7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», как органная труба. И ещё обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
- Boston Acoustics A26 12200 руб.
- DALI Zensor 1 11500 руб.
- ELAC BS 62.2 15400 руб.
- Energy CB-10 10872 руб.
- JBL Studio 130 9490 руб.
- KEF C3 11242 руб.
- Magnat Vector 203 11700 руб.
- Polk Audio Tsi 100 9000 руб.
- PSB Alpha B1 8760 руб.
- Q Acoustics 2020 15130 руб.
- RBH R5Bi 14003 руб.
- System Audio Saxo 1 14990 руб.
- Yamaha NS-B500 15500 руб.
Зависимость модуля Z от частоты Boston Acoustics A26
Номинальное сопротивление этих колонок 5 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. После резонансного пика на частоте раздела (2800 Гц), начиная с 5 кГц, импеданс плавно растёт и на 20 кГц достигает отметки 7,5 Ом. Значит, от усилителя не потребуется уж слишком большого тока в самом трудном для него диапазоне. Отсутствие острого пика говорит о применении сложных фильтров с фазовыравнивающими звеньями. Частота настройки фазоинвертора 48 Гц. Изломы частотной и фазовой кривых на 280 и 1200 Гц свидетельствуют о наличии стоячих волн внутри высокого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Boston Acoustics A26
В целом АЧХ линейна, но имеет совершенно очевидные подъёмы на краях диапазона. Такая коррекция компенсирует снижение чувствительности нашего слуха на низких и высоких частотах. Если подъём на ВЧ не нужен, не направляйте акустику в точку прослушивания, а поставьте их параллельно передней линии. Тональный баланс при этом не пострадает, поскольку у твитера широкая диаграмма направленности. При отклонениях от оси на 10 — 15 град. можно получить абсолютно ровную характеристику вплоть до 20 кГц. Столь образцовая дисперсия гарантирует чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Чувствительность АС средняя, около 87 дБ. На характеристике фазоинвертора видна стоячая волна большой амплитуды (1200 Гц).
Зависимость модуля Z от частоты DALI Zensor 1
Номинальное сопротивление этих АС 5 Ом (200 Гц), оно же и минимальное. Традиционно для DALI на высоких частотах оно не зависит от частоты и в данном случае держится на отметке 6,5 Ом, что заметно упрощает выбор усилителя. Линейный импеданс — залог чистоты и детальности верхнего регистра, хорошей микродинамики.
Фазоинвертор имеет довольно высокую добротность и настроен на 52 Гц. Полосы между СЧ и ВЧ-драйверами делятся на 2200 Гц довольно необычным фильтром, дающим большую временную задержку. Об этом свидетельствует фазовая характеристика с резким поворотом после 600 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика DALI Zensor 1
Очень неплохой результат для мониторов такой стоимости. Со 120 Гц АЧХ абсолютно линейна, а выше 5 кГц начинается плавный подъём, достигающий на 20 кГц отметки +4,5 дБ. Он сделан специально, чтобы даже в переглушенной комнате с мягкой мебелью не ощущалось нехватки верхних частот. Дисперсия, как всегда у DALI, широкая — при отклонении от оси на 30 град. характеристика по-прежнему ровная, да и при 50 град. показывает спад лишь после 10 кГц. Такая диаграмма направленности гарантирует широкую зону стереоэффекта и чёткую локализацию источников. Стоячая волна внутри корпуса с максимумом на 1300 Гц даёт и небольшой провал на АЧХ. Чувствительность средняя, порядка 88 дБ, поэтому для совместной работы слишком мощный усилитель не потребуется.
