7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра, если таковые имелись. Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике они показаны красным и зелёным цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя.
Обычно мы снимаем спектр гармоник при мощности, 1/10 от максимальной (за неё принималась мощность при 1% искажений), но в этот раз пришлось подходить к каждому аппарату индивидуально. У некоторых КНИ оказался настолько малым, что при такой мощности спектральные составляющие вообще не были видны.
Интегральные стереоусилители | Arcam A18 | Atoll IN30 | Audio Analogue Crescendo | Creek Evolution 2 | Goldenote AP-7 | NAD C356BEE-DAC | 7 раз отмерь
Частотная характеристика Arcam A18
В нулевом положении регуляторов тембра частотная характеристика усилителя абсолютно линейна. Глубина и тип коррекции по полосам разная — ±12 дБ по ВЧ и ±19 дБ по НЧ, причём в первом случае максимум достигается в ультразвуковой области, а во втором — на 80 Гц. Такая коррекция не затрагивает среднечастотную область, что очень полезно для большинства музыкальных жанров.
Зависимость КНИ от выходной мощности Arcam A18
Обратите внимание, что величина искажений этого усилителя не зависит от отдаваемой мощности вплоть до 50 Вт на любой нагрузке. Общий же коэффициент гармоник не превышает 0,01 на 8 Ом и в первом случае и 0,018 на 4-х. При уменьшении нагрузки вдвое максимальная выходная мощность возрастает в 1,3 раза (с 60 до 80 Вт). Для этого усилителя можно порекомендовать высокоомную акустику с хорошей чувствительностью, в этом случае вероятность появления искажений минимальна.
Спектр искажений Arcam A18
При 10 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом КНИ получился 0,01, причём исключительно за счет 2-й, 3-й и 4-й гармоник. Составляющие более высоких порядков теряются в шумах, так что т.н. феномена «транзисторного звучания» здесь, скорее всего, не будет. В целом же соотношение чётных и нечётных гармоник не характерно для двухтактного усилителя. Британские разработчики часто делают это специально, поскольку доминирующая 2-я гармоника превращает звучание в более комфортное для слуха.
Зависимость КНИ от выходной мощности Atoll IN30
Усилители этой марки традиционно показывают довольно высокий уровень искажений, особенно на малой громкости. Минимум наблюдается, соответственно, при 38 и 52 Вт на эквивалентах нагрузки 8 и 4 Ом. После этого искажения резко растут и достигают значения 1% при 45 и 65 Вт. Тем не менее на уровнях громкости, обычных для жилых помещений, КНИ вполне приемлем для комфортного прослушивания. При снижении импеданса нагрузки вдвое отдаваемая мощность увеличивается в полтора раза, что говорит о довольно высокой энерговооружённости усилителя.
Cпектр искажений Atoll IN30
Картина, показанная на графике, получена при мощности 10 Вт. В спектре видны все гармоники вплоть до 20-й, а соотношения амплитуд чётных и нечётных составляющих характерны для двухтактного усилителя. Столь богатый гармонический ряд, как правило, придаёт звучанию «ламповую» теплоту, но присутствие продуктов самых высоких порядков может повлиять на чистоту верхнего диапазона.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Audio Analogue Crecendo
Усилитель отличается низким уровнем искажений на малых мощностях, проблемы «первого ватта» для него не существует. В диапазоне 1 — 20 Вт КНИ плавно растёт от 0,005 до 0,03 % на 8-омной нагрузке и, что самое интересное, далее, до начала клиппинга, искажения не зависят от сопротивления нагрузки. Соответственно, этому усилителю подойдёт любая акустика, тем более что прирост мощности при переходе с 8 Ом на 4 невелик, порядка 17%.
Cпектр искажений Audio Analogue Crecendo
При 4 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом КНИ получился 0,006%, причём исключительно за счет 2-й, 3-й и 4-й гармоник. Составляющие более высоких порядков теряются в шумах, так что т.н. феномена «транзисторного звучания» здесь, скорее всего, не будет. Но в целом картина нетипична для двухтактного усилителя — уровень чётных гармоник намного выше нечётных. Разработчики в последнее время делают так всё чаще, чтобы добиться более музыкального, «лампового» звучания.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Creek Evolution 2
Типичная картина для выходных каскадов, работающих в классе AB — при увеличении мощности искажения сначала падают, затем снова начинают расти. Их уровень очень незначительно зависит от сопротивления акустики. Минимум (0,012 и 0,02%) наблюдается на 15 Вт независимо от импеданса нагрузки. При уменьшении его вдвое получается 100-процентный выигрыш по мощности (50 и 100 Вт соответственно), что говорит об очень грамотной конструкции блока питания с большим запасом по току.
