покорители пространства
Для озвучивания тыловых каналов часто используют обычные полочные мониторы, причём с вполне удовлетворительным результатом. Но чтобы собрать по-настоящему качественную многоканальную систему, понадобится акустика, специально разработанная для создания объёмного заднего плана.
Jamo D600 SUR | Triad OnWall Silver Surround | Wharfedale Opus2 Surround | Polk Audio LSiM702 F/X | MartinLogan FX2 | Atlantic Technology 8200eSR | KEF R800ds | Monitor Audio Gold GX-FX | RBH 66-SE
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
Это т.н. дипольные и биполярные акустические системы, которые при всей внешней схожести существенно различаются технически. В первом случае динамические головки включены в противофазе, что позволяет получить широкое звуковое пространство с минимальной локализацией виртуальных источников. В биполярных конструкциях драйверы работают в фазе и за счёт многочисленных переотражений от различных поверхностей формируют более равномерное звуковое поле, позиционирование в котором мнимых источников заметно точнее. Первый вариант обычно используется в продвинутых театральных комплексах (а в системах, сертифицированных по THX, это одно из обязательных требований), тогда как биполяры могут успешно применяться для полноценного воспроизведения многоканальных DVD-Audio и SACD.
В ходе сегодняшнего обзора мы познакомимся не только с тыловыми системами этих двух типов, но и весьма любопытными конструкциями, в которых используется комбинированный принцип работы. И конечно, среди участников есть универсальные модели, способные работать как в биполярном, так и в дипольном режимах.
Все девять громкоговорителей проектировались с учётом настенного монтажа. Располагать их рекомендуется выше головы сидящего слушателя, примерно в полутора метрах от пола. В процессе прослушивания мы постарались как можно полнее учитывать эти требования, поскольку в свободном пространстве характер звучания акустики меняется кардинально.
Для оценки звучания каждая из систем подключалась к редакционному комплексу, собранному из аудиокомпонентов высокого класса. В качестве тестового материала использовались записи, позволяющие оценить такие аспекты звучания, как масштабность воспроизведения, динамический и частотный диапазоны, отсутствие заметного роста искажений на повышенной громкости. Все перечисленные качества как раз и отличают высококлассные тыловые АС, ведь создание максимально естественного звукового пространства на заднем плане — их основное назначение.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- 2. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- 3. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- 5. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
POWER OFF
При всем многообразии вариантов выбор специализированной тыловой акустики — дело достаточно простое. В подавляющем большинстве случаев лучше всего остановиться на моделях той же марки, что и фронтальная. Но как быть, если производитель не предлагает достойных вариантов? Вот здесь и пригодится наше исследование.
Явные преимущества Atlantic Technology 8200eSR — сертификация по стандарту ТНХ Ultra2, гарантирующая оптимальное согласование с другими компонентами системы THX, и возможность выбора режима работы биполь/диполь.
Компактные KEF R800ds могут служить примером систем, почти незаметных в прямом и переносном смысле. Благодаря скромным габаритам они не займут много жилого пространства и при этом способны перенести слушателя в эпицентр событий.
Продвинутая модель FX2 от MartinLogan отличается не только крайне высокотехнологичным уровнем конструкции, но и максимально живым и естественным звучанием. Она обладает феноменальным звуковым разрешением в средней и верхней полосах, и от внимания слушателя не ускользнут даже самые мелкие детали звуковой картины.
Массивные Polk Audio LSiM702 F/H предназначены для работы в просторных апартаментах, там они способны сполна продемонстрировать свои лучшие качества. Главное из них — убойная динамика с сокрушительным ударом и конкретным мощным басом. Остальные аспекты звучания также на высоте, поэтому выбор этой модели можно признать более чем оправданным.
Пока не слишком известная на российском рынке марка Triad, представленная системами OnWall Silver Surround, может служить примером грамотного проектирования. Акустика не имеет отдельного ВЧ-звена, но даже эта особенность ничуть не мешает ей озвучивать весь частотный диапазон.
Американские RBH 66SE — единственные в обзоре акустические системы с комбинированным типом излучения. И надо сказать, с формированием масштабного звукового пространства у них полный порядок.
Шикарные Monitor Audio Gold GX-FX способны легко вписаться практически в любую систему. Имея множество вариантов подстройки под конкретные условия эксплуатации, можно абсолютно не беспокоиться за результат — успех наверняка предсказуем. Эти системы и получают награду «Выбор эксперта».
Датские Jamo D-600 SUR привлекательны не только по цене, но и по качеству воспроизведения. В идеале эти колонки стоит использовать в составе монобрэндовой THX-системы, но и в других вариантах они обеспечат весьма добротный и надёжный тыл. Без сомнения, это очень «Удачная покупка».
Тыловые системы Wharfedale Opus2 Surround имеют трипольную конструкцию, построенную на первоклассных излучателях. По звучанию они соответствуют высокому классу остальных моделей линейки Opus2, демонстрируя мощную динамику и замечательное звуковое разрешение. Очень выгодное соотношение качество/цена, поэтому — ещё одна «Удачная покупка».
МАРКА | Atlantic Technology 8200eSR |
Jamo D600 SUR |
KEF R800ds |
MartinLogan FX2 |
Monitor Audio Gold GX-FX |
Polk Audio LSiM702 F/X |
RBH 66-SE |
Triad OnWall Silver Surround |
Wharfedale Opus2 Surround |
Конструкция | Диполь/биполь, 2 полосы, закрытый корпус | Диполь, 3 полосы, закрытый корпус | Диполь, 3 полосы, закрытый корпус | Диполь, 2 полосы, фазоинвертор | Диполь/биполь, 2 полосы, закрытый корпус | Диполь, 2 полосы, фазоинвертор | Диполь/биполь, 2 полосы, закрытый корпус | Диполь, 2 полосы, закрытый корпус | Триполь, 3 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 6 | 4 | 8 | 5 | 8 | 8 | 4 | 4 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 90 | 87 | 85 | 93 | 87 | 88 | 90 | 83 | 89 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 80 — 20000 | 80 — 20000 | 90 — 45000 | 55 — 25000 | 60 — 60000 | 45 — 40000 | 60 — 20000 | 80 — 16000 | 60 — 43000 |
При неравномерности, дБ | 2 | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | 3 | 3 | 3 |
Частота разделения полос, Гц | 3000 | Н.д. | 300, 2500 | 2300 | 2300, 2600 | 2400 | 3000 | Н.д. | Н.д. |
Подводимая мощность, Вт | До 150 | До 200 | До 100 | До 200 | До 100 | До 200 | До 200 | До 125 | До 200 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 269 x 380 x 193 | 255 x 454 x 170 | 180 x 350 x 184 | 379 x 355 x 172 | 310 x 390 x 160 | 412 x 506 x 171 | 406 x 356 x 216 | 343 х 362 х 90 | 280 x 460 x 180 |
Масса (каждой), кг | 9,1 | 9,0 | 7,4 | 7,3 | 11,9 | 13,11 | 12,93 | 5,9 | 10,6 |
Цена, руб. | 62670 | 30000 | 67500 | 57000 | 73800 | 56700 | 80400 | 34880 | 50400 |