авангард старой школы
На заре звуковоспроизведения рупорное оформление было единственно возможным, поэтому приходилось мириться с его недостатками. Но что заставляет современных производителей создавать столь громоздкие и сложные конструкции? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я встретился с Армином Краусом (Armin Crauss), одним из разработчиков Avantgarde Acoustics. После чего, заинтригованный, отправился слушать его изделия в московский салон AV Custom.
— Главная проблема в электроакустике такова: если нужно сместить массу диффузора, потребуется ток, который выполнит эту работу. И, как известно, ни один диффузор не способен воспроизвести фронт сигнала быстрее, чем он сам сдвинется с места, т.е. инерция ограничивает звуковое разрешение. Первый способ решить задачу — сделать мембрану лёгкой, насколько это возможно, но при этом она теряет жёсткость, возникают механические деформации и искажения. Второй способ — ограничить само смещение, поскольку работа есть сила, умноженная на расстояние. В нашей акустике смещение ВЧ-диффузоров примерно в 30 раз меньше, чем у традиционных излучателей, и отклик у них во столько же раз быстрее. За счёт этого звучание становится естественнее, как при живом исполнении.
— Да, но вам ведь нужно ещё как-то согласовать по скорости эти быстрые мембраны с тяжёлыми НЧ-диффузорами, для которых полноценное рупорное оформление невозможно.
— А вот тут мы схитрили — сделали НЧ-секцию активной. Два 12-дюймовых драйвера с неодимовой магнитной системой в закрытом оформлении и 500-ваттным усилителем обладают необходимой скоростью. Кроме того, можно регулировать уровень баса в зависимости от свойств помещения и менять частоту стыковки со среднечастотником, что позволит слегка перераспределить энергию между НЧ и СЧ-полосами. Это заметно сказывается на звучании живых инструментов, особенно рояля. Для согласования по дисперсии в сабвуфере сделано подобие рупора Short Basshorn.
— Тем не менее, чтобы создавать такую акустику, нужно быть большими энтузиастами. Сколько человек этим занимаются?
— Avantgarde Acoustic основана в 1991 году, сейчас в ней 15 сотрудников. Да, это небольшая компания, но и ниша, в которой мы работаем — тоже. Гордимся, что можем прокормить 15 семей производством столь необычных конструкций. Собирается акустика в Германии, в 60 км от Франкфурта. Но мы не производим всё сами — рупоры, корпуса и даже некоторые части для драйверов заказываются другим немецким, итальянским и французским фирмам. Но самая ответственная работа — сборка, настройка, измерения, окончательный контроль — делается на нашей фабрике.
— Похоже, это эксклюзивные изделия, выпускаемые очень небольшими тиражами…
— Рупорная акустика по определению не может быть компактной, что ограничивает круг покупателей. Некоторые потенциальные клиенты говорят: у нас нет проблем с финансами, но такие системы просто некуда ставить.
— Но и отказываться от рупорного оформления вы не намерены?
— Тогда нам придётся выходить на массовый рынок, а для этого нужно либо быть очень известным брэндом, либо иметь колоссальные деньги для раскрутки. Но главное, того удовольствия уже не будет. Нам очень нравятся рупоры.
НЕМАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ
При более близком знакомстве с моделью Duo Mezzo выяснилось, что она при всём своём первозданном акустическом оформлении легко обставит многие современные изделия по количеству внедрённых инноваций. Сами рупоры с высочайшей точностью отлиты под давлением из полимера ABS с последующей ручной полировкой. Их пропорции оптимизированы таким образом, что волновод становится фильтром третьего порядка, т.е. рабочий диапазон драйверов снизу ограничивается самой конструкцией. Это позволило максимально упростить кроссоверы и даже вообще обойтись без них — среднечастотник подключён к входным клеммам напрямую, а в цепи твитера всего два элемента. И даже в столь минималистской схеме для уменьшения искажений приняты беспрецедентные меры: на конденсатор подаётся постоянный поляризующий потенциал, который на большой громкости может достигать 100 В. Он формируется из входного сигнала модулем CPC (Capacitor Polarization Circuit), состоящим из выпрямителя и многозвенного умножителя напряжения.
Многослойные звуковые катушки в системах Avantgarde Acoustics имеют высокое сопротивление (в нашем случае 18 Ом), за счёт чего улучшается демпфирование (в 4,5 раза по сравнению с 4-омной акустикой), да и требования к длине и сечению кабелей заметно снижаются.
Дюймовый твитер оснащён 3-киллограммовым магнитом и способен работать от 900 Гц, но фильтруется на 2000 Гц, т.е. с приличным запасом по линейности.
