ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЗОЛОТОЙ ВЕК
Quadral, пожалуй, единственная компания, которая выпускает одни и те же модели акустики десятилетиями. Конечно, с течением времени в конструкцию вносятся различные улучшения, но основа, идеология и, как следствие, характер звучания остаются неизменными. Это, кстати, свидетельствует об уровне разработок, которые столь долго не теряют своей актуальности.
Сегодня мы будем слушать модель Aurum Montan восьмого поколения, дебют которой состоялся в 2009 году на мюнхенском High-End Show, а первая её версия увидела свет около 20 лет назад.
Прежде всего, стоит отметить качество изготовления — оно просто безукоризненно. Части монолитного корпуса подогнаны идеально, внешнее покрытие отполировано до зеркального блеска. Стандартные варианты отделки включают натуральный шпон светлого и морёного дуба, вишни, а также белый и чёрный рояльный лак. За дополнительную плату можно заказать любой из 194 цветов RAL, и вся эта гамма показана на сайте компании.
Второе, на чём останавливается взгляд — довольно большая прямоугольная прорезь на лицевой панели с решёткой из эластичных резиновых шнуров. Если заглянуть внутрь, можно увидеть басовый драйвер, установленный в глубине под углом к главной оси. Это — акустическое оформление «барокамера» (pressure chamber), позволяющее повысить линейность воспроизведения на низких частотах. Смысл конструкции в том, что головка излучает не в комнату с неизвестными акустическими свойствами, а нагружена на тщательно просчитанный объём воздуха, находящегося в камере. Резонанс системы снижается за счёт фазоинвертора, выведенного назад. Для снижения скорости воздушного потока диаметр порта увеличен до восьми сантиметров.
Диффузоры СЧ и НЧ-драйверов изготовлены по фирменной технологии Altima из сплава алюминия, магния и титана. Специалисты Quadral считают, что полимерные мембраны дают скучный, затянутый звук, а алюминиевые, наоборот, слишком звонкий. Altima же позволяет получить быстрый отклик при эффективном подавлении внутренних резонансов. Для снижения нелинейных искажений эти головки снабжены мощной магнитной системой, создающей однородное поле по всему ходу звуковой катушки.
Твитер в Montan VIII ленточный, с большой площадью излучателя. Напомню, что в подобных конструкциях им служит лёгкая лента из алюминиевой фольги, сложенная «гармошкой». Если ленту поместить между противоположными полюсами магнитов и пропустить переменный ток, то она начнёт колебаться. Преимущества очевидны — такая диафрагма практически безынерционна и может работать на очень высоких частотах.
Компания очень тщательно подбирает элементы для кроссоверов, внутренняя проводка выполнена аудиофильским кабелем Real Cable, о чём свидетельствует даже надпись на задней стенке. Входных клемм четыре, это качественные позолоченные посты WBT.
На нижней плоскости имеются резьбовые отверстия для шипов.
Уверен, что идею с «барокамерой» вы оцените сразу — полное ощущение, что в комнате работает сабвуфер с низкой частотой настройки. С той лишь разницей, что у Montan VIII бас чётко синхронизирован с остальными регистрами и отличается приличной скоростью.
Кроме того, в отличие от большинства «выносных» сабвуферов эта акустика довольно бережно относится к нюансам и передаёт тонкие оттенки в нижней области. Даже на таком камерном диске, как «The Rite Of Strings» [1], этот диапазон впечатляет, хотя раньше как-то не обращал на него внимания.
Кстати, «барокамера» даёт некоторый простор для экспериментов — характер баса, особенно его энергетика, сильно зависит от того, куда направлены диффузоры НЧ-драйверов. Если внутрь, то бас кажется более ровным, но и драйв слегка ослаблен. И наоборот, поменяв колонки местами, можно получить буквально ударный саунд, но здесь уже начинают сказываться отражения от боковых стен в виде горбов и провалов. Если комната большая, второй вариант предпочтительнее.
На общее впечатление, конечно, повлияла и макродинамика — системы способны без заметных усилий создать колоссальное звуковое давление. Под усилиями я в данном случае подразумеваю компрессию, окраску, корпусные и турбулентные призвуки.
Сцена строится без малейших нарушений, и, что очень важно, даже крупные источники звука передаются с правильным масштабом. Часть инструментов уходит почти на полтора метра за линию расстановки АС.
На симфонических произведениях [2] все достоинства Montan VIII проявляются в полной мере. Объём, масштаб и почти реальное звуковое давление, создаваемое оркестром, — и всё это в сочетании с высокой разборчивостью производит сильное впечатление. Верхний регистр прозрачен и ярок, но иногда кажется, что он как бы оторван от середины, возможно, это связано с разными скоростными характеристиками диффузорного и ленточного излучателей. Разрешение вблизи границы слышимого диапазона феноменальное, тарелки звучат с «искрой», партия треугольника отчётливо слышна на громоподобном фоне оркестра. Хорошо чувствуется зал, причём не только в паузах, но и на самой музыке, и это усиливает ощущение достоверности.
