7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ сателлитов выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ сабвуферов снималась в ближнем поле при минимально возможном расстоянии между микрофоном и диффузором головки. Измерения проводились несколько раз — в крайних положениях регуляторов частоты среза. Соответствующие характеристики показаны на графиках красным цветом. Чёрные кривые — АЧХ порта фазоинвертора.
Комплекты акустических систем 5.1 | Boston Soundware S 5.1 | Cambridge Audio Minx S325 | HECO Ambient 5.1A | Magnat Interior 5001A | Mirage MX Home Theater System CE | Polk Audio Blackstone TL1600 | Wharfedale Moviestar MS-100 HCP | 7 раз отмерь
Суммарная частотная характеристика
Boston Soundware 5.1
Мониторы лучше не направлять в точку прослушивания, иначе высокие частоты будут излишне агрессивными. Осевая же АЧХ линейна до 1 кГц, что обещает адекватную передачу вокала, но выше 5 кГц твитер даёт всплеск почти на 8 дБ, что очень много даже для переглушенных помещений. Зато дисперсия неплоха, поэтому передняя панорама обещает быть цельной. Чувствительность средняя, около 88 дБ, поэтому особо мощный ресивер не потребуетсяСабвуфер в широкой полосе перекрывает диапазон 60 — 120 Гц (фазоинвертор настроен на 28 Гц),
так что стыковка с фронтальными АС достаточно надёжная. Если же хочется получить очень низкий бас, диапазон НЧ-канала лучше ограничить 70-ю герцами и прибавить уровень. Правда, при этом может возникнуть провал в области верхнего баса.
Суммарная частотная характеристика
Cambridge Audio Minx S325
Составляющие этого комплекта идеально подходят друг другу. Фронтальные АС отличаются образцовой линейностью — отклонения во всём диапазоне частот не превышают ±2,5 дБ по звуковому давлению. Повышенная отдача твитера на 17 кГц не будет заметна в комнате с мягкой мебелью, в звонком же помещении мониторы нужно чуть-чуть развернуть в стороны. Диаграмма направленности широкая, так что провалов звукового поля на переднем плане быть не должно. Чувствительность не слишком велика, около 86 дБ — учтите при выборе ресивера. Пассивный радиатор сабвуфера настроен на
48 Гц, и столь высокая частота явно была выбрана для надёжного перекрытия с сателлитами. В широкой полосе оно происходит на 140 Гц (неравномерность всего 3 дБ), но при желании можно опуститься и ниже. При минимальной частоте среза правый максимум на АЧХ может частично нивелировать провал на нижней середине.
Суммарная частотная характеристика
HECO Ambient 5.1A
Этот вариант тоже хорошо продуман — стыковка низкочастотного и фронтальных каналов идеальна. Правда, частота 180 Гц высоковата, сабвуфер может начать разговаривать. Поэтому его полосу лучше всё же ограничить 90 герцами и подобрать уровень, чтобы зазор не был заметен на слух. В этом случае и бас получится более глубоким, поскольку фазоинвертор настроен на 29 Гц. Да и сами мониторы показывают прекрасный результат — начиная со 190 Гц их АЧХ линейна, а подъём твитера выше 8 кГц сделан его специально, чтобы даже в комнате не ощущалось нехватки высоких частот. Дисперсия широкая — при отклонении от оси на 30 град. характеристика ещё более ровная, да и при 50 град. показывает спад лишь после 8 кГц. Такая диаграмма направленности гарантирует хорошее перекрытие с центральным каналом. Чувствительность порядка 86 дБ, соответственно, понадобится довольно мощный ресивер.
Суммарная характеристика Magnat Interior 5001A
У сателлитов тональный баланс явно смещён вверх — закономерный результат для корпуса столь малого объёма. Кроме того, они имеют значительную нелинейность на отрезке 3 — 8 кГц, т.е. там, где наш слух наиболее чувствителен к различного рода нарушениям. Диаграмма направленности широкая, так что с построением пространственной картины и формированием переднего плана сложностей не будет. Средняя чувствительность по диапазону около 87 дБ. Сабвуфер идеально стыкуется с фронтальными АС на 180 Гц, но это довольно высокая частота — в НЧ-канал может попадать лишняя информация, пострадает разборчивость звучания. Поэтому лучше будет, прибавив уровень, сузить полосу до 100 Гц. Низкая настройка фазоинвертора (28 Гц) обещает внушительный по глубине бас.
Суммарная характеристика
Mirage MX Home Theater System SE
Мы всегда отмечаем, миниатюрные сателлиты этой марки всегда звучат лучше, чем меряются. При круговой диаграмме направленности звуковая картина в значительной степени формируется ранними отражениями от стен помещения, которые способны компенсировать горбы и провалы, имеющиеся на осевой характеристике. Кривые, снятые на оси и при отклонениях от неё, совпадают, а значит, разрывов звукового поля не будет. Единственный момент, который нужно учесть — несмотря на крошечный размер этих мониторов, ресивер им нужен мощный, не менее 80 Вт на канал даже для небольшой комнаты. Низкочастотные способности сабвуфера вполне соответствуют его относительно скромным габаритам. Пассивные радиаторы настроены на 40 Гц, а стыковка сателлитами происходит на 230 Гц. Но всё же лучше не превышать значение 100 — 120 Гц, иначе в низкочастотный канал может бубнить.
