На рынке проекторов для домашнего кино Sony занимает особое положение. Отчасти это следствие непосредственной связи с Голливудом, что облегчает создание техники, способной адекватно передавать замысел авторов фильма. Но в ещё большей степени — благодаря использованию собственных матриц. К счастью, у компании есть серьёзный конкурент, также применяющий свои матрицы, причём того же типа — LCoS. Речь идёт о JVC, чей новейший проектор DLA-X70RBE мы тестировали в прошлом номере. Кстати, иметь в своем «кармане» немалую часть киноиндустрии — дело хорошее, однако получить доступ к профессиональным стандартам кинопроизводства можно и без этого. А вот обладание оригинальными проекционными технологиями — козырь очень сильный. Во всяком случае, он позволяет двум компаниям весьма интенсивно и плотно конкурировать. Временами они напоминают мне двух борцов сумо — такие же крупные и мощные. Топчутся на дохё уже не первый год и все никак не закончат схватку — оба соперника весьма опытны и сильны. Как и в любом единоборстве, здесь возможны любые неожиданности, но публика, в отличие от реальных спортивных поединков, вовсе не заинтересована в победе одного из спортсменов — ей выгоден сам процесс. Думаю, существенное снижение цен на кинотеатральные проекторы обеих марок — следствие этой тихой и вежливой борьбы. Кстати, когда писал эти строки, получил сообщение о снижении цены на младшую кинотеатральную модель Sony — VPL-HW30ES (http://www.salonav.com/arch/2011/12/084-sony.htm). Хотя, должен сказать, соперничество двух компаний — прежде всего технологическое, а снижение цен является в значительной степени лишь его приятным следствием.
Впрочем, соперничество даже достойных друг друга противников не может проходить в постоянном равновесии — с появлением новых моделей чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону. Нам же важно не само преимущество, а то, какими техническими средствами оно достигается.
На данный момент Sony VPL-VW95ES — флагман кинотеатральной линейки, если, конечно, не брать в рассчет эксклюзивную 4K-модель VPL-VW1000ES. Этот монстр занимает особое положение в силу выдающихся характеристик и своей цены — порядка 1190000 руб.
Дизайн современных театральных проекторов Sony берёт свое начало от легендарной модели Qualia 004. По публикациям в нашем архиве (http://www.salonav.com/rubriki/_TV_PROJ.html) можно проследить, как этот исходный облик постепенно трансформировался, становился более лаконичным и строгим. С модели BRAVIA VPL-VW85 он почти не менялся. Все изменения происходят внутри — внедряются свежие технологии, реализуются новые функции и стандарты, улучшаются светотехнические показатели… И всё это — в принципе без увеличения цены. По сравнению с упомянутым выше VPL-VW85 наш герой дороже всего на 10000 руб., что оправдывается двумя парами 3D-очков в комплекте (по 4900 руб. за пару), зато показатели и функциональность возросли весьма существенно. Увеличились световой поток и контрастность*, появилась поддержка 3D с частотой до 120 Гц для каждого кадра (итого в сумме 240 Гц), конвертор обычного видео в трёхмерное… Как видим, все эти усовершенствования прямо или косвенно связаны со стереоскопической проекцией, ведь именно она является сейчас главной «фишкой» домашнего кино. А раз так, начнём знакомство с проектором именно с этого.
3D-модулятор здесь встроенный, но есть вход для внешнего — на случай сложных инсталляций (например, с обратной проекцией). Очки лёгкие, удобные, с питанием от аккумуляторов с подзарядкой по мини-USB. Проектор сам определяет наличие 3D-сигнала на входе и автоматически переключается в соответствующий режим — не требуется самостоятельно выбирать пресет 3D, как это обычно делалось в тех аппаратах, которые мне довелось до сих пор тестировать, даже очень дорогих. Вероятно, со временем эту функцию освоят и другие производители. Тем не менее в разделе установочного меню, посвящённом 3D, предусмотрен выбор между автоматическим и ручным переключением — необходимость в этом может возникнуть при демонстрации «кривых» видеопрограмм. Кроме того, корректируется яркость в очках — не скажу, что это полностью решает проблему ослабления света, но изменения заметны. Предусмотрена подстройка глубины 3D-эффектов (два шага в плюс и два в минус). При просмотре видео, прошедшего преобразование 2D > 3D, также можно менять степень обработки, но доступны лишь три её степени.
Диапазоном зума x1,6 сейчас никого не удивишь, но проектор столь высокого класса в большем и не нуждается. Сомневаюсь, что кто-то захочет установить его на полку или на стол, а при потолочном монтаже несложно найти правильную дистанцию до экрана. А пресловутая «проблема люстры» может быть легко решена за счёт сдвига оптики по горизонтали. С другой стороны, качественный по картинке зум с большим диапазоном фокусных расстояний сделать довольно сложно, он неизбежно будет очень дорогим и крупным. В любом случае расположение аппарата — это головная боль инсталлятора, поскольку проекторы такого класса крайне редко приобретаются и устанавливаются самостоятельно.
