Концерт в прямом эфире
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Legacy TL Speaker (15450 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Silent Wire AC32 1,5 м (53130 руб.)
До сих пор беспроводной акустике отводилась второстепенная роль. Из-за несовершенства канала передачи она могла сносно работать лишь в басовом и тыловых каналах театральных систем. Компания Dynaudio первой заявила о том, что ей удалось реализовать подключение «по воздуху» с качеством High End Audio.
Честно говоря, впервые увидев акустику XEO живьём на «CES 2012» в Лас-Вегасе, отнёсся к этому заявлению довольно скептически. Редкий производитель не пытается нынче придумать что-нибудь wireless, чтобы отхватить свой кусок яблочного пирога. Но даже в условиях выставочной суматохи хватило нескольких минут прослушивания, чтобы понять — всё намного серьёзнее. Вдобавок Роланд Хоффманн, представитель Dynaudio, объяснил, что системы не поддерживают ни Wi-Fi, ни AirPlay, поэтому с гаджетами Apple работают только через док-станцию. Главной же целью при проектировании XEO было обеспечить все преимущества беспроводной инсталляции с минимальными последствиями для качества звучания. Тем более что опыт производства активной акустики у компании есть — профессиональные мониторы Dynaudio уже много лет работают в таких культовых студиях, как Abbey Road, BBC и Air Studios. Поэтому в данном случае основной трудностью стало создание не самих колонок, а беспроводного канала связи с большой пропускной способностью для передачи цифрового аудио без сжатия. В XEO сигнал транслируется на частоте 2,4 ГГц, что обеспечивает высокую помехозащищённость, в формате 16 бит/48 кГц. При этом диапазон звуковых частот 20 Гц — 22 кГц даже несколько превосходит тот, что требуется для т.н. «CD-качества». Второй важный момент — передача сигнала именно в цифре, что позволяет, в отличие от класса D, использовать в акустике «чисто» цифровые усилители, избежав лишних преобразований.
Беспроводная линейка Dynaudio на данный момент состоит из двух моделей — напольной XEO 5 и мониторов XEO 3, которые мы взяли на прослушивание. Это довольно компактные, если не сказать миниатюрные, системы высотой 28 см в фазоинверторном оформлении. Несмотря на это, заявленная нижняя граница воспроизведения 48 Гц, что поначалу может вызвать вполне обоснованные сомнения. Но не стоит забывать о возможностях активного усиления и цифровых технологий — здесь возможна весьма эффективная коррекция в сочетании с прямым контролем диффузора НЧ-драйвера. В нашем случае это фирменная головка Dynaudio 5-дюймового калибра с крупным пылезащитным колпачком. Она согласована с 50-ваттным усилителем, сигнал на который поступает с активного разделительного фильтра. Таким образом, между усилителями и динамиками нет пассивных элементов (конденсаторов, катушек, резисторов), вносящих потери и искажения.
Фирменный дюймовый твитер с тканевым куполом также работает от собственного 50-ваттного усилителя. Таким образом, за 65 тыс. руб. получается полноценный и оптимизированный самим производителем bi-amping, в котором акустические кабели отсутствуют как класс.
Трансмиттер — небольшая чёрная коробочка с питанием от сетевого адаптера и множеством разъёмов на задней стенке. Здесь и мини-джек (для портативных плееров с аналоговым линейным выходом), и RCA (любой хай-файный источник от CD-проигрывателя до фонокорректора), TosLink (все цифровые источники, включая Apple AirPort Express, Sonos, Squeezebox) и интерфейс USB, пропускная способность которого в спецификациях не оговаривается.
Разумеется, система управляется дистанционно. Пульт из мягкого резиноподобного пластика позволяет регулировать громкость и сбрасывать её до нуля (Mute), выбирать один из трёх частотных каналов или один из трёх входов, а также переводить акустику в режим standby.
Интересная особенность XEO ещё и в возможности выстроить систему любой конфигурации — от монофонической с одной колонкой до полноценного мультирума в большом доме, поэтому акустика и трансмиттеры продаются поштучно. Сигнал легко «пробивает» стены, так что компоненты системы можно размещать в разных комнатах.
Понятно, что абсолютно беспроводных АС не бывает — сетевые шнуры всё равно понадобятся. С точки зрения эстетики это решение, возможно, и небезупречно, но экономия на акустических кабелях (особенно в случае Dynaudio) всё-таки весьма существенный аргумент. Кстати, входное сетевое гнездо XEO 3, характерное, скорее, для недорогих DVD-проигрывателей, не предусматривает экспериментов с сетевыми кабелями. Этим нам как бы говорят: система абсолютно самодостаточна.