Зависимость модуля Z от частоты ELAC BS 62.2
Система с абсолютно линейным импедансом в среднечастотной области — номинальное значение 4,5 Ом соблюдается в диапазоне 200 — 500 Гц. Выше 6 кГц оно также мало зависит от частоты и стабильно держится вблизи отметки 8 Ом. При таком характере заметно упрощается выбор усилителя, поскольку ему не придётся отдавать повышенный ток на ВЧ, где его искажения и без того максимальны. Разделительный фильтр с центральной частотой 2800 Гц даёт высокий и довольно узкий пик — похоже, в схеме отсутствуют звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 60 Гц, что высоковато даже для такого объёма корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика ELAC BS 62.2
Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси в диапазоне 120 Гц — 4 кГц, не превышает ±3 дБ, поэтому нарушений тонального баланса в самой ответственной, голосовой области быть не должно. Подъём, начинающийся после 8 кГц, легко устраняется разворотом АС — при углах порядка 5 — 10 град. может получиться линейная характеристика во всём звуковом диапазоне. Впрочем, в «глухой» комнате с мягкой мебелью это может и не понадобиться. Дисперсии твитера позавидуют и гораздо более дорогие мониторы — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., незначительны. Такая диаграмма сулит правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно слушателя. Чувствительность этих систем около 89 дБ. Стоячая волна с пиком на 1100 Гц на звучание не влияет.
Зависимость модуля Z от частоты Energy CB-10
Компактная двухполосная система с довольно высокой частотой настройки фазоинвертора на 70 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4 Ом. Выше 8 кГц оно вообще не зависит от частоты и вплоть до 20 кГц держится на отметке 7,5 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы делятся высоко, в районе 3000 Гц, при этом самый важный, голосовой диапазон, в котором наше ухо особенно чувствительно к различного рода искажениям, воспроизводится одним излучателем. Фильтры, скорее всего, довольно сложные, с цепями фазовой коррекции, поэтому фазовая характеристика выше 130 Гц укладывается в допуск +36/-20 град., что свидетельствует об относительно небольшой реактивной составляющей импеданса.
Амплитудно-частотная характеристика Energy CB-10
Волнообразный характер кривой наблюдается в верхней середине, хотя неравномерность не настолько велика, чтобы заметно повлиять на тональный баланс. Твитер даёт подъём на 14 кГц, но если чересчур яркий верх нежелателен, не направляйте АС в точку прослушивания, а разверните их слегка в стороны. Диаграмма направленности широкая, при отклонении от акустической оси АЧХ меняется очень незначительно, и при этом сохраняется пик отдачи твитера. Такая картина обещает чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Характеристика порта показывает стоячую волну на 860 Гц, которая даёт провал на АЧХ. Чувствительность систем примерно 89 дБ, и для комнаты средних размеров вполне будет достаточно усилителя мощностью от 50 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты JBL Studio 130
Номинальное сопротивление этих колонок около 6,5 Ом (на 250 Гц) и ниже этого значения не падает. На высоких частотах оно не зависит от частоты и держится на той же отметке вплоть до 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется слишком большого тока в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора — 68 Гц, что требует добавления в систему сабвуфера. Полосы между СЧ и ВЧ-излучателями делятся на 2400 Гц. Острый резонансный пик имеет большую амплитуду, наличие двух максимумов говорит о применении сложных фильтров с компенсацией фазовых сдвигов.
Амплитудно-частотная характеристика JBL Studio 130
Очень неплохо для недорогих мониторов — характеристика хотя и не идеальна (особенно в верхней середине), но резких пиков и провалов, свойственных акустике с узким корпусом, тут нет. Повышенная отдача твитера после 16 кГц легко компенсируется разворотом в стороны от слушателя. При этом характер звучания в остальном диапазоне не изменится, поскольку линейность АЧХ не нарушается даже при отклонениях от оси на 30 и 50 град. Широкая диаграмма направленности обещает правильную сцену даже при несимметричном расположении колонок относительно слушателя. Правда, несимметричная конструкция колонок обусловливает и разную дисперсию — если их повернуть внутрь (фиолетовая кривая), получается фазовый провал на 2200 Гц, а если наружу, то характеристика, наоборот, выравнивается. Стоячая волна с пиком на 1500 Гц на звучание не влияет. Чувствительность невысокая, около 85 дБ, поэтому на усилителе сэкономить не удастся.
Зависимость модуля Z от частоты KEF C3
Система с ровным для двухполосной конфигурации импедансом — при номинальном значении 5 Ом на отрезке 5 — 20 кГц сопротивление почти не зависит от частоты, что заметно облегчает режим работы усилителя, поскольку от него не потребуется большой ток в ВЧ-области. Разделительный фильтр с центральной частотой 2200 Гц дает не слишком высокий горб и мало влияет на фазовую характеристику. Не исключено, что он имеет довольно сложную схему для компенсации реактивной составляющей импеданса. Фазоинвертор настроен на 58 Гц, что высоковато для мониторов с корпусом такого объёма.
