БРИТАНСКИЙ СОЮЗ
Честно говоря, мы не ставили целью собрать в системе технику исключительно английского производства, так получилось. И лишь после прослушивания поняли, насколько удачным оказался этот комплект — опыт разработчиков, воплощённый в источнике, усилителе и акустике, дал т.н. эффект синергии, когда, по Аристотелю, «целое больше суммы отдельных частей».
В последнее время ламповые усилители, в которых качество звучания доминирует над количественными показателями, встречаются всё реже и реже. Именно поэтому стремительно растут цены на винтажные аппараты, которые при мощности, измеряемой единицами ватт, способны покорить музыкальностью любого меломана.
Именно в таких традициях выполнен двухтактный интегральник Pure Sound 2A3. Название его говорит о том, что в выходных каскадах используются прямонакальные триоды 2A3, которые более чем за 80 лет существования приобрели статус культовых как у профессиональных конструкторов, так и у любителей-самодельщиков. Лампы эти отличаются образцовой линейностью, коротким шлейфом гармоник и, как следствие, детальным, живым звучанием. Несмотря на небольшую мощность, многие меломаны предпочитают их даже легендарным 300B — за более резвый характер. Кстати, о мощности — если 2A3 от RCA прошлого века имели верхний предел 15 Вт, то двуханодные новоделы Sovtek (а именно такие и установлены в этом усилителе) могут рассеивать до 20 Вт. Соответственно, усилитель способен отдать в нагрузку 18 Вт, что для подобной концепции очень неплохой потенциал. Правда, о классе А речь здесь уже не идёт.
В каскадах предварительного усиления и драйвере установлены октальные двойные триоды 6N8P с китайскими иероглифами на баллоне. По всей видимости, это клоны отечественных 6Н8C, хотя литера «P» добавлена явно по незнанию — в нашей системе обозначений «П» указывает на принадлежность лампы к пальчиковой серии.
Анодный выпрямитель построен на двух кенотронах 5Z4P (та же ошибка — наш аналог 5Ц4С), что при относительно небольшом потребляемом токе можно считать бескомпромиссным решением. Все трансформаторы — силовой и выходные — намотаны на Ш-образных сердечниках, у последних имеются отводы для акустики сопротивлением 8 и 4 Ом.
Усилитель рассчитан на подключение трёх линейных источников, в качестве регулятора громкости используется сдвоенный потенциометр ALPS Blue Velvet. Дистанционное управление из соображений чистоты аналогового тракта не предусмотрено.
CD-проигрыватель A8000 — единственный источник в каталоге Pure Sound, и на нём были сосредоточены все интеллектуальные ресурсы. В центре шасси установлен привод Sony 213Q, доработанный специалистами компании. За цифро-аналоговое преобразование отвечает конвертор, работающий в формате 24/192, причём частоту отсчётов можно выбрать из значений 44,1, 88,2 и 176,4 кГц. Аналоговые фильтры построены на операционных усилителях Burr-Brown OPA2604, а выходные каскады — на двойных триодах 6N3 (т.е. наших 6Н3П). Лампы хорошо видны через окно в верхней крышке корпуса благодаря яркой подсветке голубыми светодиодами. Источник питания состоит из восьми стабилизаторов, анодное напряжение сглаживается дросселем. Низковольтные цепи шунтируются конденсаторами Elna Silmic и Rubycon, а в качестве переходных между аналоговыми каскадами используются плёночные MIT и MCap.
Выходы — аналоговые и цифровой коаксиальный.
У аппарата солидная конструкция с алюминиевой передней панелью толщиной 10 мм. Пульт ДУ ему под стать — выточен из цельного куска алюминия, анодирован в тот же цвет и имеет рубленые прямые грани.
Мы традиционно ценим полочные мониторы за пространственную точность и слитность звучания, но вынуждены признать, что нижний регистр у них в некоторой (а иногда и в значительной) степени ослаблен. Инженеры Kudos решили эту проблему самым простым способом из всех возможных, поскольку «делай всё как можно проще…» — первая часть девиза компании. Он взяли головки такого же калибра, как и в полочной модели Cardea C1 и поместили их в высокий корпус большого объёма. Так получились напольные Cardea C2, которые вы видите на фото — двухполосная конструкция с когерентным излучением и низкой резонансной частотой.
В Cardea C2 воплощена и вторая часть девиза: «…и при этом делай как можно лучше». Достаточно лишь упомянуть, что в них установлены твитеры SEAS Excel, которые другой британский производитель, ATC, использует в системах ценой 8 тыс. фунтов. Низкочастотный драйвер имеет 18-сантиметровый диффузор из пропитанной целлюлозы и звуковую катушку диаметром 26 мм — для более эффективного охлаждения. Фазоинвертор выведен в дно корпуса, что даёт больше свободы при установке систем в реальных жилых условиях.
