3D НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Всего месяц назад на берлинской выставке IFA Panasonic показал уникальную трёхмерную видеокамеру HDC-Z10000. Её нешуточные размеры и массивный спаренный объектив свидетельствовали о весьма серьёзном подходе к трёхмерной съёмке. И вот, буквально через месяц после анонса, в нашем распоряжении оказался первый в России экземпляр этого камкордера.
Оговорюсь сразу: несмотря на внушительную внешность, наша сегодняшняя испытуемая ориентирована не только и, может быть, даже не столько на профессионалов, сколько на независимых творческих людей, самовыражающихся посредством видеосъёмки. У них, кстати, уже появилось устоявшееся название — видеограферы. Под это широкое определение попадают и журналисты, и, конечно же, продвинутые любители, понимающие, что действительно высококлассного изображения от камеры размером с сигаретную пачку добиться вряд ли удастся.
Самая выдающаяся во всех смыслах слова деталь HDC-Z10000 это, естественно, объектив. Несмотря на внешнее сходство с продвинутыми, но чисто любительскими моделями Panasonic серии 900, здесь двойная оптика не проецирует изображения, предназначенные для разных глаз, на один и тот же сенсор. За каждым из двух полноценных объективов смонтирован отдельный трёхматричный модуль 3MOS, так что в общей сложности в камере установлены шесть матриц. Более того, разработчики сумели оснастить каждый объектив полноценной системой оптической стабилизации.
Ещё одна интересная фишка «десятитысячной» заключается в том, что она стала первой в мире 3D-видеокамерой с интегрированной оптикой, которая умеет снимать ролики в самом прогрессивном на сегодня формате 1080/50p. Напомню, что в соответствии с общепринятыми спецификациями Full HD картинка записывается в формате 50i — то есть каждую секунду фиксируется 25 кадров, каждый из которых разбит на два «поля», содержащих только чётные или нечётные строки изображения. Такой подход помогает снизить скорость цифрового потока, а значит, сэкономить объём носителя и уменьшить нагрузку на видеопроцессор, хотя качество картинки от этого, понятное дело, не улучшается — особенно страдает контурная чёткость движущихся объектов. Именно поэтому при записи на Blu-ray фильмов, снятых на киноплёнку, частенько используется формат 24р — кадровая частота чуть меньше, зато соседние строчки одного кадра не разъезжаются при быстром смещении объектов.
Приятная новость заключается в том, что на данный момент мощность сигнальных процессоров и пропускная способность памяти выросли настолько, что необходимость «полосовать» картинку наконец отпала, тем более что и кинескопные телевизоры, не поддерживающие отображение полнокадровой картинки, скоро окончательно канут в историю. Так что у нового формата 1080/50p есть все шансы стать новым глобальным стандартом, к тому же и голливудские киностудии сейчас всерьёз подумывают о повышении частоты съёмки фильмов — трёхмерное кино настоятельно требует принципиального улучшения плавности движения в кадре.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Внешний вид аппарата наверняка удивит не только владельцев компактных камкордеров, но и бывалых профи: огромный тубус овального сечения содержит два идентичных 12-кратных объектива, на передние линзы которых нанесено покрытие из наночастиц, снижающих рассеивание света, а значит, повышающих микро- и макроконтраст изображения. Управляется стереосистема огромными кольцами, которые, правда, непосредственно с оптикой не связаны, а лишь передают команды системе сервоприводов. Такая схема ценна тем, что шансов повредить точную механику слишком энергичными движениями у оператора практически нет.
Как и положено полупрофессиональным аппаратам, верхняя ручка оснащена дублирующей системой включения записи и управления зумированием, а кроме того, несёт разъемы XLR, к которым можно подключать не только микрофоны, но и источники линейного сигнала: селекторы чувствительности и выключатели фантомного питания расположены по соседству и прикрыты прозрачной крышкой. Тут же установлен и интегрированный многоканальный микрофон с изменяемой направленностью — явный реверанс любителям, в чисто профессиональной технике таких гибридных конструкций не встретишь. Оригинально решена проблема защиты экрана мониторчика — в выключенном состоянии он просто прячется в особую нишу внутри рукоятки.
