КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель Pioneer PL-50L ($1300)
- Усилитель CR Development Calypso ($1500)
- Акустические системы Dynaudio Contour 1.3 Mk II ($2000)
- Головные телефоны Sennheiser HD-580 ($300)
- Межблочные кабели:
- Silent Wire NF 5 Phono 1,0 m, RCA ($210)
- Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м ($670)
- Акустический кабель Furutech FS-303 1,5 м ($90)
Не в пример большинству подобных устройств этот корректор собран в довольно внушительном по массе и габаритам корпусе шириной 370 мм. И это действительно серьёзное устройство с расширенным сервисом, способное работать с головками разных типов.
Предусилитель может обслуживать два проигрывателя (или один с двумя тонармами), которые коммутируются кнопкой Input на передней панели. Там же находится переключатель типа головок MM/MC High/MC Low, задающий необходимое усиление и входной импеданс. Самое интересное, что для разгона сигнала с MC-картриджей используется повышающий трансформатор с отводом первичной обмотки. Такое недешёвое, но реально бескомпромиссное решение часто использовалось в профессиональной технике, поскольку обеспечивает лучшее отношение сигнал/шум, да и с точки зрения музыкальности намного предпочтительнее.
В схеме фонокорректора (рис. 1) имеется отключаемый фильтр инфранизких частот, дающий плавный спад ниже 30 Гц, и коммутатор «Стерео/Моно». На лицевой панели обнаружилась ещё одна кнопочка с загадочной надписью «Articulator». Поскольку приложенная к прибору инструкция написана по-японски (что, кстати, подтверждает аутентичность его происхождения), пришлось искать перевод. Оказалось, что это схема для размагничивания головок — при её активации выход корректора блокируется, а на входные гнёзда подаётся некий сигнал, дословно: «приучающий головку к тракту корректора». Что ж, позже посмотрим, как это работает.
Открыв верхнюю крышку, убедился, что аппарат изготовлен со знанием дела. Довольно крупный сетевой трансформатор Kitamura Kiden, мощные диоды Шоттки (кто в теме, тот оценит) в выпрямителе, коммутация с помощью «аудиофильских» реле Takamisawa. Входные трансформаторы помещены в пермаллоевые экраны, имеется схема временного закорачивания выхода при включении питания.
Дифференциальный каскад построен на полевых транзисторах 2SK364, в цепи активной коррекции используется быстродействующий ОУ JRC2082DD. Все плёночные конденсаторы в схеме лавсановые.
Звучание E-200 — что-то особенное, оно не похоже ни на цифровое, ни на аналоговое. С МС-головками корректор проявляет характер мягкий и ровный, музыка течёт на удивление плавно и гладко, словно воспроизводится с компьютерного винчестера. Эффект усиливается ещё и за счёт того, что поверхностные шумы и треск пластинок в паузах почти не слышны, собственный шум корректора также незаметен даже при максимальном усилении. Чувствуется широкий динамический диапазон, пиковые уровни воспроизводятся легко и свободно. Бас достаточно глубокий и тоже мягкий. При обходе входного трансформатора общий характер звучания сохраняется, при этом верх становится чуть ярче, середина информативнее, а низ немного энергичнее.
Сухие цифры
- MM MC High MC Low
- Общее усиление(1 кГц), дБ 36 56 63
- Чувствительность, мВ 4 0,4 0,18
- Входное сопротивление, Ом 47000 40 2,5
- Отношение сигнал/шум (IHF A), дБ 85 77 76
- Отклонение от кривой RIAA, дБ ±0,5
- Частота среза ФНЧ, Гц 30
- Выходное сопротивление, Ом 300
- Выходное напряжение, vВ 250
- Потребляемая мощность, ВА 2,6
- Габариты, мм 368 х 257 х 84
- Масса, кг 4
- Цена, руб. 57200
Рис.1
Амплитудно-частотная характеристика
Luxman E-200
При выключенном фильтре Low Cut АЧХ предусилителя (красная кривая) на нижних частотах лишь на 0,5 дБ отличается от стандарта RIAA (зелёная), достигая отметки +19,2 дБ на 10 Гц. Бас будет очень глубоким, но если у вас напольная акустика с фазоинвертором и/или в коллекции попадаются не слишком ровные пластинки, фильтр лучше включить. Он даёт плавный спад ниже 40 Гц с минимумом -4 дБ на 20 Гц (фиолетовая кривая).
