БЛЕСТЯЩАЯ ПЕРСПЕКТИВА
За 60 лет своего существования немецкая компания HECO завоевала популярность и уважение любителей музыки благодаря умению создавать акустику с безукоризненной отделкой, натуральным звучанием и вполне гуманной ценой. Всё это не раз подтверждалось и нашими тестами, причём не только экспертными прослушиваниями, но и результатами измерений.
На этот раз у нас очень интересный объект исследования — только что появившиеся в России напольные акустические системы Celan GT902. Они топовые в серии Celan GT, которая, в свою очередь, в иерархии HECO вторая cверху после Statement. Знакомство с новой линейкой мы всегда стараемся начинать с флагманских моделей — при минимальных бюджетных ограничениях у специалистов компании есть возможность продемонстрировать все свои способности.
О серьёзности намерений свидетельствует как масса колонок — каждая весит 44 кг, так и их внешность. Все модели новой линейки выпускаются только с шикарным лаковым покрытием — белым, чёрным и коричневом (вариант «эспрессо», на фото). Многослойное покрытие лаком с промежуточными этапами полировки в производстве намного дороже шпона, но расходы вполне оправданны — помимо привлекательности, колонки становятся по-настоящему монолитными.
Форма корпусов такова, что в них нет параллельных граней, за счёт чего минимизируются внутренние отражения и, как следствие, посторонние призвуки. Жёсткость усилена за счёт внутренних перегородок. На заднюю стенку выведена пара фазоинверторных портов. Мало того, что они солидного диаметра, так ещё и выходная часть представляет собой алюминиевый раструб с шершавой внутренней поверхностью. Всё это сделано для снижения скорости воздушного потока при больших смещениях диффузоров, поскольку турбулентность при воспроизведении мощных низкочастотных нот может проявляться в виде «вздохов» или шипения. Более того, фланцы портов не просто вклеены в корпус, но и дополнительно притянуты мощными саморезами.
Впрочем, столь же серьёзный конструктив мы видим и спереди — НЧ и СЧ-драйверы закреплены в восьми точках, а не в четырёх, как обычно. И это не такая уж мелочь — за счёт такого усиления снижаются вибрации корзин и, как следствие, искажения.
Все головки, кроме твитера, позаимствованы у флагманской линейки Statement. Пара 8-дюймовых вуферов с диффузорами из пропитанной целлюлозы имеет литые корзины, оптимизированные на компьютере по минимуму резонансов, эластичные подвесы, рассчитанные на большие амплитуды колебаний, и звуковую катушку диаметром 32 мм. Как известно, чем больше катушка, тем лучше условия для её охлаждения и тем меньше т.н. тепловая компрессия. Мощные магниты создают сильное и однородное поле, за счёт чего снижаются нелинейные искажения при высокой громкости.
Среднечастотник калибра 6,5 дюйма тоже бумажный, но его подвижная система максимально облегчена для повышения детальности воспроизведения. Диаметр катушки снижен до 25 мм, а подвес изготовлен из ткани, пропитанной демпфирующим составом.
И наконец, твитер. Он был практически с нуля разработан для линейки Celan GT двумя опытными специалистами — Мартином Гроссом и Юргеном Фальке. Главная особенность конструкции в том, что купол при повышенной площади излучения и диаметре 30 мм имеет минимальную инерцию за счёт применения нового материала PFC (PolyFiber Compound). Кроме того, у твитера двойная магнитная система, а передний алюминиевый фланец образует своего рода рупор, расширяющий диаграмму направленности.
Системы трёхполосные, с частотами раздела 250 и 3000 Гц. При таком раскладе НЧ-секция работает как пассивный сабвуфер, а средняя полоса расширена вверх, чтобы вместить певческий диапазон и основной спектр большинства музыкальных инструментов. Предусмотрена адаптация звучания под конкретное помещение — коррекция по ВЧ с помощью перемычки в положениях «Linear» и «+2dB». Клеммы качественные, с настоящей позолотой. Внутренняя разводка выполнена аудиофильским кабелем Oehlbach.
Основанием корпуса служит лакированная плита из MDF с резьбовыми втулками. В комплекте шипы и обрезиненные ножки.
