ЛЁГКИЙ ЖАНР
Совсем недавно мы тестировали старшую модель из серии Veritas — 6.3*. Это серьёзная конструкция, которая по-настоящему раскрывается лишь в довольно больших помещениях. Для более скромных жилищных условий в каталоге Energy имеется акустика рангом пониже — Veritas 6.2. Она отличается лишь мощностью и не столь внушительным басом, но главные принципы, взятые на вооружение компанией, в ней реализованы с минимальными упрощениями.
Напомню, что принципы эти были сформулированы после многочисленных экспериментов, проведённых совместно с Национальным исследовательским советом Канады (NRC). Их целью было выяснить, как соотносятся субъективные впечатления слушателей и результаты измерений, проведённых специалистами в безэховой камере. В результате обнаружилось, что больше всего на музыкальность акустики влияет диаграмма направленности, линейность АЧХ, временное согласование СЧ и ВЧ-излучателей и, наконец (!) — малые нелинейные искажения.
Но что меня всегда удивляло в акустике Energy, так это то, как можно добиться столь безукоризненного качества исполнения и отделки при крупносерийном производстве. Огромный завод, построенный в провинции Онтарио, выпускает десятки тысяч акустических систем в месяц, и при этом каждое изделие выглядит так, словно изготовлено вручную. Пара, которую мы получили для тестирования, не исключение. Такой отделке рояльным лаком и полировке позавидуют и производители музыкальных инструментов — все поверхности корпуса идеально ровные и отполированы до зеркального блеска. Недаром в комплекте, помимо шипов, ножек и заглушек для фазоинвертора, белые перчатки.
Ко дну корпуса привинчивается толстая платформа из MDF, в которую запрессованы резьбовые втулки для шипов. Для раздельного подключения драйверов имеются четыре винтовых клеммы, крупные, с никелевым покрытием. Veritas 6.2 выполнены по 2,5-полосной схеме, в которой две НЧ-головки калибра 6,5 дюйма (130 мм) с кевларовыми диффузорами. В самом нижнем регистре басовики работают параллельно и одновременно, а выше один из них замолкает, поскольку подключён через фильтр нижних частот. Таким образом, на средних частотах излучает уже только одна головка, обеспечивая оптимальную стыковку с твитером.
Упомянутый выше среднечастотник и дюймовый твитер с алюминиевым куполом объединены в модуль, запатентованный под названием CSM (Coherent Source Module). Обе головки установлены на общем литом основании и заключены в герметичную камеру, изолирующую их мембраны от обратного излучения НЧ-драйверов. Эта сборка спроектирована, чтобы решить сразу три задачи: расширить диаграмму направленности, минимизировать временные и фазовые сдвиги между СЧ и ВЧ, а также снизить нелинейные искажения в районе раздела полос. С этой же целью для обновлённой серии Veritas были придуманы более совершенные кроссоверы с фазовыравнивающими звеньями. И это ещё не всё — диффузорные головки оснащены фазовыравнивающими колпачками и фирменными подвесами RES (Ribbed Elliptical Surrounds), повышающими линейность смещения диффузора вперёд и назад.
Акустическое оформление НЧ-звена — фазоинвертор, причём для снижения скорости воздушного потока на задней стенке имеются два порта, выведенных на стенку корпуса.
Сразу могу сказать, что старания разработчиков не были напрасными — как и у старшей модели, построение звуковой сцены и локализация источников у Veritas 6.2 безупречны (я специально выбрал тот же тестовый материал [1] для сравнения). Столь же объёмное пространство с чётко выраженным эшелонированием в глубину, и мне даже показалось, что эта акустика, хотя и несколько уменьшает масштаб некоторых инструментов, позиционирует их по ширине сцены более точно. Зона стереоэффекта действительно широкая, эти колонки можно демонстрировать в компании, и все слушатели окажутся в одинаковых условиях. Кстати, производитель рекомендует эту систему в качестве фронтальной для домашнего кино, и при такой направленности вполне можно обойтись без центрального канала.
