изобразительное искусство
Когда описываем звучание, иногда пользуемся такими терминами, как «светлый тональный баланс», «яркий верх», «ритмический рисунок», «тембральные оттенки» и т.д. Ассоциации со зрительными образами помогают точнее выразить словами то, что мы слышим, а картины великих мастеров зачастую созвучны музыке.
Прозрачно намекая на это обстоятельство, французская компания Davis Acoustics называет свои изделия в честь известных художников — Dufy, Matisse, Sisley. А совсем недавно в её каталоге появилась напольная акустика Vinci HD, занявшая почётное второе место сверху в линейке Lifestyle.
Впрочем, провести грань между «лайфстайловыми» и «обычными» моделями Davis Acoustics я бы не взялся — все они выглядят привлекательно, и качество звучания в угоду дизайну в жертву никогда не приносится. Важно ещё и то, что компания разрабатывает и производит собственные динамические головки, с чего и начиналась её деятельность в 1986 году. В настоящее время головное предприятие Davis Acoustics расположено в парижском пригороде Об (Aube), и работают на нём специалисты высшей квалификации. Вся акустика по-прежнему разрабатывается под руководством Мишеля Визана (Michel Visan)*, основателя и идейного вдохновителя компании.
Трёхполосная система Vinci HD создана по мотивам Matisse HD, одной из самых популярных моделей серии Lifestyle. Примерно при том же объёме корпуса Vinci на 20% тяжелее (28 кг), а чувствительность на 2 дБ выше благодаря применению новых НЧ-головок. Их 6,5-дюймовые диффузоры имеют форму обратной полусферы и выполнены из углеволокна. Плетёная структура хорошо демпфирует внутренние резонансы материала, а цельная, без пылезащитного колпачка мембрана отличается повышенной стойкостью к деформациям. Акустическое оформление — фазоинвертор, порт выведен на лицевую панель.
Среднюю полосу озвучивает 5-дюймовая головка с кевларовым диффузором. Кевлар тоже тканый материал, со всеми вытекающими преимуществами. Твитер стандартный — с тканевым куполом дюймового калибра. Полосы делятся на частотах 350 и 3500 Гц. Входные клеммы — настоящие винтовые WBT, предусмотрено подключение по bi-wiring.
Колонки, которые мы будем слушать, выполнены в отделке «рояльный лак», но есть и более доступный вариант с плёнкой под ореховый шпон. С точки зрения звука лак предпочтительнее — хотя многослойное покрытие с промежуточными этапами полировки в производстве намного дороже, но колонки превращаются в настоящий монолит. В корпусе почти нет параллельных стенок, за счёт чего минимизируются внутренние отражения и, как следствие, посторонние призвуки. Основанием служит тяжеленная чугунная отливка, которая шестью винтами намертво прикручивается к нижней плоскости. В неё, в свою очередь, вворачиваются развязывающие конусы.
После двухчасового прогрева (мы распаковали совершенно новую пару АС) ставлю очень грамотный тестовый сборник Пола Бартона [1]. Мне приходилось слушать ранние модели Мишеля Визана, и должен заметить, что современные его проекты унаследовали от них многие черты характера. Звучание, возможно, и не настолько свободное, как у акустики с бумажными диффузорами, но достаточно открытое и детальное. Зато Vinci HD намного легче переносят резкие динамические контрасты, естественнее передают оркестровые tutti и ударную мощь рок-музыки. На фрагменте с китайскими барабанами диффузоры басовиков мгновенно реагируют на удары, а в паузах бережно и подробно отрабатывают плавно затухающие реверберации.
Звуковая сцена адекватна габаритам акустики — передний план широк, виртуальные источники не размазаны, чувствуется вполне приличная перспектива в глубину. Оптимальным расстоянием между колонками в большинстве случаев будет 3 — 3,5 м и до задней стены примерно 1,5 — 2 м, тогда вы почувствуете настоящее трёхмерное пространство.