Активный сабвуфер тоже с изюминкой. В нём реализован запатентованный компанией принцип ADRIC (Active Dynamic Radiation Compensation). В 500-ваттный усилитель, работающий в классе AB, введена сервосистема с датчиком, которая отслеживает движение диффузора и мгновенно корректирует выходное сопротивление усилителя. За счёт этого улучшается демпфирование, а частотная характеристика выравнивается вплоть до 18 Гц. Кроме того, оптимизируется взаимодействие пары 12-дюймовых головок с волноводом Short Basshorn, на который они нагружены. Помимо регулировки уровня и частоты среза, в сабвуфере есть и фильтр инфранизких частот с фиксированными значениями 20, 30 и 40 Гц. Имеющихся настроек достаточно для адаптации акустики под конкретное помещение, но в любом случае его площадь не должна быть менее 20 кв. м. Это я перечислил лишь основные особенности конструкции, более подробно она описана на www.avantgarde-acoustic.de, здесь лишь добавлю, что Duo Mezzo выпускается в двенадцати цветовых вариантах, в т.ч. зелёном, оранжевом и жемчужно-белом. Несмотря на приличные габариты и массу (106 кг нетто), колонки не производят впечатления слишком громоздких.
Коротко о других компонентах системы. ВЧ и СЧ-секции были подключены к усилителю мощности Audio Analogue Class A SE, и на 18 Ом получалось около 20 Вт мощности в чистом классе А. При чувствительности 107 дБ (вот, кстати, ещё один плюс рупорного оформления, о котором Армин не упомянул) её хватило с избытком даже для большого зала, в котором проводилось прослушивание. Поскольку в оконечнике имеется регулятор громкости, сигнал на него подавался напрямую, без предварительного усиления. Источником служил CD-проигрыватель Audio Analogue Maestro CD 192/24 REV2.0 — топовая модель в линейке бескомпромиссного итальянского производителя. Массивная конструкция, прецизионная механика и электроника и, как следствие, низкий уровень джиттера и всех видов искажений.
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ
Кажется, это называется «когнитивный диссонанс» — противоречащие друг другу впечатления от одного и того же объекта или явления. Видишь огромные воронки рупоров, а слышишь полочные мониторы, очень мощные и басовитые. Масштаб звучания сочетается с точностью, информативность в середине — с быстрым и очень низким басом. И это в огромном помещении, где до ближайшей стены метров десять. В нижнем регистре никакой резины, и это один из крайне редких случаев, когда запись ударной установки [1] сложно отличить от живого исполнения. Удар резкий, сочный, с правильной атакой и, главное, открытый и лёгкий. Закроешь глаза, и полное ощущение, что на барабанах играют прямо в комнате. Не скрою, были опасения, что верхний спектр будет приглушён, ведь ухо уже привыкло к твитерам, перекрывающим сверхзвуковой диапазон. На Duo Mezzo верх звучит немного по-другому — не ярко и не тускло, но мягко и прозрачно, и если на фонограмме есть «искра», она сверкнёт по-настоящему. Очень характерен в этом смысле удар по тарелкам, который сопровождается длинными послезвучиями, постепенно переходящими в едва слышимый шелест.
Предвижу вопрос: а как насчёт неистребимой рупорной окраски, особенно заметной на женском вокале, которую обычно изображают, зажав нос пальцами? А вот, как ни странно, здесь её нет вообще. С точки зрения тембра голос воспроизводится абсолютно адекватно — открыто и непринуждённо, хотя подача совсем другая. Исполнители словно слегка выдвинуты вперед, а сам вокал кажется более проникновенным и доверительным. Правда, есть всё же одна особенность, которая проявилась на звучании саксофона — одиночные ноты как бы отрываются от общего контекста, будто музыкант слегка «киксанул». Причина проста, ведь рупор это всё-таки труба с собственной частотой настройки, и когда она попадает в унисон с инструментом или голосом… Впрочем, заметен этот эффект лишь на некоторых фонограммах, да и то если внимательно вслушиваться.
Duo Mezzo — акустика изысканная, но отнюдь не субтильная. На симфонической музыке [2] она выдаст настоящее оркестровое крещендо, а поставьте рэпкор [3] — и будет вам тяжёлый саунд со сногсшибательным басом. И на любой громкости сохранится идеальный тональный баланс и высокое гармоническое разрешение. Да и звуковая сцена всему под стать — широченная, с чёткой расстановкой в глубину, где каждый инструмент на своём месте.
- СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Audio Analogue Maestro 2.0 (123000 руб.)
- Интегральный усилитель Audio Analogue Class A SE (475000 руб.)
- Сетевой фильтр Gigawatt PC3 Evo (140000 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
2. Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Аудиофильская запись, сделанная российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре
3. Rage Against The Machine, «Evil Empire». EPIC, 1996. Динамичный и насыщенный саунд с мощной энергетикой и очень низким басом
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы p Акустическое оформление: CЧ и ВЧ сферический рупор, НЧ укороченный рупор p Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 20000 Гц p Ширина диаграммы направленности: 180 град. p Чувствительность (1 Вт/1 м): >107 дБ p Сопротивление пассивной секции: 18 Ом p Частоты раздела полос: 170/2000 Гц p Рекомендуемая мощность усилителя: >10 Вт p Максимальная подводимая мощность: 100 Вт p Мощность встроенного усилителя: 2 х 500 Вт p Частота среза сабвуфера: 60 — 350 Гц p Габариты: 670 х 650 х 1705 мм p Масса: 106 кг p Отделка: 12 цветов p Цена за пару: 1880000 руб.