Разделение полос между головками обеспечивается в основном за счёт их собственных характеристик и лишь слегка корректируется простейшими кроссоверами. По мнению разработчиков, только фильтры низших порядков способны обеспечить малые нелинейные и фазовые искажения. Также категорически не признаются многопроводные схемы подключения, поэтому у всех систем Kudos только две входные клеммы. Внутренняя разводка выполнена кабелями Chord Company из бескислородной меди.
Жёсткость корпуса из 18-миллиметровых плит MDF увеличена за счёт системы стяжек. Изнутри стенки обработаны вибропоглощающей мастикой, а снаружи — оклеены натуральным шпоном и покрыты лаком.
В описании Cardea C2 подчёркивается, что благодаря высокому сопротивлению (8 Ом) они способны работать как с транзисторными, так и с ламповыми усилителями. Правда, чувствительность этой акустики всего 88 дБ, и для выходного каскада на 2А3 она может оказаться несколько туговатой для раскачки. Поэтому слушать начнём с камерных жанров, затем будем постепенно усложнять испытания.
Итак, Emi Fujita [1], прекрасный вокал с идеально прописанным аккомпанементом. Построение сцены и естественность тембров таковы, что внимание невозможно сконцентрировать на воспроизведении, оно тут же переключается на само исполнение и нюансы звукорежиссуры. Голос рельефен и слегка выдвинут вперёд. Ни малейшего ощущения микрофона, звучание предельно открытое и живое. Инструменты расположены в глубине сцены, и они создают гармоничное обрамление вокала. И прислушавшись, замечаешь, насколько виртуозна и безукоризненно исполнена партия каждого из них. На битловской «All My Loving» скрипка звучит мягко и ненавязчиво, но без упрощений, с хорошо ощутимой «канифолью». Впрочем, для прямонакальных 2A3 такая прозрачность вполне типична, а вот звучание контрабаса несколько удивило — мало того, что слышны самые низкие ноты, ещё передаётся и заводной пульсирующий драйв, подстёгивающий других музыкантов. Сцена выстроена так, что присутствие самой акустики вообще не замечаешь.
А вот альбом «Willy and Poor Boys» [2] записан совсем по-другому. Виртуальные источники чётко разделены на три группы — правую, центральную и левую. Фланги жёстко привязаны к колонкам, а вокалист и ударник расположены точно между ними, но на разном расстоянии по глубине сцены. При этом схематичным построение пространства не назовёшь — система до малейших мелочей передаёт то, что было задумано или сымпровизировано в студии. И снова отмечу неплохой драйв, на «It Came Out of the Sky» ритм-секция просто великолепна.
Теперь испытание посложнее — симфонический оркестр [3]. В целом динамические контрасты кажутся достаточно адекватными. Переходы к forte быстрые, без затяжек, даже мощные пассажи с пиковыми уровнями громкости передаются более впечатляюще, чем некоторыми пентодными усилителями. Вполне адекватная копия большого оркестра в большом зале. Правда, есть одно «но» — чтобы почувствовать реальный масштаб, хочется большего звукового давления, а его субъективно не хватает, сколько ни крути ручку громкости. Похоже на очень мягкий клиппинг, который не даёт окраски, а воспринимается на слух как лимитер.
Но это количественный показатель, который в подобных усилителях никогда не был главным. Важно, что система правильно расставляет музыкальные акценты и со всей полнотой передаёт богатство тембров огромного количества инструментов.
Почти все композиции на «No Quarter» [4] записаны очень жёстко (явное следствие злоупотребления цифровыми примочками), с такими воспалёнными сибилянтами, что на большинстве транзисторных систем его слушать неприятно. Здесь же верхний диапазон заметно смягчён, и хотя на вокале шипящие согласные явно подчёркнуты, дискомфорта это не вызывает. Как всегда, тут же переключаешься на общую картину, в которой и масштаб сохранён, и нюансы не упущены, и с динамикой всё в порядке.
Система в целом оказалась очень гармоничной, её компоненты полностью совпадают по характеру. И, должен заметить, они вполне могут прийтись по вкусу ценителям винтажной техники и классической британской школы.