Амплитудно-частотная характеристика KEF C3
Часто встречающаяся у полочных мониторов кривая с лёгкими подъёмами на краях диапазона, компенсирующими падение чувствительности нашего слуха к низким и высоким частотам на малых уровнях громкости. Провал на 700 Гц появился вследствие стоячей волны, которая из-за большой амплитуды сказывается на суммарной характеристике. Диаграмма направленности традиционно для KEF широкая, при отклонении от акустической оси АЧХ на высоких частотах меняется очень незначительно. Это обещает чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Чувствительность систем примерно 87 дБ, и для комнаты средних размеров будет вполне достаточно усилителя мощностью 70 — 80 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты Magnat Vector 203
Фазоинверторная система, настроенная на 48 Гц, что можно считать оптимальным значением для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление — 4 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. А на высоких частотах оно достигает 7 Ом, благодаря чему усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях. С этими АС отлично споётся любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Полосы делятся на 3200 Гц, поэтому среднечастотный диапазон, в котором наш слух обладает максимальной чувствительностью, воспроизводится одним излучателем.
Амплитудно-частотная характеристика Magnat Vector 203
Очень неплохая картина для относительно недорогих мониторов. Лёгкая волнообразность наблюдается вблизи раздела полос (3 — 5 кГц), но по амплитуде она не превышает ±2 дБ, поэтому на тональный баланс влиять не должна. Обратите внимание на идеально ровный голосовой диапазон, в который, кстати, попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера широкая — заметный спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается после 8 кГц. Фазоинвертор точно согласован с мидбасовой головкой, на его характеристике видна стоячая волна большой амплитуды с максимумом на 630 Гц, но её влияние на АЧХ минимально.
Зависимость модуля Z от частоты Polk Audio Tsi 100
Классическая фазоинверторная система с высокой, порядка 70 Гц, частотой настройки. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4 Ом. Выше 6 кГц оно не зависит от частоты и держится в пределах 5 — 6 Ом, так что проблем с выбором усилителя не будет. Полосы делятся на 2600 Гц, по-видимому, довольно сложными фильтрами с компенсацией реактивного сопротивления. Как следствие — фазовая характеристика выше 160 Гц укладывается в допуск ±36 град., что обещает высокую разборчивость звучания.
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio Tsi 100
Вполне линейная акустика, лишь с незначительной неравномерностью в верхней середине и повышенной отдачей твитера выше 6 кГц. Стандартный совет: избавиться от подъёма ВЧ можно, поставив колонки параллельно передней линии, не направляя их в точку прослушивания. Не исключено, что в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью это может и не понадобиться. Диаграмма направленности широкая, об этом свидетельствует минимальное расхождение кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град., вплоть до 8 кГц. Соответственно, сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Корпус грамотно заглушён, стоячих волн на характеристике фазоинвертора почти не видно. Реальная чувствительность АС соответствует заявленной, около 90 дБ, поэтому особо мощный усилитель для озвучивания комнаты средних размеров не потребуется.
Зависимость модуля Z от частоты PSB Alpha B1
Номинальное значение импеданса довольно низкое, 3,5 Ом, но резких пиков и провалов нет. Как следствие, и фазовые сдвиги укладываются в промежуток ±40 град. В диапазоне 7 — 20 кГц сопротивление достигает 4 Ом и почти не зависит от частоты. Это не слишком тяжёлая нагрузка для усилителя, от которого в самом сложном для него диапазоне потребуется совсем небольшой ток. Кроме того, эта акустика имеет малую реактивную составляющую импеданса, что очень благоприятно сказывается на динамических свойствах. Фазоинвертор настроен на 53 Гц, полосы делятся примерно на 2800 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика PSB Alpha B1
Такой картине позавидуют и студийные мониторы — АЧХ абсолютно линейна во всём диапазоне, с очень небольшим и плавным подъёмом на высоких частотах. Это может несколько оживить звучание, особенно в комнате с обилием мягкой мебели. Диаграмма направленности, как и всех АС, спроектированных Полом Бартоном, широкая, так что чёткая сцена и точная локализация источников гарантирована даже в самых неблагоприятных акустических условиях. Фазоинвертор имеет максимум отдачи на 50 Гц, на его кривой видны две моды стоячей волны на 1200 и 2400 Гц. Несмотря на высокую амплитуду первой, на общую картину она не влияет. Чувствительность мониторов чуть выше средней, порядка 89 дБ.
