ГЛАВНОЕ — В МЕЛОЧАХ
Казалось бы, имея в кармане около трёх тысяч долларов, выбрать напольную акустику довольно просто. Пришел в магазин, присмотрел корпуса покрасивее, и дело сделано. Мысли о том, что столь дорогие модели могут радикально отличаться характером звучания, у многих даже не возникает.
- Acoustic Energy Radiance 3
- Canton Karat 790.2 DC
- Ceratec Effeqt T MkIII
- DALI Ikon 7 MkII
- Dynaudio Excite X36
- JBL LS60
- KEF Q900
- MartinLogan Electromotion ESL
- PSB Synchrony Two
- RBH 641-SE
- Rega RS7
- System Audio Mantra 60
- Wharfedale Jade-5
- 7 раз отмерь
Между тем здесь всё не столь однозначно. С одной стороны, в рамках столь солидного бюджета разработчики могут чувствовать себя достаточно свободно, особенно в выборе комплектующих. Это уже само собой поднимает качество изделия на довольно высокий уровень. Но это, пожалуй, единственное, что объединяет модели из столь солидного ценового сегмента, дальше начинаются различия.
Понятно, что каждая компания, производящая акустические системы, вкладывает в понятие «высокий уровень» разное содержание, что и является в конечном итоге лицом марки. Здесь уже большую роль играет субъективное мнение инженеров о том, каким должен быть правильный звук, поэтому даже акустика с практически идентичными характеристиками может заметно различаться по звучанию. Что, собственно, очередной раз и подтвердило нынешнее исследование. А причина этого явления, прежде всего, в выборе материала для диффузоров, точнее, в спектре резонансов, который у целлюлозы, алюминия и полипропилена совершенно разный. Разумеется, играют роль и пропорции, и форма корпуса, и акустическое оформление. Закрытых систем в нынешнем тесте нет, зато присутствуют и фазоинверторные конструкции, и лабиринт (Transmission Line), и даже с крайне редко встречающееся в наше время панель акустического сопротивления (ПАС). Каждое решение хорошо по-своему, что и обусловливает различия в характере звучания.
В ходе тестирования мы прослушаем и проведём инструментальные измерения тринадцати различных громкоговорителей, представляющих практически все основные звуковые школы. Как всегда, контрольное прослушивание будет происходить на редакционном контрольном тракте (полный список компонентов и кабелей опубликован ниже), отличающемся предельно нейтральным звучанием и позволяющем точно оценить звуковой почерк каждой испытуемой пары. Непосредственно перед прослушиванием каждая модель «прогревалась» специальным сигналом, записанным на диске «Densen DeMagic» — это необходимо для того, чтобы подвесы приобрели расчётную гибкость. Критерии оценки, как всегда, остаются неизменными: нас интересовала тональная достоверность, правильная атака, адекватные динамические возможности и способность создавать точную звуковую сцену. Общая же оценка будет зависеть от того, насколько гармонично сочетаются эти качества.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- 2. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- 3. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- 5. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
Power off
Главный вывод, который можно сделать по итогам прослушивания, таков: в столь серьёзном ценовом диапазоне, к которому относятся испытанные модели, несложно подобрать акустику в соответствии с собственным вкусом и восприятием музыки. Речь, конечно, не о том, что все они вносят какую-то специфическую окраску или меняют тональный баланс исходной записи — всё дело в нюансах и особенностях темперамента, а это уже свойство по-настоящему классных систем.
Например, Acoustic Energy Radiance 3 могла бы подойти любителям драйвового рока, ведь эта акустика сочетает точный бас, завидную динамику и ритмическую слаженность. У неё достаточно талантов и помимо перечисленных, но они явно доминируют над остальными.
Найдут своих почитателей и DALI Ikon 7 Mk II. В них, прежде всего, привлекает прозрачности средних и высоких частот, стабильная звуковая сцена. К тому же эти системы самые доступные в тесте по цене, что также немаловажно.
Ещё одна интересная модель — Ceratec Effeqt T MkIII. В большинстве случаев экстраординарная внешность не предполагает выдающихся музыкальных способностей, но эти системы показали, что по многим параметрам они могут поспорить с конкурентами традиционной конструкции.
Американские JBL LS60 тоже обладают массой достоинств, основные — высокая отдача и уверенная динамика. Главной же особенностью, формирующей звуковую манеру этих АС, является подчёркнутый СЧ-диапазон, что достаточно привлекательно, но всё же перед покупкой лучше их послушать.
Попытка привить манеры своих элитных систем бюджетным моделям специалистам MartinLogan во многом удалась. Electromotion ESL обладают высочайшим звуковым разрешением и отменной скорострельностью. Небольшой недочёт (к слову, далеко не всегда заметный) лишь в некотором ослаблении энергетики в мидбасовой области, понижающем драматизм насыщенных в этом спектре музыкальных записей.
Как всегда, отличилась Rega. Флагманская модель RS7 заточена под «родные» компоненты, но и среди других марок можно подобрать ей достойных союзников и получить весьма интересный звук. Почерк этих АС может прийтись по душе ценителям динамичного, прозрачного звука с ярким высокочастотным диапазоном.
Представители североамериканских компаний PSB Synchrony Two и RBH 641-SE в некотором смысле схожи по звучанию. Обе модели вносят минимальную окраску и склонны представлять музыкальный материал в неизменном виде. Единственное требование при этом — столь же высокая нейтральность остальных компонентов тракта.
В список же «Рекомендованных» моделей на этот раз попали четыре участника: Wharfedale Jade 5, Canton Karat 790.2DC, KEF Q900 и System Audio Mantra 60. Несколько разные по сути, но очень близкие по классу системы станут достойным выбором практически для любого меломана — всем заинтересовавшимся лишь остаётся убедиться в этом лично.
Ну а победителем теста стала замечательная модель Excite 36 датской марки Dynaudio. Её преимущество, конечно, нельзя считать безоговорочным, да и цена самая высокая среди всех участников. Но, несмотря на это, АС заслужили Grand Prix — они не станут слабым звеном даже в системе компонентов очень высокого класса.