С роком эти системы тоже справляются запросто — ударная установка и бас-гитара на диске Radiohead [3] лупят так, что дрожит массивное кресло. На самом плотном спектре сохраняется высокая тембральная разборчивость, и даже поймал себя на том, что тексты песен воспринимаются на слух намного легче.
Важный момент, который обязательно нужно учитывать — эта акустика берёт от усилителя очень большой ток, и, чтобы получить описанную выше динамику, придётся подобрать аппарат помощнее. Не исключено, что лучший результат будет с «родным» интегральником — недавно Quadral объявила о выпуске двух моделей мощностью 100 и 150 Вт, которые тоже относятся к элитной серии Aurum.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Интегральные усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC381,5 м (96600 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Radiohed, «The Bends». East/West Records, 1997
Сухие цифры
- Конфигурация 3 излучателя, 3 полосы
- Акустическое оформление звуковая камера/фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 25 — 65000
- Чувствительность, дБ 89
- Номинальная/музыкальная мощность, Вт 200/300
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 8
- — минимальное 4
- Частоты разделения полос, Гц 200, 2600
- Габариты, мм 1120 х 270 х 448
- Масса, кг 40
- Стандартная отделка чёрный и белый рояльный лак
- Цена за пару, руб. 290000
Разрешение вблизи границы слышимого диапазона феноменальное, тарелки звучат с «искрой»…
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Компания (полное название — Quadral GmbH &Co. KG) изначально была частью холдинга, основанного в 1972 г. в Ганновере. Он занимался промышленной электроникой, импортом аудио- и видеотехники, а также инвестициями в разработку акустических систем.
Как самостоятельный брэнд Quadral существует с конца 70-х, а первым знаменательным событием в его истории стал выпуск исполинских систем Titan (на фото), созданных Гельмутом Шапером (Helmut Schaper). Для этой модели, которая с регулярными усовершенствованиями производится до сих пор, всё было разработано с нуля — корпуса со встроенным лабиринтом transmission line, динамические головки, кроссоверы и даже состав звукопоглотителя. Позже эти наработки были положены в основу систем Vulkan, Montan, Wotan, а ленточные твитеры используются и в современной серии Aurum.
Второй важный этап в жизни Quadral начался в 1998-м с приходом нового главного инженера. Им стал известный конструктор Берндт Штарк (Berndt Stark), который внедрил несколько принципиально новых решений. Это, прежде всего, диффузоры Altima из сплава алюминия, титана и марганца, твитеры RiCom с расширенной диаграммой направленности и акустическое оформление со звуковой камерой. Штарк также улучшил дизайн и отделку корпусов, чтобы акустические системы могли стать частью домашнего интерьера.
В настоящее время под маркой Quadral выпускаются девять линеек акустики — от моделей класса High End до дизайнерских комплектов 5.1. А совсем недавно компания объявила о создании электронных компонентов серии Aurum — интегральных усилителей A3 и A5, а также двух CD-проигрывателей — C3 и C5.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Quadral Aurum Montan VIII
Идеально ровный импеданс в СЧ и ВЧ-областях благоприятно сказался и на фазовой характеристике — там она представляет собой прямую линию. Отсутствие реактивной составляющей способствует правильной передаче динамических контрастов и не вызывает проблем с устойчивостью усилителя. Номинальное сопротивление 3,5 Ом, оно же и минимальное. Зато после раздела полос импеданс почти не зависит от частоты и держится в пределах 11 — 13 Ом. Это значит, что усилителю не придётся отдавать в нагрузку большой ток в ВЧ-диапазоне, где его искажения и без того максимальны. Резонансная частота систем 36 Гц, так что с басом у них проблем не будет. Рост импеданса и фазовый сдвиг в инфранизкой области говорит о применении сложного акустического оформления — фазоинвертора 6-го порядка с разделительным конденсатором на входе.
Амплитудно-частотная характеристика Quadral Aurum Montan VIII
Очень достойный результат для трёхполосной системы — неравномерность в диапазоне 60 Гц — 10 кГц не превышает 4 дБ даже с учётом фазового провала вблизи частоты раздела. Ленточный твитер, несмотря на заявленную верхнюю частоту 65 кГц, имеет довольно резкий спад отдачи выше 10 кГц. Зато диаграмма направленности у него безукоризненная — кривая, снятая при отклонении от акустической оси на 30 град., столь же линейна, как осевая и в точности повторяет её ход. Фазоинвертор эффективен вплоть до 22 Гц (!) и с басовым драйвером стыкуется с минимальным зазором. Турбулентные призвуки и резонансы малы.
Чувствительность АС средняя, около 89 дБ, но, учитывая их низкий импеданс, усилитель придётся выбирать довольно мощный, не менее 100 Вт на канал.
Комментарии [2]
Николай
«Рост импеданса и фазовый сдвиг в инфранизкой области говорит о применении сложного акустического оформления — фазоинвертора 6-го порядка с разделительным конденсатором на входе.» — бред какой то… А-ля — железное дерево в электричестве.
Николай ЕФРЕМОВ
Вам бы самому матчасть подучить…