platinum Stereo Power выполнен в том же стиле, что и проигрыватель, но в силу специфики его оформление предельно лаконично. На лицевой панели лишь кнопка включения с точечным индикатором и подсвечивающийся логотип Quad. В тесную нишу аппарат задвигать нельзя — вентиляционные прорези в верхней крышке должны быть открыты для отвода тепла, поскольку заявленная выходная мощность каждого канала — 140 Вт на 8 Ом. Особенности схемотехники компания пока не открывает, но, судя по сделанным нами измерениям, новый усилитель имеет сходство с легендарной 405-й моделью. Солидная масса аппарата (14,5 кг) обусловлена усиленной конструкцией шасси, на котором установлен гигантский тороидальный трансформатор.
На задней стенке находятся переключаемые входные гнёзда RCA и XLR и по четыре акустических клеммы на каждый канал, что позволяет организовать подключение по bi-wiring.
Акустические системы 25L не относятся к «платиновым» компонентам, но в линейке Classic занимают верхнее положение. Мы уже неоднократно рассказывали о преимуществах акустического оформления «пассивный радиатор», который и используется в этой модели. В отличие от фазоинвертора снижение резонансной частоты системы достигается не за счёт инерции воздуха в порте, а за счёт массы диффузора и упругости подвеса дополнительной динамической головки. Она не имеет звуковой катушки и, соответственно, никуда не подключена. При этом активный НЧ-драйвер быстрее реагирует на пики сигнала, и бас получается скорострельнее, чем при фазоинверторном оформлении. Второй плюс — корпус колонки остаётся герметичным и никаких турбулентных призвуков не издаёт даже на максимальных уровнях громкости. В модели 25L Classic применяется фирменная конструкция пассивного излучателя (в английском варианте ABR, или Auxiliary Bass Radiator), в которой 20-сантиметровый пассивный диффузор направлен в щель между дном корпуса и фигурной платформой-основанием. Как утверждают разработчики, при этом получается более низкий и хорошо управляемый бас без бубнения и тому подобных артефактов.
В качестве активных используются две 6,5-дюймовых головки с диффузорами из серого кевлара. Этот пуленепробиваемый материал, как известно, обладает высокой жёсткостью и малой массой, а тканая структура не способствует возникновению внутренних резонансов. Выше 450 Гц вступает пара среднечастотников калибра 5 дюймов с такими же кевларовыми диффузорами. Твитер с дюймовым тканевым куполом перекрывает диапазон вплоть до 23 кГц.
Многое в звучании колонок зависит от того, как спроектирован и изготовлен корпус. Для изготовления 25L используются два вида «стройматериалов»: элементы из опилок, спрессованных под большим давлением, и ламинированных плит длинноволокнистого MDF. Обладая различными резонансными и поглощающими свойствами, они дают оптимальную степень демпфирования, когда корпус не «играет», но и не переглушен. Пропорции корпуса подобраны таким образом, чтобы свести к минимуму стоячую волну на основной модальной частоте.
Качество изготовления и отделка этих башен тоже на высоте. В нашем случае — чёрный зеркальный лак, но акустика выпускается также в шпоне вишни и палисандра и в роскошном варианте «лакированная вишня».
Подключение возможно четырёхпроводным способом, входные клеммы солидные, способные принять кабель с любыми наконечниками. Колонки устанавливаются на шипы с выведенными наружу подстроечными головками.
Для грубой прикидки начинаем с известной компиляции произведений различных жанров, подобранных для демонстрации серьёзной техники [1]. Звучание системы в целом открытое, свободное, динамичное. Удары воспроизводятся достаточно резко и энергично, с очень натуральной атакой. Сложный ритм на записи китайских барабанов прорисовывается филигранно, с прекрасной раскладкой в пространстве. Высокая точность плюс полное отсутствие турбулентных шорохов и «вздохов» — отличительная черта акустики с пассивными радиаторами. Бас настолько глубок, насколько позволяет комната, особенно сильное впечатление он произвёл на записи соборного органа.
