ОТРЫВ ОТ РЕАЛЬНОСТИ
Виниловый проигрыватель Woodpecker от Dr. Feickert Analogue, трёхблочный ламповый усилитель Rogue Audio и акустика Canton Reference 2.2
Комплект с виниловым проигрывателем и ламповым усилением — что может быть привлекательнее для настоящего меломана? И в то же время нет ничего сложнее. Это задача со многими неизвестными, и кое-кто, так и не добившись желаемого результата, опускает руки. Мы же очередной раз попытаемся найти решение пусть и не слишком дешёвое, зато с минимальными компромиссами.
Заявленные характеристики предусилителя Rogue Audio Ninety Nine Phono
- Максимальное выходное напряжение, В 30
- Полоса воспроизводимых частот (±1 дБ), Гц 1 — 200000
- Выходное сопротивление, Ом 350
- КНИ, % <0,1
- Усиление, дБ
- — с линейных входов 23
- — с входов Phono ММ/МС 65/75
- Габариты, мм 432 x 140 x 356
- Масса, кг 12,3
- Цена, руб. 13830
Заявленные характеристики моноусилителя мощности Rogue Audio M-180
- Номинальная выходная мощность, Вт 180
- Диапазон воспроизводимых частот (±1 дБ), Гц 5 — 50000
- Коэффициент нелинейных искажений, % 0,1
- Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 4/8
- Входное сопротивление, кОм 200
- Номинальная чувствительность, В 1
- Габариты, мм 490 x 370 x 180
- Масса нетто, кг 25
- Цена за пару, руб. 271800
СИСТЕМА
- Виниловый проигрыватель Dr. Feickert Analogue Woodpecker (210900 руб.)
- Головка Denon DL-A100 (24100 руб.)
- Повышающий MC-трансформатор Fidelity Research FRT-3
- Предварительный усилитель Rogue Audio Ninety Nine Phono (138300 руб.)
- Усилители мощности Rogue Audio M-180 (252150 руб./пара)
- Акустические системы Canton Reference 2.2 DC (597000 руб./пара)
- Сетевой фильтр Monster Cable MP HTS 2600 (19999 руб.)
- Стойка Bell’O AVSC-2061 E (31950 руб.)
- Кабели:
- — межблочные (2 комплекта) Neotech NEI3001 1м (9548 руб./пара)
- — акустический Neotech NES3003 2,5м (20460 руб.)
- — сетевые (4 шт.) Silent Wire AC12 1,0 м (11800 руб./шт.)
Начнём с источника. Dr. Feickert Analogue — новая фирма на нашем рынке, хотя в Европе она хорошо известна энтузиастам High End Audio. Её основатель Кристиан Файкерт (Christian Feickert) действительно доктор наук, специалист по физике жидкостей и математике. Это стало неплохим фундаментом для его последующей конструкторской деятельности. Основав собственную фирму в 1996-м, Кристиан поначалу пытался создать цифровую технику, которая по качеству звучания не уступала бы аналоговой. И, как он признаётся, потерпев полное фиаско, вернулся к истокам и приступил к проектированию виниловых проигрывателей. Сейчас в активе компании четыре модели: Tripple, Twin, Blackbird и самая младшая — Woodpecker, впервые показанная на Мюнхенском High End Show в мае нынешнего года. Именно её мы и выбрали в качестве источника для своей системы.
Основанием проигрывателя служит плинт из специально обработанного MDF. Мелкодисперсная древесно-стружечная плита в течение некоторого времени выдерживается при высокой температуре, после чего ламинируется двумя слоями листового алюминия. После окончательной обработки торцы покрываются слоем вибропоглотителя на основе ацетатного волокна (коммерческое название «дерлин»). Сэндвич из материалов с различными механическими свойствами гасит резонансы и препятствует передаче вибраций от двигателя к тонарму и опоре главного подшипника. Диск изготовлен из того же дерлина, он, кстати, мягче акрила и по своим характеристикам вплотную приближается к винилу. На шпинделе сделана резьба для фиксации прижимной шайбы — она нужна, чтобы полностью распрямить пластинку. Особенность же подшипника в том, что шахта заполнена довольно густой смазкой, создающей повышенное сопротивление вращению. При таком подтормаживании стабильность скорости не зависит от внешней нагрузки, в частности, мгновенных изменений силы трения между иглой и пластинкой. Соответственно, понадобился и довольно мощный двигатель — в «Вудпекере» установлен настоящий немецкий Papst постоянного тока с усовершенствованной сервосистемой. Скорости переключаются кнопками слева от диска, рядом с ними выведены шлицы для точной подстройки.
