любовь с первого такта
Этот австрийский тяжеловес способен доказать любому скептику, что такие модные аудиофильские термины, как «ультракороткий тракт», «нулевой фидбэк» и «отборные компоненты» — не просто красивые слова, придуманные рекламщиками, а объективная техническая необходимость. Без этого хороший однотактник просто не построить.
Ayon Mercury II
Производитель: Ayon Audio (Австрия)
www.ayonaudio.com
Входы: 4 Line (RCA) и Direct (RCA) | Выходы: Pre Out (RCA) | Сопротивление по входам: 100 кОм | Входная чувствительность: 450 мВ | Выходная мощность: с лампами 300B: 2 х 10 Вт, с лампами AA 32B-S: 2 х 18 Вт, с лампами AA 52B-S: 2 х 23 Вт | Полоса пропускания тракта: 5 — 90000 Гц | Воспроизводимый диапазон: 12 — 50000 Гц | Искажения: н.д. | Отношение сигнал/шум: 98 дБ | Потребляемая мощность: н.д. | Габариты: 510 х 410 х 250 мм | Масса: 45 кг | Цена: 415570 руб.
Mercury, однотактный ламповый исполин класса А, в своем элитарном сегменте сумел привлечь внимание любителей музыки. Этот двухканальный полный усилитель в целом повторял идею флагманского интегральника Ayon Crossfire, но получился при этом более доступным. Модель второго поколения вообще выглядит едва ли не точной копией Sunfire, у неё такой же расширенный корпус и компоновка, а вместо общей защитной сетки — четыре раздельных привинчиваемых винтами гриля. Кроме того, Mercury II потяжелел до 45 кг — из большого транспортировочного ящика в одиночку его уже и не вытащить.
Шасси сделано безупречно. Оно собрано из мощных алюминиевых деталей, анодированных в чёрный цвет и тщательно пригнанных друг к другу. Антирезонансные ножки защищают корпус от вибраций, а сам он хорошо распределяет и отводит тепло, которое в избытке вырабатывают мощные выходные триоды.
На лицевой панели Mercury II красуется фирменный логотип Ayon с рубиновой подсветкой. Имеется селектор входов и потенциометр с электроприводом для ручного или дистанционного управления громкостью (других функций у пульта нет). В верхнюю плоскость, помимо ламповых панелек, врезан круглый амперметр для контроля токов выходных ламп. Рядом с ними вы найдёте подстроечные резисторы, но не спешите их крутить — они нужны для балансировки накалов в том случае, если на выходе усилителя появится фон. Более важная для качества звучания настройка смещения производится подстроечниками на задней панели.
У аппарата шесть пар гнезд RCA, одна из которых является выходом с предварительной секции, акустические терминалы с раздельным подключением 4-х или 8-омной нагрузки (коммутированы с разными обмотками выходного трансформатора). Стоит также упомянуть двойную схему заземления, которая активируется тумблером на задней панели и снижает 50-герцовый фон, неизбежный в усилителях с переменным накалом, а также наличие индикатора фазы электропитания.
ПРЯМОЙ ПРИВОД
Система питания — и без того мудрёная в первой версии Mercury — у второй модели стала ещё изощрённее. Такое внимание к этому узлу вовсе не случайно. Однотактные усилители чрезвычайно восприимчивы к качеству анодного напряжения. В новинке применяются два раздельных малошумных трансформатора (у обычного Mercury был лишь один), которые полностью экранированы и не воздействуют электромагнитными полями на радиолампы. Улучшились и характеристики стабилизатора — в описании к усилителю говорится, что это «инновационная система с высокой скоростью доставки энергии».
У каждого усилительного каскада — собственная система питания. Здесь разработчики не пошли даже на малейшие компромиссы. Выходные триоды питаются от мощного диодного выпрямителя через огромный дроссель, что благоприятно сказывается на динамике звучания. Анодное напряжение предварительных и драйверных каскадов выпрямляется кенотроном 5U4GB и стабилизируется. Вдобавок в первичной цепи имеется общий фильтр, отсекающий радиочастотные помехи, проникающие по электросети. Само собой, в усилителе предусмотрены и солидный ёмкостной буфер, и функция мягкого «старта» для разогрева ламп, и автомат мягкого выключения.