Как и вся новая акустика, перед прослушиванием GT902 прогревалась в течение нескольких часов на приличной громкости. Должен заметить, что в данном случае эта процедура имеет особый смысл — звук раскрывался буквально с каждой минутой.
Для грубой формальной оценки запускаю диск Burmester [1] с наиболее показательными фрагментами. Запись китайских барабанов даёт полное представление о динамических способностях системы и характере низкочастотного регистра. В нашем случае удары просто сокрушительные, в начале теста слегка затянутые, но при повторном прогоне в конце дня — резкие, с чётко проработанными вибрациями. Каждый барабан прекрасно различим по тембру, быстрые серии не сливаются, реверберации не смазывают ритмический рисунок. Слышно, как подзванивают металлические стойки и как в паузах постепенно умирает звук — медленно и плавно. Натурально передаётся и звучание палочек, никаких сомнений, что это дерево, а не пластик.
Глубина низкочастотного регистра вполне адекватна калибру драйверов (заявленная нижняя граница вообще 20 Гц), а ведь две «восьмёрки» — перебор даже для активного сабвуфера. Отсюда и сопутствующие ограничения: в маленькой комнате этой акустике будет тесно, чтобы полностью раскрыться, ей нужен простор. По крайней мере, стоять подальше от стен и особенно углов, в которых возникают неприятные пики.
К самим колонкам с этой точки зрения претензий нет — корпусные резонансы отсутствуют, при мощных ударах диффузоры ходят, как поршни, но движения воздуха в фазоинверторах не слышно.
На симфонических произведениях, помимо недюжинной динамики, GT902 продемонстрировали прекрасное разрешение и прозрачность в верхнем диапазоне. Чувствуется высокий класс пищалок, а кроме того, они грамотно расположены — как раз на уровне головы сидящего слушателя. Рупорная окраска минимальна, нюансов много, атмосфера концертного зала создаёт реальный эффект присутствия.
На аудиофильских записях, предельно лаконичных и строгих с точки зрения звукорежиссуры [2], акустика становится таким же точным инструментом, как студийные мониторы. Перспектива сцены, малейшие тембральные оттенки и очень достоверная передача вокала, особенно женского — даже самые верхние ноты звучат чисто и гладко.
Но ставлю диск Aerosmith [3], и 902-е превращаются в концертные порталы, накачивающие зал колоссальной энергетикой. Правда, для этого нужен очень резвый и мощный усилитель — на пиках громкости даже у невозмутимого в любых обстоятельствах интегральника Bryston B100-SST мигает индикатор перегрузки. В качестве дальнейшего апгрейда системы можно посоветовать bi-amping с раздельным полосным усилением.
Так что Celan GT902 — точная и динамичная акустика, не имеющая явных жанровых предпочтений. Неплохой выбор для разностороннего и требовательного меломана, но, как подобает элите, она способна блеснуть лишь в соответствующем окружении.
Чувствуется высокий класс пищалок, а кроме того, они грамотно расположены — как раз на уровне головы сидящего слушателя
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством
- 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006. Квинтэссенция аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом
- Aerosmith, «Nine Lives». Columbia, 1997. Типичная коммерческая запись рок-состава, со всеми её недостатками. Тем не менее имеет определённый шарм, хорошая проверка тракта на тембральную разборчивость
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 м ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
Мало того, что порты солидного диаметра, так ещё и выходная часть представляет собой алюминиевый раструб с шершавой внутренней поверхностью
Сухие цифры
- Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 20 — 50000
- Чувствительность (2,83 В/1 м), дБ 93
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 8
- — минимальное 4
- Частоты раздела полос, Гц 250/3000
- Максимальная подводимая мощность, Вт
- — продолжительная 280
- — пиковая 450
- Рекомендованная мощность усилителя, Вт 30 — 450
- Габариты, мм 1205 х 277 х 415
- Масса, кг 44,3
- Отделка чёрный и белый рояльный лак, эспрессо
- Цена за пару, руб. 105000
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты HECO Celan GT902
Сразу видно, что кроссоверы в этих АС не совсем обычные — резонансные пики на частотах раздела почти не заметны, по-видимому, за счёт дополнительных фазовыравнивающих звеньев. Результат виден на верхней кривой, показывающей сдвиг фаз во всем рабочем диапазоне. Они не превышают ±30 град., что говорит об очень малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала.