Звуковое разрешение Vinci HD вполне достаточно, чтобы показать все нюансы профессиональной аудиофильской записи [2]. Малейшие интонационные оттенки на вокале, характерные тембры музыкальных инструментов, — всё очень жизненно, и акценты расставлены правильно, т.е. ничего не подчёркивается и не замыливается. Не заметно и явных нарушений тонального баланса благодаря корректной работе твитера. Струнные и медные духовые звучат чисто и без раздражающего звона, тарелки реально бьют по ушам, но даже они не вызывают дискомфорта. Единственное, что может дать повод для критики — на большой громкости слышна окраска в верхней середине, некоторые инструменты теряют естественность звучания, кажутся немного синтетическими. Эффект заметно ослабляется, если не направлять акустику непосредственно в точку прослушивания.
Большой плюс Vinci HD в том, что благодаря впечатляющей энергетике, спектральному разрешению и отсутствию посторонних призвуков (корпусных резонансов, шума фазоинвертора, который, кстати, выведен вперёд) они способны создать почти реальную картину происходящего. И неважно, концертный ли это зал консерватории или рок-площадка. u
- СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Legacy TL Speaker (15450 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Silent Wire AC32 1,5 м (53130 руб.)
- *Когда верстался номер, пришло известие о кончине Мишеля Визана. Выражаем свои соболезнования.
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Paul’s Peaks, «Two channel demo CD». Сборник фрагментов, специально составленный Полом Бартоном для тестирования акустических систем
- 2. The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clatity Recordings, 1999. Аудиофильская запись с выдающимся тембральным разрешением
- 3. Jimmy Page & Robert Plant, «No Quarter». Atlantic, 1994. Выдающаяся по качеству запись с обилием акустических и электронных инструментов. Если в тракте есть даже малейшая вуаль или окраска, она будет заметна
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы | Акустическое оформление: фазоинвертор | Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 23000 Гц | Чувствительность: 93 дБ | Номинальное сопротивление: 4 Ом | Частоты раздела полос: 350/3500 Гц | Подводимая мощность: номинальная 130 Вт, максимальная 200 Вт | Отделка: орех, чёрный рояльный лак | Габариты: 1020 х 210 х 290 мм | Масса: 28 кг | Цена за пару: 52000 — 79000 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Davis Acoustics Vinci HD
Номинальное значение импеданса (оно же и минимальное) — 4 Ом, что и следует учитывать при выборе усилителя. В диапазоне 4 — 20 кГц сопротивление мало зависит от частоты, меняясь в пределах 7,5 — 6 Ом, это благоприятно сказывается на согласовании с усилителем.
Фазоинвертор настроен на 52 Гц, и это довольно высокая частота для напольной акустики с таким объёмом корпуса. Полосы делятся на 3600 Гц фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом св идетельствует значительный резонансный пик вблизи частоты раздела. Впрочем, соответствующий ему сдвиг фаз (верхняя кривая) невелик.
Излом кривых на 200 Гц свидетельствует о возникновении стоячей волны внутри узкого и высокого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Davis Acoustics Vinci HD
Серьёзных нарушений тонального баланса не предвидится, но на звучании может сказаться неравномерность на участке 500 Гц — 5 кГц, поскольку именно на него приходится спектр большинства музыкальных инструментов. Нижняя середина абсолютно линейна, неравномерность по звуковому давлению на отрезке 100 — 500 Гц не превышает ±1,5 дБ.
Широкая диаграмма направленности позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Этим свойством можно воспользоваться для коррекции небольшого подъёма на ВЧ: при развороте АС относительно слушателя характеристика твитера заметно выравнивается. Впрочем, в комнате с мягкой мебелью это вряд ли понадобится. Фазоинвертор необычный, с двумя максимумами, что позволяет выровнять АЧХ в нижнем диапазоне. Порт даёт призвуки на трёх частотах, но амплитуда их невелика. Реальная чувствительность в заглушенном помещении порядка 90 дБ, поэтому слишком мощный усилитель не понадобится, достаточно будет 60 — 70 Вт на канал.