В принципиально ином ключе реализован звуковой тракт — тут полный минимализм. Разработчики постарались сделать так, чтобы путь сигнала был предельно коротким, и использовали схемы, не требующие отрицательной обратной связи. Если какой-нибудь современный аудиофильский усилитель представить в виде сложного часового механизма с массой шестерёнок, то Mercury II на его фоне будет выглядеть, наверно, как жёсткая прямая передача. Здесь нет ни общей ООС, ни локальных цепочек — это усилитель с настоящей нулевой обратной связью.
И высокие характеристики достигнуты в нём не схемотехническими ухищрениями, а именно хорошей согласованностью и качеством каждого элемента. Все пассивные радиодетали, включая конденсаторы — только аудиофильского класса. Печатная плата имеет позолоченные дорожки, сигнальная проводка выполняется серебряно-медной моножилой. Ламповые панельки с контактами из бериллиевой бронзы специально изготовлены по спецификациям Ayon. Разумеется, подбирается к тракту каждая пара входных и драйверных ламп (соответственно, 12AU7 Philips и 6H30ЕП Sovtek). А прямонакальные выходные триоды 52B вообще производятся на заказ с фирменной айоновской маркировкой. Этот handmade из Европы отличается высокой чистотой вакуума, прецизионной сборкой и минимальным разбросом параметров. Помимо 52-х в Mercury II могут использоваться также триоды 300В и АА32В-S.
Самая ответственная часть лампового аудиотракта, выходные трансформаторы — массивные, широкополосные, с низкими потерями и многослойным секционированием. Они также помещены в защитный экран и залиты антирезонансным компаундом. В общем, куда ни посмотри — нигде нет и намека компромисс. Настоящий High End — и по форме, и по содержанию.
ВКЛЮЧИ И ЖДИ
Первое открытие: усилитель оказался чувствителен не столько к качеству кабеля питания, сколько к точке включения. Если у вас два шнура аудиофильского класса, для Mercury II лучше взять тот, что попроще, и включить его прямо в стенную розетку без всяких удлинителей и «Пилотов». Убедитесь, что на задней панели не загорелся красный индикатор — он сигнализирует о неправильной фазе. А вот более продвинутым кабелем стоит запитать источник, для которого, к слову, также непременно следует найти верную полярность. Её легко определить на слух — сцена приобретает масштаб и упорядоченность.
Если усилитель новый, как в нашем случае, придётся набраться терпения. Период «разминки» у этого однотактника занимает как минимум несколько суток. То, что он достиг нужной кондиции, станет ясно по характеру верхнего диапазона. У усилителя «прямо из коробки» дисканты сухие, однообразные и даже какие-то транзисторные. Но затем все чёрствые нотки уходят, воспроизведение становится точным, ненавязчивым, хорошо детализированным. Выдержку придётся проявлять вообще при каждом включении. Разогрев до появления звука в колонках длится примерно минуту, а до нормального певучего состояния — не менее десяти-пятнадцати. Не лишне, кстати, по истечении этого периода убедиться в правильных настройках токов смещения — вероятнее всего, они уползут в сторону меньших значений от «холодных» установок. Но за терпение вы будете вознаграждены особенным звучанием.
Не припомню ни одного лампового усилителя (а тем более однотактного) в этом ценовом сегменте, который мог бы так филигранно контролировать нижний диапазон. Бас реалистичен, хорошо структурирован, отличается быстрой атакой и фундаментальной поддержкой в инфранизкой области. Место перехода баса в середину также сформировано безупречно — никаких намеков на гулкость или мягкотелость. Вот почему при заявленных 23 Вт на выходе Mercury II звучит субъективно намного динамичнее. Так что даже не слишком чувствительная акустика для него не станет сложной нагрузкой.
Второе подкупающее качество Mercury II — саундстейдж. Это даже не сцена в привычном аудиофильском понимании, а чётко разделённое пространство, где ты «видишь» не только каждый инструмент, но ещё и стены студии или концертного зала, осязаешь все его акустические нюансы и «дышишь» его атмосферой. Притом этот усилитель извлекает точную и правдоподобную пространственную информацию буквально из каждого трека — даже записанного с неидеальным качеством.