Заявленные характеристики CD-проигрывателя
Pure Sound A8000
- Общий уровень искажений , % <0,005
- Отношение сигнал/шум, дБ >110
- Динамический диапазон, дБ >100
- Разделение каналов (1 кГц), дБ >98
- Частоты дискретизации сигнала, кГц 44,1/88,2/176,4
- Номинальное выходное напряжение, В 2,3
- Габариты, мм 80 х 430 х 330
- Масса, кг 8,5
- Цена, руб. 58265
Заявленные характеристики интегрального
усилителя Pure Sound 2A3
- Выходная мощность, Вт 2 х 20
- Диапазон воспроизводимых частот (-0,2 дБ), Гц 20 — 20000
- Коэффициент нелинейных искажений, % 0,4
- Отношение сигнал/шум, дБ 89
- Входное сопротивление, кОм 100
- Номинальная чувствительность, мВ 100
- Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 4/8
- Потребляемая мощность, ВА 155 — 200
- Габариты, мм 435 x 350 x 190
- Масса нетто, кг 28
- Цена, руб. 107070
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Pure Sound A8000 (58265 руб.)
- Интегральный усилитель Pure Sound 2A3 (107070 руб.)
- Акустические системы Kudos Cardea C2 (132400 руб./пара)
- Кабели:
- — межблочные Tellurium Q Black 1м (13395 руб.)
- — акустический Tellurium Q Black 2,5м (8840 руб.)
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Pure Sound — относительно молодая компания, впервые вышедшая на рынок пять лет назад. За это время было выпущено три предварительных усилителя, четыре модели оконечников, включая однотактные моноблоки M845 (на фото) и CD-проигрыватель A-8000. В ассортименте Pure Sound также повышающий трансформатор Т10 для низкоомных МС-головок.
Вся техника проектируется в Англии, небольшое производство находится в Китае, а дорогие модели выпускаются на собственном заводе в Шотландии. Каноны классические — кенотронные выпрямители с дросселями, предпочтение октальным лампам, навесной монтаж и использование отборных комплектующих. Особое внимание уделяется выходным трансформаторам, которые мотаются вручную на Ш-образных сердечниках.
Компания также поставляет некоторые запасные части для акустических систем Heybrook и JPW.
Заявленные характеристики АС
Kudos Cardea C2
- Конфигурация 2 излучателя 2 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 30 — 25000
- Чувствительность (1 Вт/1м), дБ 88
- Максимальная подводимая мощность, Вт 200
- Сопротивление, Ом 8
- Габариты, мм 925 х 200 х 270
- Цена за пару, руб. 132400
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Emi Fujita, «Camomile Best Audio». Hybrid CD/SACD, Sony Music 2007
- Creedence Clearwater Revival, «Willy and Poor Boys». Fantasy USA, 1969
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997
- Jimmy Page & Robert Plant, «No Quarter». Atlantic, 1994
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Первым изделием, выпущенным британской компанией Kudos в 1991 г., стали акустические стойки S100. Несмотря на довольно скромную цену, это была тщательно просчитанная и качественно изготовленная конструкция, реально повышающая качество звучания полочных мониторов. Стойки, кстати, производятся до сих пор и пользуются популярностью у меломанов.
В 2006 г. компанию возглавил Дерек Джиллиган (Derek Gilligan), инженер, ранее создавший для Neat Acoustics такие популярные линейки, как Motive и Ultimatum. В Kudos под его руководством было создано несколько систем самого разного класса и назначения. Свою философию Дерек формулирует так: «Делай всё как можно проще, но при этом как можно лучше». Именно поэтому все модели АС, включая и бескомпромиссный проект Т88, имеют только одну пару входных клемм. За счёт этого монтаж фильтров и головок удаётся развести «звездой», что обеспечивает самый короткий путь сигнала. Специалисты Kudos тесно сотрудничают с норвежской компанией SEAS, которая по их спецификациям изготавливает твитеры и мидбасовые драйверы.
Кстати, kudos в переводе с греческого означает «слава, почет; всеобщее признание и уважение».
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Tellurium Q
Техническим директором и идеологом этой британской компании стал Колин Уонфор (Colin Wonfor), известный специалист в области проектирования усилителей. Среди его разработок такие известные проекты, как Proac Magnum, Magnum, Dreadnought, Claymore, Lescon, Oxford Acoustics и т.д. Кроме того, по заказу NASA им был создан аналоговый источник питания с самым высоким КПД в мире.
К проектированию кабелей Колина привело понимание того, что ни одно устройство — насколько бы оно ни было грамотно задумано и реализовано — не раскроет своего потенциала, если оно неправильно подключено. При передаче аудиосигнала он считает важным сохранить фазовую когерентность, особенно на низких частотах — именно это позволяет добиться четкого, хорошо артикулированного баса.
В настоящее время выпускаются 4 линейки: Black (базовая), Ultra Black (топовая), а также Green и Blue (4 акустических кабеля и 3 межблочника). Интерконнекты оснащаются разъёмами RCA, XLR или DIN. Вся продукция Tellurium Q изготавливается в Великобритании.
Редакция благодарит салон «InSound» за помощь в проведении теста.