Зависимость модуля Z от частоты Q Acoustics 2020i
Классическая 4-омная система, если говорить о номинальном значении импеданса. Оно же и минимальное, а после 6 кГц растёт и на границе диапазона измерений достигает 7 Ом. Благодаря этому усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях.
Фазоинвертор настроен довольно высоко, на 58 Гц. Полосы делятся на 2800 Гц простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий резонансный пик на частоте раздела.
Амплитудно-частотная характеристика Q Acoustics 2020i
Мониторы отличаются образцовой линейностью, если не считать плавного и небольшого подъёма на высоких частотах. Тем не менее в реальных жилых условиях (при наличии мягкой мебели и ковров) тональный баланс, скорее всего, будет нейтральным, без заметной окраски. Построение сцены также обещает быть правильным независимо от расположения АС относительно слушателя (в разумных пределах, конечно). Последнее преимущество обусловлено широкой дисперсией твитера вплоть до 10 кГц. Фазоинвертор прекрасно стыкуется с мидбасом, порт показывает два довольно высоких корпусных резонанса на 1200 и 2400 Гц. Чувствительность чуть более 88 дБ, и для правильной передачи динамического диапазона будет достаточно усилителя мощностью 80 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты RBH R5Bi
Необычная картина, согласитесь: высокий импеданс (номинальное значение 7 Ом) и полное отсутствие резких пиков и провалов как на частоте основного резонанса, так и вблизи раздела полос. Фазоинвертор настроен на 75 Гц, но в корпусе столь скромного объёма более низкого баса ожидать не приходится.
Начиная с 220 Гц и до верхней границы диапазона эти АС являются для усилителя почти активной нагрузкой, как обычный резистор сопротивлением 5 — 7 Ом. Соответственно, и фазовая характеристика абсолютно линейна, что всегда благоприятно сказывается на разборчивости звучания и передаче динамических контрастов. Поскольку явного резонансного пика на графике нет, определить частоту раздела можно лишь приблизительно — 3800 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика RBH R5Bi
Заметный провал на 6 кГц возникает из-за фазовых взаимодействий излучателей вблизи частоты раздела. В подобных случаях имеет смысл изменить полярность подключения твитера, но разработчики всё же предпочли этого не делать. Если бы не это досадное обстоятельство, мониторы можно было бы похвалить за образцовую линейность. В голосовом диапазоне неравномерность не превышает ±1,5 дБ, что можно считать выдающимся результатом. Дисперсия на ВЧ также очень хороша, разница между измерениями на оси и при отклонении на 30 и 50 град. незначительна. Порт фазоинвертора работает в довольно широкой полосе и чётко стыкуется с мидбасовой головкой. На его характеристике видны несколько резонансов на частотах 450 и 800 Гц, но амплитуда их не настолько велика, чтобы призвуки были заметны на слух. Чувствительность ниже средней, около 86 дБ, что необходимо учесть при выборе усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты System Audio Saxo 1
Малогабаритная фазоинверторная система с частотой настройки 68 Гц. Номинальное сопротивление 4 Ом, оно же и минимальное. Важно, что на высоких частотах импеданс держится в пределах 7 — 8 Ом, поэтому с выбором усилителя проблем быть не должно. Довольно высокий резонанс на частоте раздела (2200 Гц) свидетельствует о применении несложных фильтров без цепей компенсации реактивной составляющей сопротивления.
