накопление смыслов
Если кому-нибудь придёт в голову составить рейтинг культовой аудиотехники всех времён, то усилитель Audio Note Ongaku имеет все шансы оказаться в первой тройке. Его цена всегда шокировала непосвящённых, но времена меняются — не так давно компания выпустила облегчённую версию этого легендарного аппарата.
Audio Note Jinro
- Номинальная выходная мощность каждого канала (8 Ом): 18 Вт
- Коэффициент искажений при номинальной выходной мощности: 5%
- Полоса воспроизводимых частот (±1 дБ): 20 — 20000 Гц
- Входная чувствительность: 200 мВ RMS
- Отношение сигнал/шум: 75 дБ
- Входное сопротивление: 100 кОм
- Габариты: 300 х 660 х 280 мм
- Масса: 38,5 кг
- Цена: 871718 руб.
Созданный в 1989-м основателем Audio Note, мастером Хирояши Кондо, 34-килограммовый однотактный монстр мощностью 2 х 27 Вт на прямонакальных 211-х триодах совершил настоящий переворот в умах аудиофилов. А нереальная (особенно для того времени) цена, доходящая в некоторых странах до $82000*, способствовала его превращению в символ совершенства, недостижимого для простых смертных.
* Инфляция не стоит на месте, сейчас Ongaku стоит $120000.
Модель Jinro, вышедшая в начале прошлого года, позиционируется как упрощённая и более доступная версия Ongaku. Детище Энди Грува, главного инженера Audio Note UK, выполнено в том же форм-факторе и на тех же выходных лампах, хотя схема стала заметно лаконичнее. Вместо четырёх двойных триодов для предварительного усиления и раскачки используется всего пара — 5814 и 5687 (или 7044) соответственно. Сами лампы подобраны так, чтобы их звуковые сигнатуры дополняли друг друга. В Ongaku сетки выходных ламп были связаны с катодными повторителями, а в Jinro сигнал от драйверов передаётся через трансформатор 1:1, специально спроектированный Грувом. Это, по его мнению, даёт энергичное, более современное звучание. Секвестирован и анодный выпрямитель, теперь в нём четыре кенотрона 5R4WGB вместо двух.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Audio Note CD3.1x V.2 (255621 руб.)
- Виниловый проигрыватель Transrotor Rondino Nero FMD (466200 руб.) с тонармом TR1200S (46000 руб.), головками Audio Note IQ-1 (15657 руб.) и Ortofon SPU Classic GM MKII (30000 руб.)
- Фонокорректоры Audio Note M2RIAA (135373 руб.) и M3Phono (358943 руб.)
- Интегральный усилитель Audio Note Jinro (871718 руб.)
- Акустические системы Audio Note AN-E SPe (250234 руб./пара)
- Кабели:
- — межблочные Audio Note AN-VX 1,45 м (56000 руб.)
- — акустические Audio Note AN-SPX 12 м (318000 руб.)
- Стойки под АС AN E-Stand (21200 руб./пара)
Напомню, что в Ongaku межкаскадные конденсаторы были фирменные Silver in Oil, и вторички выходных трансформаторов намотаны проводом из чистого итальянского серебра, им же была сделана вся внутренняя разводка. В Jinro серебро повсеместно заменено медью, что позволило снизить стоимость почти вчетверо. Остальная начинка соответствует требованиям третьего уровня: резисторы Beyschlag, сигнальные конденсаторы «медь в масле» и электролитические — Black Gate. Монтаж выполнен навесным способом, печатные платы не используются. Вся сборка и пайка, разумеется, ручная.
CD3.1xV2 — первый CD-проигрыватель Audio Note, выполненный в полноразмерном корпусе «OTO». В нём объединены транспорт CDT One/II на базе модифицированного CD-привода Philips и DAC 1.1x/II Signature на Analogue Devices AD1865. В тракте нет ни оверсэмплинга, ни цифрового фильтра, а в выходных каскадах используются двойные триоды ECC88. Комплектующие соответствуют требованиям третьего уровня: танталовые резисторы, конденсаторы из медной фольги в масле и легендарные Black Gate. Из цифровых выходов — только коаксиальный S/PDIF. Выпускается аппарат в чёрном и серебристом вариантах.
В качестве альтернативного источника был задействован виниловый проигрыватель Transrotor Rondino Nero FMD с тонармом TR1200S и головкой начального уровня Audio Note IQ-1. Это серьёзная 40-килограммовая машина с тяжёлым акриловым диском, ременным приводом, хорошо задемпфированным столом и тяжёлым прижимом пластинки. Многие конструктивные решения позаимствованы у более дорогой модели Turbillon 07 FMD. Предусмотрена установка 9-ти и 12-дюймовых тонармов. Выпускается в чёрном цвете, а также варианте, более характерном для ранних моделей Transrotor — сочетании прозрачного акрила с отполированным до зеркального блеска алюминием.