На большинстве треков сцена широкая и достаточно глубокая. Инструменты к динамикам не притянуты, большинство из них располагаются за линией колонок. Музыкальный баланс выдержан в лучших традициях Quad — вокал словно живой, тарелки звонкие и яркие, каждый удар сопровождается длинным шуршащим шлейфом, и даже лёгкое прикосновение к ним отчётливо слышно. Макродинамика впечатляет не меньше, резкие перепады уровня не вызывают у системы ни малейших затруднений. Окраска отсутствует даже на таких уровнях громкости, когда начинают вибрировать оконные стёкла. Плюсы системного, комплексного подхода при создании компонентов одной командой разработчиков очевидны — при абсолютно нейтральном усилителе и высокой линейности колонок звучание не кажется скучным, напротив, оно на редкость живое и естественное.
Ещё один момент, который особенно заметен на композициях Dream Theater [2] — и басовые, и среднечастотные драйверы, и твитер звучат слитно, как один большой излучатель. Такое возможно лишь при идеальном согласовании всех элементов акустики, в т.ч. и разделительных фильтров. Высокая, но не избыточная детальность не отвлекает от сути музыкального произведения, любое из них воспринимается целиком, но если хочется услышать мельчайшие нюансы, это можно сделать без малейшего труда. Устойчивая в пространстве и времени сцена, как правило, бывает при широкой диаграмме направленности в СЧ и ВЧ-полосе.
Теперь отдельный тест для источника — скрипичные концерты Сибелиуса [3]. Проигрыватель не упрощает звучание солирующего инструмента, но и не приукрашивает его. Характерные нюансы исполнения, тембральные оттенки и бархат, — всё практически идеально, если не считать лёгкой окраски на верхней середине. Не исключено, что это особенность, присущая кевлару (возможно, недостаточно прогретого), но должен признать, что в акустике других производителей, использующих такие же диффузоры, подобный эффект бывает намного заметнее.
Сам же проигрыватель великолепно строит пространство, буквально открывая верхний диапазон. Обилие обертонов, яркое серебро, — всё это очень оживляет восприятие музыки, и, когда скрипка уходит почти в ультразвук, нет ни малейшего ощущения дискомфорта.
Прослушивание кводовской системы навело на некоторые размышления. Когда компания создавала первые компоненты, вся приличная аудиотехника относилась к категории Hi-Fi, что означало High Fidelity, т.е. высокая верность, точность. Так вот, современная серия Platinum возвращает этому понятию первоначальный смысл.
*Концерн, которому принадлежит торговая марка Quad.
QUAD Platinum DMP
Выходное напряжение: на фиксированном выходе 2,4 В, на регулируемом выходе 0 — 4,2 В || Разбаланс каналов (1 кГц): ±0,02 дБ || Полоса воспроизводимых частот (±0,5 дБ): 20 — 20000 Гц || Коэффициент искажений (20 Гц — 20 кГц): <0,001% || Линейность, (20 Гц — 20 кГц): ±0,01 дБ || Отношение сигнал/шум (1 кГц): >-110 дБ || Разделение каналов (1 кГц): >-100 дБ || Динамический диапазон: >98 дБ || Габариты: 380 х 100 х 315 мм || Масса: 5,5 кг
СИСТЕМА
- Цифровой медиаплеер Quad Platinum DMP (100000 руб.)
- Усилитель мощности Quad Platinum Stereo (85000 руб.)
- Акустические системы Quad 25L Classic (72000 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 XLR (37000 руб.)