Спектр искажений Creek Evolution 2
Общий коэффициент искажений порядка 0,015% при выходной мощности 7 Вт получен исключительно за счёт четырёх низших гармоник. Чётные составляющие, вопреки традиционным представлениям о работе двухтактного усилителя, имеют почти такую же амплитуду, что и нечётные, гармоники более высоких порядков отсутствуют вообще. Звучание усилителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но стерильным и аналитичным оно не покажется благодаря присутствию 2-й гармоники.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Goldenote AP-7
Довольно необычная картина для балансного транзисторного усилителя — как правило, столь линейный рост искажений при увеличении мощности показывают ламповые однотактники. Более того, КНИ очень мало зависит от сопротивления нагрузки, заметные расхождения кривых начинаются выше 10 Вт. До этого момента искажения не превышают 0,1%, что можно считать неплохим результатом, поскольку характер звучания усилителя не будет зависеть от характера импеданса акустики. Максимальная выходная мощность — 17 и 28 Вт (8 и 4 Ом), что очень близко к заявленному значению.
Спектр искажений Goldenote AP-7
Измерения проводились на 6 Вт, т.е. обычной мощности для прослушивания в домашних условиях при наличии чувствительной акустики. Спектрограмма необычная для двухтактного усилителя — амплитуда нечётных гармоник заметно выше чётных. Мы уже отмечали такую картину у некоторых участников теста, не исключено, что это ещё одна попытка придать звучанию «ламповый» характер. Шлейф гармоник короткий, поэтому вероятность транзисторной окраски невелика.
АЧХ усилителя NAD C356BEE DAC
При отключении регуляторов тембра Bass и Treble (режим Tone Defeat) частотная характеристика усилителя абсолютно линейна в пределах всего звукового диапазона. Глубина коррекции составляет +9/-10,5 дБ по НЧ и +7/-6 дБ по ВЧ относительно центральной частоты 1100 Гц. Это классическая регулировка NAD, позволяющая выровнять АЧХ системы с полочной акустикой, а также избавиться от провалов и пиков в конкретном помещении.
Зависимость КНИ от выходной мощности
NAD C356BEE DAC
Усилитель обладает рекордно низким уровнем искажений, который при мощности от 0 до 10 Вт независимо от сопротивления нагрузки (преимущество технологии Power Drive) не превышает 0,005%. Горб на 20 Вт, по-видимому, обусловлен включением системы Soft Clipping, препятствующей резкому росту искажений. На 8-омной нагрузке максимальная мощность составила ровно 100 Вт, а на 4-омной она увеличилась до 120.
Спектр гармоник усилителя NAD C356BEE DAC
При мощности 10 Вт на 8-омном эквиваленте КНИ получился 0,004%, причём в основном за счет 2-й и 3-й гармоник. Составляющие более высоких порядков теряются в шумах, так что заметной окраски звучания на высоких частотах здесь можно не опасаться. Здесь мы наблюдаем очередную попытку получить боле тёплое и выразительное звучание за счёт оптимального спектрального баланса. Как видим, 2-я гармоника доминирует, как в ламповом однотактном усилителе.
МОДЕЛЬ | Arcam A18 | Atoll IN30 | Audio Analogue Crescendo | Creek Evolution 2 | Goldenote AP-7 | NAD C356BEE-DAC |
Частотный диапазон, Гц | Н.д. | 5 — 100000 | 10 — 150000 | 5 — 50000 | 10 — 50000 | 10 — 65000 |
По уровню, дБ | Н.д. | Н.д. | 0,-3 | 0,-1 | -3 | 0,-3 |
Выходная мощность каждого канала 4/8 Ом, Вт | 70/50 | 70/50 | 80/50 | 110/75 | 30/Н.д. | 220/145 |
При искажениях, % | 0,01 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | <0,5 | <0.009 |
Отношение С/Ш , дБ | 98 | 100 | 100 | >90 | 90 | >110 |
Отношение С/Ш (Phono), дБ | 88 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Сопротивление по линейным входам, кОм | 22 | 220 | 40 | 47 | 47 | Н.д. |
Демпинг-фактор, ед. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | >400 | Н.д. |
Вход Phono | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет |
Линейные входы | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 | 7 |
Цифровые входы | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | опт./USB |
Выходы на запись | 2 | 1 | 1 | 1 | Нет | 2 |
Выходы с предварительной секции | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да |
Вход Main in | Да | Нет | Да | Да | Нет | Да |
Вход для головных телефонов | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Дистанционное управление | Да | опция | Да | Да | Да | Да |
Потребляемая мощность, Вт | 350 | Н.д. | 245 | 340 | 100 | 350 |
Габариты, мм | 432 x 275 x 85 | 425 х 270 х 80 | 440 х 380 х 81 | 430 x 80 x 340 | 200 x 80 x 260 | 435 x 130 x 337 |
Масса, кг | 7,2 | 5,0 | 10,5 | 8,6 | 5,0 | 9,8 |
Цена, руб. | 38900 | 25900 | 32000 | 37500 | 33400 | 31780 |