Ассортимент ЦАПов среднего класса на рынке довольно скуден — сказывается ориентация производителей на молодое интернет-поколение слушателей. Что касается бескомпромиссных элитных моделей, то о них и говорить не стоит. В эпоху сетевых технологий и компьютерных форматов перспективы физических носителей не вызывают оптимизма, и потратить приличную сумму на новые CD-транспорт и DAC отваживаются очень немногие.
PLUG & PLAY НА БАСЕ
Приятно, что для обновления норвежская компания Hegel выбрала модель, занимающую в линейке ЦАПов среднее положение — это даёт надежду на приличное звучание при не слишком высокой цене.
Недавно вышедший конвертор HD11 по праву считается преемником модели HD10. По крайней мере, выглядят они очень похоже — тот же небольшой корпус из экструдированного алюминия с шириной передней панели 21 см и тот же набор входных интерфейсов: два коаксиальных, оптический и USB. Но на этом, собственно, сходство и заканчивается, поскольку в HD11 вместо микросхем Analog Devices используется новый, гораздо более продвинутый чипсет от Asahi Kasei Microsystems. Благодаря этому разрешение сигнала, принимаемого по оптическому входу TosLink, увеличено с 24/96 до 24/192, а по USB — с 16/48 до 24/96. Возможность подачи реального HD по оптике мне кажется важным моментом, хотя в этом ЦАПе имеется возможность и по коаксиалу организовать реальную 75-омную линию. Специальная схема согласования, разработанная для топовой модели HD20, снижает джиттер при использовании кабеля с разъемами RCA. На этот момент как-то не обращают внимания при разработке техники для CD-Audio, но для форматов высокого разрешения его уровень может оказаться слишком высоким. Именно поэтому в инструкции HD11 рекомендуется отдать приоритет входу COAX 1 как гарантирующему максимально высокое качество звучания.
Что касается USB, то здесь используется интерфейс «тип В», предназначенный для подключения компьютера. В этом случае HD11 определяется как внешняя звуковая карта по принципу Plug&Play, т.е. ни для одной операционной системы, будь то Windows, Linux или MAC OS, драйверы не понадобятся.
Ещё одно отличие HD11 от «десятки» — наличие карточного пульта ДУ, с помощью которого можно выбрать нужный вход и задать уровень громкости. Предусмотрено также управление CD-плеерами и усилителями Hegel, а также, без установки каких-либо драйверов, и программными плеерами WMP, Foobar и др. со стандартным интерфейсом.
При выключении аппарат запоминает сделанные установки.
Инженеры Hegel предпочитают балансную схемотехнику, поэтому для преобразования сигнала выбрали AK4399EQ — стереофонический дельта/сигма ЦАП со встроенным цифровым фильтром и симметричными выходами для каждого канала. После них аналоговый сигнал очищается от ВЧ-помех, усиливается линейными каскадами собственной разработки и поступает на разъёмы XLR. Выходы RCA — вспомогательные, получены суммированием балансного сигнала.
Начинаю с самого сложного материала — скрипичных произведений Сибелиуса в исполнении Анны-Софи Муттер [1] с симфоническим оркестром. Но сразу же обращаешь внимание не на звучание скрипки, а на нижний регистр. Как-то уже говорил, что ЦАП в системе определяет не только чистоту верхнего диапазона, но и структуру баса. Разумеется, последнее слово здесь за акустикой, но если нижний регистр правильно не сформирован в источнике, то даже сабвуфер не сможет улучшить его разборчивость и глубину. У HD11 нижняя граница рабочего диапазона заявлена 0 (ноль) Герц, к чему я поначалу не отнёсся со всей серьёзностью. Так вот, бас оказался таким мощным и энергичным, что поначалу воспринимался даже гипертрофированным. На самом деле к нему нужно немного привыкнуть, и тональный баланс покажется абсолютно адекватным. Оркестр — это действительно оркестр, он играет в зале, где слышны все инфранизкие составляющие. Теперь о скрипке, самом трудном инструменте для цифрового источника. Благодаря высокому гармоническому разрешению она звучит натурально, с характерными шероховатостями, или, как говорят, канифолью. Лишь в самой верхней октаве чувствуется некоторая механистичность, возможно, скрадывается часть обертонов. Но по утончённости и плавности воспроизведения HD11 не уступит гораздо более дорогим преобразователям.
При воспроизведении по USB файла FLAC посредством ноутбука с автономным питанием драматических ухудшений звучания не произошло. И что характерно, уровень громкости остался прежним, что в современных устройствах большая редкость. Да, слега поджата динамика, чуть упростилась звуковая сцена, но общий характер — басовитый, разборчивый, динамичный — остался прежним.
- Три мощных стабилизатора, всего же в схеме пять независимых контуров питания
- 32-битный дельта/сигма ЦАП AK4399EQ с динамическим диапазоном 123 дБ
- Фирменный Master Clock, обеспечивающий низкий уровень джиттера
- Тороидальный трансформатор с двумя раздельными обмотками и конденсаторы 10000 мкФ High Ripple в выпрямителе
- Преобразователь частоты сэмплирования AK4127
- Приёмник цифрового сигнала AK4115 поддерживает форматы вплоть до 24 бита/216 кГц
- Входной фильтр препятствует попаданию ВЧ-помех в сеть и из сети
Сухие цифры
- ЦАП 32 битовые AK4399EQ
- Цифровые входы коаксиальные (2), оптический 24/192, USB-B 24/96
- Аналоговые выходы XLR, RCA
- Диапазон частот, Гц 0 — 50000
- Шумовой порог, дБ -140
- Уровень искажений, % <0,0007
- Выходное сопротивление, Ом 47
- Выходное напряжение (при 0 DBFS), В 2,5
- Габариты, мм 260 х 210 х 60
- Масса, кг 3,5
- Цена, руб. 43500
КОМПОНЕНТЫ
- Транспорт Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели:
- — цифровой van den Hul The Rock (28160 руб.)
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC38 1,5 м (96600 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
Jean Sibelius, «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995. Уникальная запись 4D, т.е. сигнал оцифровывался уже в микрофонном предусилителе
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Несмотря на то, что история компании Hegel Music Systems AG насчитывает более 20 лет, это по-прежнему небольшое предприятие с производством в Осло и филиалом в США. Основана она Бентом Хольтером (Bent Holter), специалистом в области аудио и телекоммуникаций. Инженеры Hegel не только разрабатывают аудиотехнику, но и ведут исследования в самых разных областях. На их счету несколько патентов, в т.ч. на усилительные модули SoundEngine™ с высоким динамическим диапазоном, и SyncroDAC — преобразователь, отличающийся минимальным уровнем джиттера и шумов.
В каталоге Hegel полный ассортимент усилителей, CD-проигрыватели и внешние ЦАПы.
Некоторые компоненты этой фирмы используются в студиях профессиональными звукорежиссёрами.