Наш корреспондент пообщался с Гюнтером Фронхёфером из компании Acoustic Signature
притяжение масс
Глядя на проигрыватели Acoustic Signature, никогда не подумаешь, что в производстве столь разных по конструкции и дизайну моделей участвуют всего шесть человек. Этим фактом меня буквально огорошил менеджер по экспорту Гюнтер Фронхёфер (Gunther Frohnhofer) в самом начале нашего разговора.
— Как, только шесть человек на производстве и столько же моделей в каталоге? Как это возможно?
— На нашей фабрике, расположенной недалеко от Штутгарта, всё автоматизировано. Для перехода на другую модель достаточно лишь поменять программу. Люди работают в основном на сборке, регулировке и упаковке. Производство постепенно растёт, но я не хочу набирать большой штат. Если ты нанимаешь человека, то должен обеспечить его работой на длительное время, ведь у него может быть семья, невыплаченные кредиты и т.д.
— Что самое сложное в производстве современного проигрывателя?
— Для нас — обеспечить высокое качество поверхности. Даже в бюджетных моделях диск обрабатывается алмазным резцом, и нигде вы не увидите ни царапин, ни шероховатостей. Основание покрывается десятью слоями рояльного лака с полировкой каждого из них, и при установке всех узлов необходимо сохранить зеркальную поверхность в идеальном состоянии. В модели Ascona это настоящий кошмар, диск настолько тяжёл, что установить его можно только вдвоём.
— Каков же должен быть подшипник, чтобы выдержать такую тяжесть?
— Главная проблема при большой массе диска — обеспечить минимум трения в подшипнике. Давление в точке контакта очень велико, и любая смазка будет оттуда выдавливаться. Некоторые компании применяют принудительную подачу масла от компрессора, но если он откажет, то подшипник будет испорчен. Мы используем самосмазывающийся узел на основе прочных современных полимеров, которые благодаря пористой структуре способны впитывать смазку подобно губке. Такой подшипник не требует обслуживания в течение всего срока работы (а он практически не ограничен) и хорошо поглощает вибрации, что тоже очень важно. Кроме того, звучание проигрывателя будет одинаковым и сразу после включения, и через несколько часов. И нам жизнь облегчается — не приходится обслуживать технику или ремонтировать её. Большая её часть экспортируется в другие страны, и стоимость пересылки 70-килограммового проигрывателя из США или Китая будет просто нереальной. Мы даём 10-летнюю гарантию на подшипник, и до сих пор его ремонт требовался исключительно из-за халатности владельца — внутрь попадала грязь или посторонняя жидкость.
— Гюнтер, а тяжёлый диск действительно необходим? У проигрывателей других фирм он в десятки раз легче, и проблем меньше.
— Как у нас говорят, попасть в Рим можно разными путями. Да, вы можете купить лёгкий проигрыватель, но если ваши колонки способны воспроизвести глубокий бас, то проблем возникнет больше. Шасси и диск не смогут погасить энергию звуковых волн, и вибрация будет передаваться на тонарм и иглу. Тяжёлая конструкция гарантирует, что вы услышите только то, что записано на пластинке.
— Насколько я знаю, вы ещё демпфируете сам диск?
— В дорогих моделях диск заглушен резиновыми вставками, полностью поглощающими вибрации в диапазоне 400 Гц — 12,5 кГц, что доказано независимыми измерениями одного из немецких журналов. Если в процессе проигрывания коснуться пластинки где-нибудь в районе этикетки, можно почувствовать, как винил отзывается на колебания иглы. Эти вибрации возвращаются к звукоснимателю с задержкой по времени, возникает нечто похожее на звон. В наших проигрывателях этот неприятный эффект подавляется на 80 дБ. Это колоссальная цифра.
— Какой лучший материал для приводного ремня? В наше время используют и силикон, и резину, и нить, и даже рыболовную леску. И всё это звучит по-разному.
— В настоящее время мы предпочитаем резину, поскольку современные технологии позволяют получить высокую однородность и стабильные параметры в течение очень длительного времени. Обычно резиновые пассики служат не более трёх лет, наши — около двенадцати. При правильно подобранной плотности удаётся получить достаточно жёсткую связь двигателя с диском при эффективной развязке.
— Для увеличения крутящего момента в «Асконе» задействованы три двигателя в одном корпусе. Почему вы не взяли один, но более мощный?
— Ну, во-первых, это вопрос унификации — мы поставили двигатели, используемые в младших моделях. Кроме того, выяснилось, что с точки зрения звучания три слабых лучше, чем один мощный — детонация получается ниже. Двигатели питаются от особого источника, генерирующего чистый синус строго определённой частоты и амплитуды. Решение дорогое, но в топовой модели вполне оправданное.
— Правда ли, что в Европе растёт интерес к винилу?
— Правда. За прошлый год продажи наших проигрывателей почти удвоились. Конечно, сыграло свою роль и то, что мы выпустили несколько моделей с более привлекательным дизайном. Но есть и явное подтверждение — некоторые лейблы начали издавать альбомы одновременно на CD и виниле, как в старое доброе время. Винил очень выгоден, поскольку его нельзя за несколько минут скопировать на болванку, перегнать в mp3 и послать по e-mail. Хочешь слушать — покупай. Поэтому, я думаю, количество релизов со временем будет расти.