Суммарная характеристика
Polk Audio Black Stone TL1600
Сателлиты абсолютно линейны в диапазоне 150 Гц —
2 кГц, что для комплекта такой стоимости можно считать выдающимся достижением. Кроме того, у них отличная дисперсия — расхождение кривых, снятых при отклонении от акустической оси, крайне незначительно. Здесь можно говорить о правильной звуковой сцене и надёжном перекрытии с центральным каналом. Правда, имеется заметный провал вблизи частоты раздела, способный повлиять на тональный баланс. Чувствительность порядка 85 дБ, так что этим малюткам потребуется довольно мощный ресивер. Сабвуфер здесь серьёзный, при частоте настройки фазоинвертора 38 Гц она прекрасно состыкуется с сателлитами даже при работе в узкой полосе. Если правильно подобрать уровень, бас будет буквально потрясающим.
Суммарная характеристика
Wharfedale Moviestar MS-100 HCP
АЧХ сателлитов имеет заметный подъём от нижней границы воспроизведения до 3 кГц, затем — провал и высокий пик на 10 кГц. После этого отдача твитера резко падает до -5 дБ на 20 кГц. Такая неравномерность может быть заметна, особенно в переглушенных комнатах. Поэтому для использования этих мониторов в качестве фронтальных понадобится ресивер с многополосным эквалайзером. А вот дисперсия отличная — разбег кривых, снятых при отклонении от акустической оси совсем невелик. Это гарантирует правильное построение переднего плана даже в неблагоприятных акустических условиях. Фазоинвертор сабвуфера настроен на 48 Гц, и в широкой полосе он способен работать вплоть до 160 Гц (- 3 дБ), где и получается наиболее надёжная стыковка с сателлитами. Но всё же превышать частоту среза в 100 Гц не рекомендуется, лучше сузить полосу и прибавить уровень — бас получится глубже, и посторонних призвуков не будет.
МОДЕЛЬ | Boston Soundware S 5.1 |
Cambridge Audio Minx S325 |
HECO Ambient 5.1A |
Magnat Interior 5001A |
Mirage MX Home Theater System CE |
Polk Audio Black Stone TL1600 |
Wharfedale Moviestar MS-100 HCP |
Фронтальные АС | |||||||
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | Н.д. | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 87 | Н.д. | 88 | 88 | 87 | Н.д. | 88 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 132 — 20000 | 120 — 20000 | 80 — 34000 | 90 — 32000 | 110 — 20000 | 100 — 22000 | 130 — 20000 |
Подводимая мощность, Вт | До 120 | До 200 | До 120 | До 100 | До 100 | До 100 | До 50 |
Размеры, мм | 138 x 138 x 143 | 154 x78 x 85 | 90 x 155 x 117 | 90 x 110 x 110 | 102 х 81х 90 | 65 x 95 x 123 | 98 х 100 х 107 |
Масса (каждой), кг | 0,5 | 0,75 | 1,3 | 0,9 | 0,66 | 0,84 | 0,66 |
Центральная АС | |||||||
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | Н.д. | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 87 | Н.д. | 88 | 88 | 87 | Н.д. | 88 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 132 — 20000 | 120 — 20000 | 80 — 34000 | 80 — 32000 | 110 — 20000 | 100 — 22000 | 120 — 20000 |
Подводимая мощность, Вт | До 120 | До 200 | До 120 | До 100 | До 100 | До 100 | До 50 |
Размеры, мм | 138 x 138 x 143 | 154 x78 x 85 | 222 x 92 x 117 | 210 x 90 x 110 | 102 х 81х 90 | 101 x 381x 89 | 98 х 176 х 107 |
Масса, кг | 0,5 | 0,75 | 1,9 | 1,6 | 0,66 | 1,52 | 0,81 |
Тыловая АС | |||||||
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | Н.д. | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 87 | Н.д. | 88 | 88 | 87 | Н.д. | 88 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 132 — 20000 | 120 — 20000 | 80 — 34000 | 90 — 32000 | 110 — 20000 | 100 — 22000 | 130 — 20000 |
Подводимая мощность, Вт | До 120 | До 200 | До 120 | До 100 | До 100 | До 100 | До 50 |
Размеры, мм | 138 x 138 x 143 | 154 x78 x 85 | 90 x 155 x 117 | 90 x 110 x 110 | 102 х 81х 90 | 65 x 95 x 123 | 98 х 100 х 107 |
Масса (каждой), кг | 0,5 | 0,75 | 1,3 | 0,9 | 0,66 | 0,84 | 0,66 |
Активный сабвуфер | |||||||
Размер басовика, мм | 254 | 200 + 200 | 200 | 200 | 165 + 2 х 165 | 203 | 200 |
Максимальная мощность встроенного усилителя, Вт | 300 | 300 | 120 | 120 | 800 | 100 | 150 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 32 — 150 | 33 — 200 | 28 — 200 | 28 — 200 | 42 — 200 | 40 — 200 | 35 — 200 |
Частота фильтрации, Гц | 40 — 135 | 50 -200 | 50 — 200 | 50 — 150 | 50 — 200 | 80 — 150 | 40 — 150 |
Регулировка фазы | 0,180 | 0 — 180 | 0,180 | 0,180 | 0 — 360 | 0,180 | 0,180 |
Габариты, мм | 339 x 315 x 435 | 311 x 266 x 278 | 236 x 410 x 390 | 225 x 380 x 350 | 200 х 200 х 200 | 352 x 317 x 317 | 315 х 340 х 310 |
Масса, кг | 9,0 | 7,5 | 11,5 | 8,5 | 4,6 | 9,3 | 8,1 |
Цена комплекта, руб. | 30000 | 54900 | 32000 | 22500 | 41580 | 26000 | 18000 |