В среднем регистре у Mercury II можно уловить «фамильные» признаки однотактного усиления. Вокальные партии звучат задушевно, инструментальные составы даже очень сложного тембрального сочетания передаются богато и красиво. Звучание, похоже, несколько приукрашивается чётными гармониками, но не в такой степени, чтобы стоило говорить о нарушении музыкального баланса. Вдобавок тракт обладает действительно высоким разрешением, потому что между качеством воспроизведения CD и треков в HD-Audio разница улавливается, прежде всего, в среднем диапазоне. Стандартные 44,1/16 звучат чуть ярче и несколько скомпрессированно, а файлы качества 96/24 или 192/24 этого недочёта практически лишены. Саунд открыт, быстр, линеен и чист.
Сомнительным качеством усилителя я назвал бы лёгкую замыленность деталей, находящихся на грани слышимости. Но и это порой превращается в достоинство — тем самым усилитель как бы отфильтровывает микродинамические артефакты, которые может вносить источник. Можно посетовать на характер передачи верхнего регистра, ведь Mercury II звучит не совсем «канонично» для лампового однотактиника: меньше красивого «серебра-хрусталя», почти не чувствуется триодной гармонической теплоты. Зато с ясностью и различимостью полный порядок. И всё это, напомню, в сочетании с предельно конкретным басом и живой серединой! Поди-ка найди такому аппарату конкурента…
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
- ЦАП Bryston BDA-1 (104 000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Ноутбук Apple MacBook Air 11 64 Gb (40000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Кабель USB Furutech GT-2 Type A-B (4300 руб.)
- Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 м (5500/3200 руб.)
- *Снята с производства. Цена приведена по состоянию на 2005 год.
порадовало
Потрясающе реалистичный и глубокий для однотактного усилителя бас. Быстрая и плотная динамика во всем диапазоне. Высокое гармоническое разрешение — особенно на нижней середине.
огорчило
Лёгкое замыливание микродинамических нюансов. В среднем регистре имеется подкраска, вызванная чётными гармониками.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «NAIM Sampler» (CD, приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
- Anne-Sophie Mutter, «Romance» (CD, Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982)
- Niacin, «Time Crunch» (CD, Magnacarta, 2001)
- Live From Jazz at Lincoln Center, «Play The Blues» (WAV 44,1/16)
- Rage Agains The Machine (WAV 44,1/16, Sony Music/Epic, 1992)
- Tom Waits, «Bad As Me» (FLAC 96/24, Island Records, 2011)
- Just Music Exclusive Linn Compilation (FLAC 44,1/24, Linn, 2011)
- Susanna Yoko Henkel, Thaikovsky Concerto for Violin and Orchestra (FLAC 192/24, Acousence Records, 2010)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Амплитудно-частотная характеристика Ayon Mercury II
ФЧХ усилителя линейна на низких и средних частотах, но выше 2 кГц она имеет подъём, достигающий +2,5 дБ на 20 кГц. Ниже 17 Гц начинается естественный спад АЧХ, поскольку индуктивность выходного трансформатора при наличии зазора не может быть бесконечно большой. Спад этот невелик, -0,8 дБ на 10 Гц, поэтому проблем с басом быть не должно.
Зависимость КНИ от выходной мощности Ayon Mercury II
Поскольку в выходном трансформаторе усилителя имеются отводы для 4-х и 8-омной акустики, выходная мощность от сопротивления нагрузки не зависит. В обоих случаях коэффициент искажений линейно растёт от минимального значения 0,11% на мощности 0,01 Вт до 10% при 20 Вт. Это значительно расходится с данными, приведёнными в описании усилителя.
Спектр гармоник Ayon Mercury II
Спектр гармоник снимался на мощности 10 Вт. КНИ при этом был 5,5 % и складывался в основном из составляющих низшего порядка. Как и должно быть в однотактных усилителях, доминирует 2-я, «благозвучная» гармоника, и, что самое интересное, больше чётных гармоник в спектре нет. Фон как таковой отсутствует. Клиппинг мягкий, что вообще характерно для любых ламповых усилителей.