Конструкция проигрывателя допускает установку тонармов любой длины, для чего в основании сделана диагональная прорезь со шкалой, проградуированной в миллиметрах. Наш экземпляр штатно комплектуется Jelco SA-750D с S-образной трубкой и съёмным шеллом. Этот 12-дюймовый тонарм с эффективной длиной 290 мм и массой 26 г сделан по мотивам известного Sumiko MMT и допускает работу с головками весом от 6 до 12 г (при установке дополнительного груза — до 20 г). Предусмотрено жидкостное демпфирование — для этого в опорный стакан заливается вязкое масло. Впрочем, производитель указывает, что в большинстве случаев можно обойтись и без него. Высота стойки регулируется в пределах 38 — 60 мм.
Картридж DL-A100 (24100 руб.) относится к элитной серии компонентов, выпущенных Denon к 100-летнему юбилею. Это МС-головка с низким (0,3 мВ) выходом, жёсткой, как у прототипа DL-103, подвижной системой и сферической заточкой иглы.
Фоносекция предусилителя Rogue Audio Ninety Nine Phono (138300 руб.) имеет чувствительность 1 мВ, поэтому мы добавили в систему винтажный повышающий трансформатор Fidelity Research FT-3. Линейный тракт преда построен на двойных октальных триодах 6SN7, которые ценятся за нейтральное звучание и чрезвычайно малые искажения. Схема в целом отличается чрезвычайно широкой (до 200 кГц) полосой пропускания, низким уровнем шумов и способностью выдать в линию сигнал амплитудой до 30 В. В источнике питания — 7 независимых стабилизаторов, выпрямитель на быстрых диодах и мощный анодный трансформатор.
Дизайн моноблоков Rogue Audio M-180 (252150 руб. за пару) не слишком типичен для ламповых конструкций. Светящиеся баллоны здесь не выставлены напоказ, а расположены в задней части корпуса под съёмной защитной решёткой. В выходных каскадах работают четыре пентода КТ90 по два в параллель. В ультралинейном режиме они отдают в нагрузку 180 Вт, предусмотрено и переключение в триод. Ток покоя каждой лампы регулируется отдельным триммером и контролируется по стрелочному амперметру. Спереди, под стальным кожухом, находятся два мощных трансформатора на EI-сердечниках — силовой и выходной. У последнего имеются отводы для акустики сопротивлением 4 и 8 Ом, которые выведены на солидные позолоченные клеммы Cardas.
Все остальные комплектующие тоже весьма серьёзные: усиленные печатные платы военного дизайна, полипропиленовые шунты на электролитических конденсаторах и тщательно отобранные лампы. Все компоненты Rogue Audio собираются вручную на фабрике в штате Пенсильвания.
Литеры DC в названии флагманской модели Canton Reference 2.2 (597000 руб. за пару) означают «Displacement Control». Это техническое решение, разработанное специалистами компании, сводит к минимуму неуправляемые смещения басовых диффузоров на инфранизких частотах. Колебания эти не слышны, но вызывают интермодуляцию, которая неизбежно сказывается на звучании.
Системы трёхполосные с четырьмя излучателями. НЧ-звено построено на двух 10-дюймовых басовых драйверах с алюминиевыми диффузорами и мягкими фирменными подвесами Wave surround. Они озвучивают диапазон от 18 до 200 Гц, а выше вступает 7-дюймовый среднечастотник аналогичной конструкции. Твитер, расположенный на уровне головы сидящего слушателя, имеет купол из алюминиевой фольги с керамическим напылением. Акустическая линза перед ним расширяет диаграмму направленности, производитель заявляет, что выше 15 кГц она приближается к круговой.
Обратите внимание на форму корпуса: зауженная сверху лицевая панель придаёт акустике необычный вид и снижает взаимодействие прямых и отражённых волн, тем самым выравнивая частотную характеристику. Чтобы излучатели не мешали друг другу, корпус разделён на три изолированных отсека. В НЧ-боксе имеется фазоинвертор, порт которого выведен в зазор между нижней стенкой и массивным основанием, развязывающим систему от пола. Стенки корпуса толщиной 50 мм (!) изготовлены из MDF и отделаны натуральным шпоном вишни. Выпускаются также варианты в чёрном или белом рояльном лаке. Массивные клеммы допускают четырёхпроводное подключение. Весит одна колонка более 60 кг.