- — акустические Cardas Golden Presence Banana 2,5 м (79990 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Silent Wire AC32 1,5 м (53130 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, позволяющих оценить разнообразные аспекты звучания системы
- 2. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Плотный и сложно выстроенный саунд, хорошая проверка тракта на разборчивость воспроизведения
- 3. Jean Sibelius, «Concerto for Violin and Orchestra in D minor, op.47». Anne-Sophie Mutter and Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon GmbH, Dresden 1995. Концерт для скрипки с оркестром, потрясающее богатство тембров
QUAD Platinum Stereo
Номинальная выходная мощность (8 Oм, <0,1%, 1 кГц): 140 Вт || Коэффициент искажений (100 Вт): на частоте 1 кГц <0,009%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц <0,1% || Полоса воспроизводимых частот (-1 дБ): 5 — 50000 Гц || Усиление: 29,5 дБ || Отношение сигнал/шум, (1 кГц, 1 Вт): -94 дБ || Входное сопротивление: 20 кОм || Габариты: 380 х 135 х 410 мм || Масса: 14,5 кг
QUAD 25L
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: пассивный радиатор || Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 35 — 23000 Гц || Чувствительность: 91 дБ || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 200 Вт || Пиковый уровень звукового давления: 110 дБ || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Частоты разделения кроссовера: 430/2600 Гц || Габариты: 1125 x 269 x 348 мм || Масса: 25 кг || Варианты отделки: шпон вишни и палисандра, рояльный лак, лакированная вишня
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Спектр гармоник усилителя мощности Quad Platinum Stereo
Традиционно спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае при 18 Вт. КНИ при этом получился исчезающе малым (около 0,002%), а в спектре наблюдались исключительно составляющие низких порядков. Как и должно быть при балансной схемотехнике, чётные составляющие почти полностью подавлены. При такой картине звучание усилителя обещает быть нейтральным, без малейшей окраски. Шлейф высокочастотных составляющих спадает плавно вплоть до уровня шумов, так что жёсткости в верхнем диапазоне тоже можно не опасаться.
Зависимость КНИ от выходной мощности Quad Platinum Stereo
Уровень нелинейных искажений усилителя чрезвычайно мал, и, что самое главное, с ростом отдаваемой мощности он плавно падает. Минимальные значения отмечаются на 60 Вт (8 Ом, 0,002%) и 100 Вт (4 Ом, 0,0025%). Это поистине выдающийся результат, свидетельствующий об уникальной схемотехнике, позволяющей получить одинаковый характер звучания на любой громкости даже при работе на акустику со сложным импедансом. При переходе на 4-омную нагрузку максимальная отдаваемая мощность (КНИ = 1%) возрастает со 175 до 300 Вт. Прирост в 1,7 раза свидетельствует о высокой энерговооружённости усилителя и грамотной конструкции источника питания.
Зависимость модуля Z от частоты Quad L25 Classic
Редкая картина для многополосной системы — импеданс линеен во всей рабочей полосе. Начиная со 100 Гц и вплоть до предела измерений на 20 кГц он почти не зависит от частоты. Что является свидетельством малой реактивной составляющей нагрузки, поэтому и сдвиги фаз в соответствующих диапазонах минимальны (верхняя кривая). Это оптимальная нагрузка для усилителя, имея дело, по сути, с активным сопротивлением, он не затягивает резкие пики сигнала.
Номинальное значение импеданса 3,5 Ом (150 Гц), но на более высоких частотах он плавно меняется в пределах 4 — 7 Ом, поэтому для совместной работы подойдёт любой усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку.
Фазоинвертор настроен на 38 Гц, что обещает довольно низкий бас.
Амплитудно-частотная характеристика Quad L25 Classic
И здесь особо придраться не к чему — отсутствует даже интерференция вблизи раздела полос, а общая неравномерность не превышает ±1,5 дБ. Правда, твитер даёт пик на 14 кГц, но это легко лечится небольшим разворотом колонок внутрь.
Диаграмма направленности очень широкая — кривые, снятые на акустической оси и при отклонении на 30 град., вообще не различаются по форме, спад же 50-градусной гривой начинается лишь выше 10 кГц. Такая дисперсия обещает правильное построение звуковой сцены даже в сложных условиях.
В высоком корпусе возникает стоячая волна на 680 Гц, но амплитуда ее не слишком велика.
Чувствительность выше средней, около 93 дБ, и для озвучивания комнаты средних размеров будет вполне достаточно усилителя от 50 Вт на канал.