Под видоискателем смонтирован двойной слот, принимающий карточки SDHC и SDXC, таким образом, общий объем установленной памяти может достигать 128 Гб, чего при максимальном битрейте 28 Мбит/с должно хватить примерно на десять с половиной часов записи.
МОТОР!
Взяв в руки «десятитысячную», понимаешь, чего лишились рядовые любители самодельного кино в борьбе разработчиков за миниатюрность, простоту настроек и общедоступную стоимость. Камера здоровая, тяжёлая, а потому снимать ей — одно удовольствие. Правая ладонь комфортно лежит на огромном сервоприводе объективов. За зумирование отвечает не ползунок, в который невозможно попасть пальцем, а массивные «качели», позволяющие плавно и точно управлять трансфокацией. Кольца ручной фокусировки, зумирования и диафрагмы обладают на удивление мягким ходом и большими углами поворота, а потому дают возможность настроиться с крайне высокой точностью.
Ещё один ценный элемент управления — колёсико Convergence, отвечающее за правильное представление трёхмерных объектов в стереокадрах. Ручную настройку объёмного изображения сильно облегчает функция 3D Guide, при включении которой на экран выводится информация о диапазоне расстояний, в котором можно снимать 3D при заданных настройках.
Огромный 3,5-дюймовый экран с рекордным разрешением 1,152 мегапикселя позволяет рассмотреть сцену в мельчайших подробностях, а если съемка ведётся в 3D, то и в объёме. Правда, справедливости ради надо сказать, что трёхмерное изображение на мониторчике можно увидеть далеко не под любым углом — объём приходится как бы ловить взглядом. При съёмке в солнечный день удобно использовать полудюймовый видоискатель высокой чёткости, снабжённый невероятно комфортным резиновым наглазником. В отличие от ЖК-монитора его цветопередачу сверхточной не назовёшь, зато имеется возможность отключить цвет совсем и контролировать запись по чёрно-белой картинке.
Регулировок изображения и вспомогательных функций предусмотрена масса, даже их беглое описание в формат журнального обзора не войдёт. Скажу лишь, что, полностью настроив камеру под себя, состояние «регулисторов» можно сохранить в одной из трёх ячеек памяти, а затем в любой момент вызвать все установки одним нажатием кнопки.
Отдельного упоминания заслуживает звуковой тракт — благодаря микшеру с ручной регулировкой уровня и режиму записи PCM (48 кГц/16 Бит) камеру вполне можно использовать в качестве внестудийного рекордера.
СНЯТО!
Смысл установки в HDC-Z10000 двух независимых оптико-электронных трактов очевиден: кадрам для левого и правого глаз не приходится делиться друг с другом ни разрешением оптики, ни полезной площадью MOS-сенсоров, так что в результате получается объёмное изображение, по характеристикам ни в чём не уступающее плоскому. Другое дело, что конструкторам полное раздвоение далось нелегко. Для создания действительно качественного объёмного эффекта оба канала должны быть идентичными и работать совершенно синхронно. И если цветопередачу матриц ещё можно подровнять электронными средствами, то от механики объективов требуется точность швейцарских часов: стоит при зумировании или фокусировке одной линзе сместиться чуть больше, чем соседней, и трёхмерная картинка просто рассыплется на глазах изумлённых зрителей.
Смотреть отснятый материал было непросто в том смысле, что внимание с технических параметров картинки постоянно переключалось на несовершенство собственного операторского мастерства. Высокая кадровая частота записи в сочетании с отличными характеристиками оптики и фирменных трёхматричных модулей производит действительно сильное впечатление. Чёткость картинки такова, что даже на 65-дюймовой плазме мелкие детали не выглядят замыленными. Границы насыщенных цветов чёткие, а тональные переходы равномерны и свободны от «ступенек». Динамический диапазон яркости велик, но, разумеется, не настолько, чтобы вместить в себя сверхконтрастные сцены вроде жанровой съёмки в ночном городе. Точно и быстро настроить экспозицию помогает «зебра» — индикатор, выделяющий на экране зоны, не укладывающиеся в допустимые яркостные границы.