На примере акустики AN-E менеджеры по продажам могут изучать сравнительное позиционирование. Она выпускается в одиннадцати вариантах с разными драйверами, внутренней проводкой, клеммами и даже внешними кроссоверами. В зависимости от комплектации изделие может относиться к уровню 2, 3, 4 или 5. Те, что с индексом HE (High Efficiency), имеют чувствительность 98 дБ, поэтому рекомендуются для работы с однотактными усилителями небольшой мощности, например, Paladin и Vindicato.
В версии AN-E, которую мы будем слушать, внутренняя проводка выполнена фирменным серебряным кабелем SPe, что и отражено в названии. Это двухполосные системы с дюймовым шёлковым твитером и НЧ-драйвером, 8-дюймовый диффузор которого изготовлен из целлюлозы. Для правой и левой колонок головки подбираются попарно, а уже под них вручную подгоняются элементы фильтра. Довольно большой для двухполоски объём корпуса и фазоинверторное оформление (порт сзади) позволили опустить нижнюю границу до 18 Гц (-6 дБ). Кстати, чтобы повысить линейность в басовом регистре и расширить звуковую сцену, специалисты Audio Note настоятельно рекомендуют ставить колонки в углах комнаты. Максимальное звуковое давление, которое способны развить эти супермониторы — порядка 108 дБ.
Мне неоднократно приходилось слушать компоненты Audio Note, причём самого разного уровня. Они раскрываются не сразу, чтобы распробовать их звучание нужно время. Я говорю не о прогреве, это само собой, а об адаптации восприятия, особенно если до этого вы слушали исключительно транзисторную технику с тугой акустикой. Поначалу звучание кажется ничем не примечательным — ни бас, ни динамика не производят ошеломляющего эффекта. И не должны, поскольку здесь суть в более тонких материях. Взять хотя бы звучание струнных [1]. Тембры выверены с потрясающей точностью, буквально вылизаны, в оркестре каждый инструмент со своими неповторимым характером и вибрациями. Впечатление от музыки совсем иное, благодаря лёгкому и непринуждённому звукоизвлечению технический аспект воспроизведения остаётся за рамками восприятия. Довольно скептически отношусь к делению аудитории на меломанов и аудиофилов, но этот комплект явно для любителей музыки, а не звуков. Здесь можно оценить нюансы и смысловые акценты исполнения, точность ритмики и глубину пауз. В самых авангардных и немелодичных экзерсисах Тома Уэйтса [2] обнаружился некий сакральный смысл, а эмоциональная составляющая просто зашкаливала. Хотя с технической точки зрения этот диск записан откровенно неграмотно.
Звуковую сцену принято описывать в терминах «ширина, глубина, локализация», в нашем случае она была либо уменьшенной копией концертного зала, либо пространством, ограниченным стенами студии. Особо острую фокусировку отметить не могу, да она бы и контрастировала с общим настроем системы, которая даёт слушателю возможность оценить цельность звуковой картины, не отвлекая его на отдельные фрагменты.
Кстати, Энди Грув — настоящий байкер, все руки в татуировках, и слушает в основном рок-музыку. Поэтому он и старался добиться от Jinro более энергичной по сравнению с Ongaku подачи. Неудивительно, что по характеру новый усилитель немного напоминает двухтактник — резкой атакой удара, наполнением нижнего регистра и отсутствием лени, изначально присущей сингл-энду. Это в полной мере проявилось на акустическом концерте «Нирваны» [3], где Jinro, не теряя в изысканности и утончённости, показал настоящий драйв, с мощным басом и ярким, прозрачным верхом.
С винилом получилось тоже интересно — бас стал ещё глубже, появился акцент на нижней середине, что придало вокалу дополнительную телесность. Сцена приобрела глубину, но в целом стала менее подробной. Образы укрупнились, появилось ощущение лёгкой вуали, после чего было решено головку Audio Note IQ-1 начального уровня сменить на Ortofon SPU. Система отреагировала мгновенно — в звучании появилась основательность, заметно прочистился верх, да и присутствие аппаратуры как таковой в качестве посредника между слушателем и музыкантами свелось к минимуму.
По ходу прослушивания мы немного поэкспериментировали и с акустическими кабелями. Должен заметить, что описываемая система невероятно чутко реагировала на их смену, разница была очевидной. Медь придавала звучанию характер грубоватый, непричёсанный, с энергичной подачей, но со смазанной нюансировкой. Этот вариант больше понравился на рок-музыке, а вот камерный джаз и классика показались более адекватными с серебряным кабелем. Он вносил в общую картину строгий порядок, давал явно больше информации, особенно в верхнем диапазоне, воспроизведение приобрело плавность и певучесть, хотя по сравнению с медью казалось менее интересным и задорным.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD
- Abel: Six Symphonies, Dir. Adrian Shepperd. Chandos, 1998
- Tom Waits, «Real Gone». Jalma Music, 2004
- Nirvana, «Unplugged in New York». Geffen, 1994
- «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006
LP
- Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blunote, 1995
- Sly And The Family Stone, «Fresh». EPIC, 1973
- Deep Purple, «Fireball». Warner Bros, 1971