Но есть и одна проблема — провал импеданса до 3 Ом на 90 Гц, поэтому на фонограммах с богатым нижним регистром усилитель может перегружаться.
Бас у GT902 обещает быть очень глубоким — фазоинверторы настроены на 30 Гц, как у солидного активного сабвуфера.
Амплитудно-частотная характеристика HECO Celan GT902
Столь образцовая картина редко встречается у трёхполосной акустики. За исключением незначительной (не более 1 дБ) неравномерности вблизи верхней частоты раздела, она словно вычерчена по линейке. И даже твитер, помещённый в небольшой рупор (а это оформление неизбежно даёт интерференцию), работает просто образцово. Тональный баланс таких АС должен быть безукоризненным.
Фиолетовым цветом показана АЧХ при установке перемычки ВЧ-звена в положение «+2 дБ». Подъём, который в незаглушенной комнате реально составляет +3 дБ, может оказаться полезным в комнате с обилием мягкой мебели, поглощающей высокие частоты. При отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. (соответственно, зелёная и красная кривые) АЧХ остается линейной вплоть до 8 кГц. Широкая диаграмма направленности гарантирует правильное построение пространства — чёткую локализацию источников, приличную глубину сцены и обширную зону стереоффекта.
Чувствительность GT902 выше средней, порядка 92 дБ, но, учитывая рекомендуемый объём помещения, усилитель для них потребуется мощный, никак не менее 100 — 120 Вт на канал.
Фазоинверторы работают вплоть до 20 Гц. Порты не дают посторонних призвуков, стоячие волны внутри корпуса подавлены.
Комментарии [10]
Сергей
Какой ламповый усилитель можно порекомендовать на heco clean gt902
Руслан
Мощностью не менее 15-20 Ватт. Какой-нибудь толковый двухтактник на EL84 их, наверно, уже потянет
Влад
динамики в линейке «Statement» и этой совершенно разные! не надо врать!!!!
Andrei_Bogdanoff
Разные транзисторные усилители перепробовал. Зазвучали отлично только с самодельными ламповыми моноблоками, собранными по специальной схеме.
Дмитрий
Прослушал я эту акустику, прослушивание проходило в комнате 20м2 с потолком 3-3,5м. слушал через проигрыватель Marantz, проигрыватель был подключён к ресиверу Marantz, ресивер использовался в качестве предварительного усилителя и был подключён к усилителю мощности Emotive, провода использовались в акустике дешевые, теперь про звучание услышал сильную привязанность образов к акустике ни какого масштаба, ни какой сцены и 3D сцены я не услышал, ни какой глубины и масштаба и убойного баса ударяющего в грудь я не услышал, была лишь сильная привязанность образов к акустике да слышно что бас воспроизводится плотно и точно, звучание воспроизводится детально и ярко и да ещё акустика стояла почти плотно к стенке и в углах и немно развёрнуто к слушателю, привязка образов с чем это может связано и почему нет глубины в сцене и где сама сцена за такие деньги подскажите пожалуйста
Владимир
Слушайте внимательнее, отличная акустика и НИ каких проблем!
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Вы же сами ответили на свой вопрос:
!. «провода использовались в акустике дешевые».
2. «акустика стояла почти плотно к стенке и в углах».
Поставьте нормальные кабели (не дорогие, а нормальные, которые не обязательно должны быть очень дорогими). Переставьте колонки — дистанция от стен должна быть не менее 70 см, а лучше 1 м. Если у вас в комнате площадью 20 м2 акустика стояла по углам, это значит, что расстояние между колонками слишком большое — надо колонки сдвигать друг к другу, пока звуковая сцена не станет слитной. И это касается абсолютно любой акустики, даже самой дорогой.
Дмитрий
Подскажите пожалуйста сильно отличается Heco Celan GT 902 от Heco Celan GT 702 есть разница в деталях по средним и высоких частотах и на сколько сильно разница в низких частотах
Руслан Тарасов
Скажу о GT 702 — там с басом все в порядке (нет дефицита нижних составляющих, но нет и «резины»). Всё зависит от характера усилителя и того, как расположите акустику в помещении. Кстати, комнатам площадью до 30-40 м2 такая модель подходт больше. По СЧ/ВЧ разницы вообще не должно быть
Дмитрий
Спасибо огромное