Как следует освоив систему настройки 3D-изображения, можно добиться отчётливого ощущения объёма в достаточно большом диапазоне съёмочных расстояний. Кстати, ещё один рекордный показатель — трёхмерное видео HDC-Z10000 способна снимать с дистанции всего 45 сантиметров. Вообще, главное в работе с 3D — опыт и понимание, что некоторые операторские огрехи, едва заметные на обычной картинке, тут могут привести к полному разрушению объёмного эффекта.
В плане удобства работы придраться можно разве что к мелочам: при переходе с трёхмерного режима съёмки на обычный зум съезжает в самое широкоугольное положение, а встроенный микрофонный модуль иногда фиксирует манипуляции оператора с органами управления, установленными на верхней ручке.
ТИТРЫ
Как и следовало ожидать, HDC-Z10000 оказалась способна на многое — фактически перед нами полупрофессиональная репортажная камера, полностью адаптированная к работе в 3D. Как и любой аппарат подобного класса, она требует достаточно серьёзных операторских навыков или, по крайней мере, осознанного желания ими овладеть. Режим интеллектуальной автоматики тут, разумеется, предусмотрен, но стоит ли выкладывать пять тысяч долларов, чтобы потом загонять себя в рамки стандартных сюжетных программ?
Стремящаяся к двум килограммам масса и нешуточные размеры тоже накладывают на стиль съёмки свой отпечаток, да и штатив тут атрибут почти обязательный — отправляясь загорать на пляж, такую технику с собой не прихватишь.
Одним словом, получается эдакое «кино не для всех». Но тем, чьи возможности и операторские амбиции простираются немного дальше сюжетов типа «как я лежал под пальмой», настоятельно советую присмотреться к этому аппарату внимательнее. При его трёхмерных возможностях и качестве картинки цена завышенной уж точно не покажется. ?
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Отличное качество картинки в целом, выдающиеся чёткость и контрастность. Широкие возможности и удобство настройки трёхмерного изображения, продвинутая система звукозаписи.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Немного вычурная цветопередача видоискателя, относительно небольшие физические размеры матриц не позволяют добиться экстремально малой глубины резкости.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Во время особо ответственной съёмки можно включить режим резервной записи, в котором отснятый материал синхронно записывается на обе флэш-карточки.
Объективные данные
Основные параметры
- Формат компрессии AVCHD 2.0 3D/ Progressive
- Встроенная память нет
- Флэш-карта 2 x SDHC/SDXC
- Форматы записи 3D: 1080/50i, 1080/25p, 1080/24p
2D: 1080/50p, 1080/50i, 1080/25p, 1080/24p - Матрица 3 х 1/4,1» MOS 3 х 3,05 мегапикс.
- Макс. разрешение в режиме фото 2304 х 1296
- ЖК-монитор 3,48» LCD; 1152000 пикс.
- Видоискатель 0,45» 1226880 пикс.
- Мин. освещенность, лк 5
Объективы
- Фокусное расстояние, мм 2,84 — 34,1/2,84 — 28,4 (2D/3D) В 35-мм эквив. 29,8 — 368,8/32,0 — 320,0 (видео, 2D/3D)
- Светосила F1,5 — 2,8/1,5-2,7 (2D/3D)
- Кратность 12х/10x (2D/3D)
- Крепление насадок, резьба, мм нет
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI да
- Компонентный выход дa
- DV/HDV (IEEE 1394) нет
- USB да
- Композитный выход дa
- Гнезда для наушников/микрофона да/да
Общие характеристики
- Микрофон 5-канальный, с изменяемой направленностью
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/нет
- Потребляемая мощность, Вт 16,7
- Габариты (Ш х В х Г), мм 145 х 195 х 350
- Масса, г 1,6 кг (без аккумулятора)
- Made in Япония
- Цена, руб. 150000
Чёткость изображения уверенно преодолевает отметку 900 телевизионных линий, геометрия картинки идеальна, артефактов компрессии нет и в помине, по краям кадра имеются едва заметные цветовые аберрации