Второй момент, который стоит отметить — характер верхнего регистра. В нём много воздуха, каждый удар по тарелкам сопровождается плотным облаком гармонических составляющих. Струнная группа окружена полупрозрачным ореолом обертонов, медные духовые звучат настоящей медью. И при этом ни малейшей резкости, ни акцентированных сибилянтов, лишь на фонограммах с очень насыщенным спектром чувствуется лёгкий «песочек».
Середина открытая, богатая подробностями, что особенно чувствуется на камерных произведениях. Хорош и вокал — он эмоционально насыщен и полон жизни. Понравилась и правильная передача тембров, на записи барабанов и перкуссий каждый удар различим, не кажется переглушенным или, наоборот, слишком звонким.
Низкочастотный регистр вполне адекватен калибру драйверов, он не настолько глубок, как у старшей модели, но с ним не будет проблем в небольшой комнате. Зато скорость и разборчивость в нижнем регистре порадуют даже очень взыскательного аудиофила. Если акустика стоит близко к стене, лучше заглушить порты, иначе возможны посторонние призвуки на большой громкости. При этом нижняя граница сдвигается вверх, но передача удара и демпфирование НЧ-диффузора заметно улучшается. Удар бочки становится более натуральным, с многочисленными резонансами и характерными вибрациями, хотя инфранизкая составляющая в значительной степени ослаблена.
Симфонический оркестр убедителен. Вполне адекватная динамика, узнаваемая атмосфера зала, масса нюансов, характерных для живого исполнения. Некоторые инструменты в верхней середине кажутся несколько тускловатыми (нелинейность вблизи раздела полос?), но в целом к музыкальному балансу придраться невозможно. На архивных фонограммах шум мастер-ленты не слишком выделяется, т.е. акустика вполне нейтральна в самой важной, среднечастотной области.
И хотя Veritas 6.2 звучат не столь фундаментально, сколь флагманские 6.3, они оказались более лёгкой нагрузкой для усилителя — по крайней мере, при его выборе можно ориентироваться не на способность раскачивать «тугую» акустику, а сосредоточиться исключительно на звуковых свойствах.
* http://www.salonav.com/arch/2011/05/048.htm.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- 20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006. Сборник аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом
Заявленные характеристики Energy Veritas 6.2
- Конфигурация 3 излучателя, 2,5 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 33 — 25000
- Чувствительность, дБ 92
- Максимальная подводимая мощность (RMS), Вт 225
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 8
- — минимальное 4
- Частоты разделения полос, Гц 700, 1900
- Габариты, мм 1022 х 197 х 357
- Масса, кг 22,5
- Отделка рояльный лак, лакированное красное дерево
- Цена за пару, руб. 53720
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты Energy Veritas 6.2
В целом импеданс трудно назвать ровным — после номинального значения 4,5 Ом (на 200 Гц) он резко растёт и на высоких частотах держится в пределах 8 — 13 Ом. Тем не менее это не слишком сложная нагрузка, тем более что выше 6 кГц она имеет практический активный характер. В верхнем диапазоне фаза меняется плавно и в очень небольших пределах, суммарный сдвиг не превышает 40 град. Это обещает хорошие пространственные характеристики и чёткую локализацию.
В левой части графика разными цветами показана характеристика с открытыми портами (зелёная кривая), с одной заглушкой (красная) и с двумя заглушками (фиолетовая). В последнем случае Veritas 6.2 превращается в закрытую систему с частотой собственного резонанса 72 Гц. Фазоинверторы настроены на 46 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Energy Veritas 6.2
Характеристика не слишком линейная, но без резких пиков и провалов. Видны плавные подъёмы на НЧ и ВЧ, что можно считать тонкомпенсацией, оживляющей звучание на небольшой громкости. Интерференционное взаимодействие вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос происходит лишь при больших отклонениях от оси, а повышенная отдача твитера компенсирует поглощение верхних частот в реальном жилом помещении. У этого излучателя прекрасная дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. При отклонениях от оси на 30 град. (зелёная кривая) АЧХ вообще не отличается от осевой вплоть до 20 кГц. Чувствительность АС средняя, порядка 90 дБ, что заметно облегчает выбор усилителя.
Фазоинвертор имеет довольно острую настройку, на его кривой видны две стоячие волны довольно большой амплитуды на 180 и 900 Гц.