Амплитудно-частотная характеристика System Audio Saxo 1
Здесь видна своего рода тонкомпенсация, т.е. подъем АЧХ в нижней и верхней областях звукового диапазона относительно 700 Гц. Это наверняка оживит звучание, особенно на малой громкости. Дисперсия твитера почти идеальна — кривые, снятые при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., выглядят совершенно одинаково. Такие АС способны создать правильную пространственную картину даже в том случае, если их не удастся установить в комнате по всем правилам. А вот чувствительность невысока — около 86 дБ, так что усилитель понадобится довольно мощный. Фазоинвертор при минимальном зазоре стыкуется с мидбасовым драйвером. Корпус мониторов грамотно задемпфирован, амплитуда стоячей волны незначительна.
Зависимость модуля Z от частоты Yamaha NS-B500
Эти малолитражные мониторы закрытого типа с частотой резонанса 90 Гц лучше использовать для озвучивания тыловых каналов или в качестве сателлитов с сабвуфером. Номинальное сопротивление 6,5 Ом, затем оно резко растёт и после довольно высокого резонансного пика на 2800 Гц снижается до 11 Ом на 10 кГц. Несмотря на это, фазовая характеристика довольно линейна, что благоприятно сказывается на разборчивости звучания. Высокое же сопротивление в ВЧ-диапазоне облегчает работу усилителя. Частота раздела полос очень высокая, порядка 4,3 кГц, благодаря чему в самом важном, голосовом диапазоне фазовые и нелинейные искажения сведены к минимуму.
Амплитудно-частотная характеристика Yamaha NS-B500
Очень неплохая картина для столь миниатюрных мониторов. Некоторая нелинейность наблюдается лишь на отрезке 900 — 3000 Гц, но она невелика и на тональный баланс вряд ли повлияет. Повышенную отдачу твитера на 20 кГц можно полностью компенсировать разворотом АС в стороны. И что действительно ценно, так это идеально ровный голосовой диапазон, в который попадают и многие музыкальные инструменты. Диаграмма направленности твитера традиционно для Yamaha широкая — заметный спад звукового давления при 50-градусном отклонении от оси начинается после 10 кГц. Нижние частоты эффективно воспроизводятся от 100 Гц (-3 дБ), поэтому помощь сабвуфера очень желательна. Чувствительность около 85 дБ, что типично для закрытых мониторов такого объёма.
МОДЕЛЬ | Boston Acoustics A26 |
DALI Zensor 1 |
ELAC BS 62.2 |
Energy CB-10 |
JBL Studio 130 |
KEF C3 |
Magnat Vector 203 |
Polk Audio Tsi 100 |
PSB Alpha B1 |
Q Acoustics 2020i |
RBH R5Bi |
System Audio Saxo 1 |
Yamaha NS-B500 |
Конструкция | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, закрытый корпус |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 4 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 89 | 86,5 | 86,5 | 90 | 87 | 88 | 91 | 89 | 89 | 88 | 85 | 86 | 84 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 51 — 25000 | 53 — 26500 | 48 — 25000 | 66 — 20000 | 60 — 22000 | 54 — 40000 | 32 — 55000 | 53 — 25000 | 65 — 21000 | 64 — 22000 | 60 — 20000 | 60 — 25000 | 50 — 50000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | 3 | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | Н.д. | 2900 | 2300 | 2800 | 3000 | 2500 | 3200 | 2500 | 3000 | 2900 | 3000 | 2200 | 4200 |
Подводимая мощность, Вт | До 150 | До 100 | До 70 | До 125 | До 240 | До 125 | Н.д. | До 100 | До 90 | До 75 | До 100 | До 80 | До 120 |
Подключение к усилителю, полос | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Габариты, мм | 330 x 210 x 265 | 274 x 162 x 228 | 260 x 160 x 262 | 290 x 180 x 216 | 349 x 165 x 210 | 290 x 177 x 256 | 200 x 365 x 300 | 279 x 177 x 259 | 178 x 299 x 247 | 264 x 278 x 170 | 175 x 324 x 203 | 130 x 250 x 200 | 190 x 284 x 177 |
Масса (каждой), кг | 6,3 | 4,2 | 4,5 | 4,0 | 4,9 | 4,4 | 7,0 | 4,54 | 4,6 | 5,0 | 3,4 | 3,1 | 3,5 |
Цена, руб. | 12200 | 11500 | 15400 | 10872 | 9490 | 11242 | 11700 | 9000 | 8760 | 15130 | 14003 | 14990 | 15500 |