В режиме ММ на 1000 Гц максимальная амплитуда сигнала на выходе (КНИ = 0,03%) ±9 В RMS при напряжении на входе 144 мВ. Соответственно, коэффициент усиления и перегрузочная способность корректора составили 36 и 31 дБ, а в режиме MC High — 55 и 50 дБ соответственно. Столь высокую перегрузочную способность на MC можно получить только при использовании повышающего трансформатора.
В режиме ММ я несколько раз включал «Артикулятор», но какого-либо заметного эффекта не обнаружил. Возможно, мои головки ещё не успели «намагнититься».
Явный плюс E-200 в том, что это не просто очередной корректор, выброшенный на волне растущего винилового тренда, здесь чувствуется собственная философия, внятное представление о том, как должна звучать аналоговая техника.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Vinyl Essentials. The Ultimate Pickup Test Record». Image Hi-Fi, Germany 2001
- Chris Barber and His Jazz Band Featuring Ottilie Patterson & Monty Sunshine. Marble Arch, USA 1956
- Carly Simon, «Come Upstairs». Warner Bros., USA, 1980
- Ray Price, «Danny Boy». Columbia, USA, 1967
Головкa Clearaudio Concept MC
Это новый картридж начального уровня от Clearaudio, разработанный специально для недорогих проигрывателей Concept. Информации по ней пока немного — известно, что корпус выточен из алюминиево-магниевого сплава с напылением керамики для лучшего демпфирования. Редкоземельные магниты создают мощное и однородное поле, в котором колеблется катушка, намотанная проводом из бескислородной меди. В качестве основы для кантеливера используется бор, это лёгкий и прочный материал и к тому же аморфный, т.е. не имеющий ярко выраженных собственных резонансов.
Надёжный контакт со звуковой дорожкой обеспечивается алмазной иглой с профилем Micro Line.
Головка получилось довольно лёгкой — всего 8 г, её собственное сопротивление 11 Ом, а амплитуда сигнала на выходе — 0,42 мВ, что позволяет получить более высокое отношение сигнал/шум при воспроизведении. Подвижная система не слишком жёсткая — 9 х 10-6 дин/см, поэтому «Концепт» прекрасно подойдёт для тонармов со средней и большой эффективной массой. Производитель рекомендует прижимную силу 2 г, но нигде не указывает диапазон воспроизводимых частот, что довольно странно.
Для испытаний я выбрал винтажный проигрыватель Pioneer PL-50L, конструкция его тонарма позволяет менять степень жидкостного демпфирования и подбирать оптимальные условия практически для любой головки.
В этом смысле Concept MC оказалась удачной — даже при минимальном демпфировании она уверенно держит дорожку с амплитудой 80 микрон. На тестовой пластинке «Vinyl Essentials» резонанс оказался примерно на 11 Гц, что при податливости 9 х 10-6 дин/с вполне нормально.
У головки хороший бас, очень низкий и приятный на слух. Разделение каналов отличное, а построение пространства будет зависеть исключительно от фонокорректора, возможности головки в этом плане практически не ограничены. Инструменты в сцене точно сфокусированы, часть из них заметно выдвинута вперёд. Нюансировка, возможно, и не столь богатая, как у более старших моделей Clearaudio, но для такой цены вполне приемлемая.
«Концепт» отчётливо прорисовывает инструменты задних планов, хотя немного упрощает их тембры. Вокал живой и эмоциональный. Звучание в целом сбалансированное, без излишней яркости или, наоборот, холодности, оно вроде бы и нейтральное, но при этом живое и музыкальное. И не забывайте — мы имеем дело с головкой Entry Level.
Сухие цифры
- Тип МС
- Выходное напряжение (5 см/с, 1 кГц), мВ 0,42
- Разделение каналов, дБ >30
- Разбаланс каналов, дБ <0,5
- Профиль иглы Micro Line
- Материал кантеливера бор
- Рекомендованная прижимная сила, г 2
- Динамическая податливость, см/дин 9 х 10-6
- Активное сопротивление, Ом 11
- Масса, г 8
- Цена, руб. 30500