Источник и предварительный усилитель запитывались через сетевой фильтр Monster MP HTS 2600 (19999 руб.). Он не только устраняет всевозможные помехи, проникающие из розетки, но и защищает потребителей от возможных скачков напряжения.
Честно говоря, согласование ламповых оконечников с акустикой, рассчитанной на 400 Вт подводимой мощности, поначалу мне показалось делом несколько рискованным. Тяжёлым диффузорам необходим высокий ток и уверенное демпфирование, в противном случае бас может оказаться медленным и размытым. По большей части опасения были напрасными — параллельное включение выходных ламп в M-180 обусловило низкое выходное сопротивление и, как следствие, хороший контроль низкочастотного звена. А ведь бас при проигрывании винила — пожалуй, главное преимущество перед CD. В чём я и имел возможность ещё раз убедиться. Контрабас на «Ella Swings Lightly» [1] объёмен, с резким щипком и богатыми обертонами, да и в целом характер звучания оригинального издания Verve 1958 г. передавался на редкость аутентично. Середина поистине ламповая — информативная и не утомляющая сверхвысокой контрастностью, когда подчёркиваются не столько полезные нюансы записи, сколько щелчки и шорохи. Слушать сам вокал — одно удовольствие, в нём столько тембральных и эмоциональных оттенков… Верх лёгкий, слышны даже прикосновения барабанщика к тарелкам, да и удар передаётся предельно естественно — мощно, открыто, с «искрой».
Да, камерный состав — не слишком сложное испытание для системы с такими усилителями и акустикой. По-настоящему она показала себя на серьёзных симфонических произведениях [2]. Бетховен, «Новый Филармонический Оркестр», дирижёр Сейдзи Озава, японский пресс с огромным динамическим диапазоном. Тут уже чувствуются все прелести аналогового тракта — высокое гармоническое разрешение, цельность и плавность течения музыки, великолепная нюансировка при почти реальном масштабе звуковой картины. И это притом что слушали мы не в комнате, а в большом зале с высокими потолками. Единственно, мне показалось, что нижний регистр подсушен, в нём не ощущалось раскованности и сочности, характерной для этой записи. Скорее всего, головка DL-A100 жестковата для этого тонарма, ей, как и прототипу DL-103, нужна эффективная масса раза в два-три больше. Но в этом варианте результат более чем впечатляющий. Любопытно, что, слушая CD, невольно анализируешь звучание, а в хорошем виниловом тракте моментально сосредотачиваешься на музыке, переставая замечать неизбежные артефакты механического воспроизведения. Здесь, конечно, нужно сделать комплимент оконечникам M-180 — они дают очень мощный драйв с минимальной окраской и без потери разборчивости на пиковых уровнях. Поэтому и рок [3] слушать интересно — драйв сродни транзисторному, а ощущение раскованности и достоверности чисто ламповое. Поэтому слушать можно долго без малейших признаков усталости.
Чувствуется и высокий класс проигрывателя — это он создаёт непрерывное, стабильное в пространстве и времени музыкальное полотно с чёткой ритмической основой. Даже не верится, что всё это изначально формируется крошечной алмазной иглой, кажется, что музыка каким-то неведомым образом возникает сама по себе. Такой отрыв от реальности случается не слишком часто, но уж если это удаётся, считайте задачу выполненной.
Заявленные характеристики АС
Canton Reference 2.2 DC
- Конфигурация 4 излучателя 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 18 — 40000
- Чувствительность (1 Вт/1м), дБ 89
- Подводимая мощность, средняя/пиковая, Вт 400/700
- Сопротивление, Ом 4 — 8
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Частоты раздела полос, Гц 200/2800
- Габариты, мм 1200 х 350 х 505
- Масса, кг 60,5
- Цена за пару, руб. 597000
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Ella Fitzgerald, «Ella Swings Lightly». Verve, USA, 1958
- 2. Beethoven, Symphony #9 «Choral». Cond. Seiji Osawa. Philips, Japan, 1974
- 3. Ozzy Ozbourne, «Dairy of a Madman». Epic, UK, 1981