Должен отметить, что и влияние межблочника, идущего от источника к передатчику, на слух почти незаметно. И вовсе не потому, что система не способна передать нюансы звучания — столь детальную середину и верх услышишь нечасто. Твитеры дают много воздуха, удары по тарелкам звонкие и чистые, с облаком спектральных составляющих. Струнные инструменты передаются с характерным шлейфом обертонов. И — традиционно для акустики Dynaudio — никакой резкости, акцентированных сибилянтов или жёсткости. А ведь в нашем случае сигнал идёт фактически по радиоканалу.
Низкочастотный регистр явно не адекватен размеру колонок. Бас у XEO 3, конечно, не сабвуферный, но слишком внушительный для такого литража и, что очень важно, быстрый и собранный. По глубине ничуть не уступает мониторам Contour 1.3, у которых корпус почти вдвое больше по объёму. Что, если разобраться, неудивительно, поскольку лучшее демпфирование НЧ-драйвера — одно из главных преимуществ активной акустики. Поэтому разборчивость высока даже в области резонанса системы. Не исключено, кстати, что в усилитель НЧ-полосы введена частотная коррекция, подравнивающая характеристику вблизи нижней границы. Но чтобы получить по-настоящему впечатляющий бас, ставить эти мониторчики нужно на солидные стойки.
Общая динамика тоже весьма достойная для таких габаритов, призвуки корпуса полностью отсутствуют. Удар передается резко, напористо, с многочисленными резонансами и характерными послезвучиями.
Ещё один момент, который бы хотелось отметить — идеальное согласование систем в паре, прежде всего, по фазовым характеристикам. А ведь для этого нужно было создать абсолютно одинаковые приёмники, декодеры и усилители, что намного сложнее, чем просто подобрать парные динамики. Результат — широкая сцена с чёткой фиксацией виртуальных источников и несколькими планами в глубину. На «правильных» записях мониторы могут буквально растворяться в пространстве, а это свойство присуще лишь акустике очень высокого класса. А вот вертикальная дисперсия не столь хороша — тембры инструментов с высоким спектром менялись в зависимости от того, сидел я или стоял.
Середина в меру информативна и певуча, вокальные партии эмоциональны, почти как при живом исполнении. Несмотря на многочисленные преобразования сигнала из цифры в аналог и наоборот, в звучании XEO 3 нет ни синтетики, ни едкости, присущей многим беспроводным системам. Полное ощущение, что слушаешь не самые дешёвые мониторы Dynaudio с очень приличным усилителем.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- Radiohead, «The Bends». Capitol, 1994. Непричёсанный, местами грязный гитарный саунд, звучит гармонично на системе с высоким тембральным и динамическим разрешением
- «Editor’s Choice». Сборник симфонических произведений, приложение к журналу «Gramophone», Feb. 1999. Очень качественные записи с максимальным динамическим диапазоном
АКУСТИКА: Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы p Акустическое оформление: фазоинвертор p Диапазон воспроизводимых частот: 48 — 22000 Гц p Отдаваемая мощность: НЧ-канала 50 Вт, ВЧ-канала 50 Вт p Потребляемая мощность: 4 — 76 Вт p Напряжение питания: 100 — 230 В p Отделка: чёрный и белый лак p Габариты: 170 х 281 х 246 мм p Масса: 6,4 кг p Цена за пару: 54600 руб.
ТРАНСМИТТЕР: Рабочая частота: 24 ГГц p Формат данных: 16 бит/48 кГц p Диапазон аудиочастот: 20 — 22000 Гц p Чувствительность: с входа RCA 1В, с входа minijack 0,25 В p Габариты: 120 х 30 х 90 мм p Масса: 0,148 кг p Цена: 10500 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Амплитудно-частотная характеристика XEO 3
Картина, типичная для пассивных мониторов Dynaudio — всё исключительно ровно и красиво, неравномерность во всём диапазоне частот не превышает ±2 дБ. Правда, заметен общий подъём АЧХ в сторону низких частот (500 — 100 Гц), что может быть следствием активной коррекции в схеме полосного усилителя. Фазоинвертор настроен на 55 Гц, и это довольно низкая частота для системы такого объёма. Характеристика порта (чёрная кривая) свидетельствует о наличии стоячей волны внутри корпуса с максимумом на 750 Гц. Поскольку порт выведен назад, посторонние призвуки могут быть незаметны.
В высокочастотной области сказывается интерференция между СЧ и ВЧ-полосами, она и обусловливает волнообразный характер кривой в диапазоне 1 — 5 кГц. Поскольку отклонения невелики, они не смогут существенно повлиять на тональный баланс.
Диаграмма направленности очень широкая — кривые, снятые при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., идут очень близко друг к другу. Это говорит о хороших пространственных характеристиках системы.
При заявленной чувствительности по линейному входу 1 В передатчик начинает клиппировать при подаче сигнала амплитудой более 2,4 В. Такая перегрузочная способность позволяет без искажений работать с любыми источниками.