Несмотря на свою откровенно кинотеатральную ориентацию, проектор, по мысли его создателей, может использоваться в роли игрового дисплея и для демонстрации фотографий, поэтому его снабдили соответствующими пресетами. Но для кино их всё же больше (три) плюс обычные «динамичный» и «стандартный», а также две ячейки памяти для пользовательских настроек. Предусмотрена и продвинутая коррекция гаммы — имеется набор из 9 пресетов и возможность отключения. Традиционная настройка яркости дополнена раздельной регулировкой уровней чёрного и белого. Разумеется, возможно переключение мощности лампы.
В разделе Cinema Black Pro сосредоточено управление диафрагмой (у Sony это называется Advanced Iris). Кроме привычного выбора из двух автоматических режимов работы, имеется переключение скорости работы диафрагмы, её отключение и — самое главное! — перевод её в статический режим и выбор степени закрытия, что позволяет достичь максимально точного сопряжения проектора с экраном и помещением, не жертвуя диапазоном яркостей, то есть самой что ни на есть реальной контрастностью.
Особый раздел настроечного меню посвящён обработкам, связанным с движением — Motionflow. Их две: имитация «плёночного» проектора (немного снижает яркость картинки), а также Motion Enhancer — повышение плавности движений и чёткости движущихся объектов (также два положения и OFF). Достигается увеличением частоты кадров с добавлением интерполированных фрэймов. Чёткость и плавность, действительно, возрастают, но изображение становится, на мой вкус, каким-то «гиперреальным». Повторяю: на мой вкус.
Что же касается картинки… Не люблю заниматься славословием, но ведь она и в самом деле очень хороша. Как и в музыкальной технике, компания сохраняет фирменный стиль. Охарактеризовать его можно несколькими эпитетами: нейтральный, естественный, близкий к реальности. Но если в музыке такая непредвзятость нравится далеко не всем, то в кино именно это и создаёт эффект мощного эмоционального воздействия.
Самое удивительное, что эта характерная естественность сохраняется и в 3D (особенно если последовать рекомендациям в мануале и оставить регулятор глубины в среднем положении). Яркость, безусловно, снижается, но глаз быстро к этому адаптируется, и уже через несколько минут картинка воспринимается нормально. Особенно впечатляют концертные съёмки. Мультики ведь по своей сути предельно условны, и эффект объёма не делает их более жизненными. Он лишь добавляет к ним дополнительный «аттракцион» — в том самом смысле, который вкладывал в это слово Сергей Эйзенштейн. А вот «оказаться» на живом концерте — это производит сильное впечатление.
Напоследок дам маленький совет тем, кто может себе позволить такой проектор: не экономьте на источнике — подобно увеличительному стеклу, этот аппарат выявит все его недостатки. Ему требуется достойный партнёр. Какой? Читайте журнал — мы ведь Blu-ray-плееры тоже тестируем…
* К сожалению, компания указывает только динамическое значение.
Объективные данные
- Матрица 3хSXRD 0.61”
- Разрешение 1920 x 1080
- Драйвер панелей 240 Гц
- Поддержка 3D да
- 3D-модулятор встроенный
- Конверсия 2D в 3D да
- Очки в комплекте 2 пары
- Световой поток, ANSI лм 1000
- Контрастность (динамическая) 150000:1
- Кратность зума 1,6
- Ирисовая диафрагма автоматическая (2 режима) и ручная
- Диагональ изображения, дюймов 40 — 300
- Мощность и тип лампы, Вт 200 UHP
- Срок службы лампы, ч н.д.
- Входы видео 2 х HDMI, VGA, Component
- Сервисные разъёмы Trigger (3,5 мм), IR IN (3,5 мм), 3D SYNC (RJ45), Remote (D-Sub DE-9)
- Управление оптикой (фокус, зум, Lens Shift, крышка объектива) моторизованное
- Сдвиг оптики (Lens Shift), ±%
- — по вертикали 60
- — по горизонтали 25
- Коррекция трапеции да (по вертикали)
- Звуковой тракт нет
- Шум вентилятора, дБ 20
- Габариты, мм 470 x 179 x 485
- Масса, кг 11,0
Sony VPL-VW95ES 369000 руб.
+ Естественная и вместе с тем выразительная картинка. Исчерпывающая система настроек. Полностью моторизованная оптика. Относительно недорогие 3D-очки.
— Отсутствует информация о статической контрастности и ресурсе лампы.
= Аппарат, безусловно, не дешевый, но своей цене полностью соответствует. Способен выдержать сравнение с существенно более дорогими моделями других марок.