ВОИНСТВЕННЫЕ ЛИЛИПУТЫ
С ситуацией, когда небольшой музыкальной или театральной системе требуется басовая поддержка, но сабвуфер ставить решительно некуда, сталкиваются многие. И хорошо, что производители хай-фая взялись решать эту проблему. В последние год-два в продаже появилось немало компактных бас-машин с очень приличными характеристиками. Вот такие модели мы собрали вместе, чтобы выявить их боевой потенциал.
- DALI Fazon SUB 1 13270 руб.
- Cambridge Audio MINX X200 17900 руб.
- Jamo Sub 800 18750 руб.
- Bowers&Wilkins ASW608 19577 руб.
- REL T5 24500 руб.
- Energy ESW-M8 27780 руб.
- PSB HD8 29270 руб.
- Velodyne MicroVee 34500 руб.
- Sunfire HRS-10 41000 руб.
- Dynaudio Sub 250 Compact 41160 руб.
- 7 раз отмерь
Подбирая сабвуферы для этого теста, мы намеренно отошли от селекции по калибру драйвера. Сейчас нас не интересует, чем создаётся звуковое давление, главное — габариты. Поэтому здесь вы встретите модели с головками 6,5, 8 и даже 10 дюймов. Оказывается, в корпус размером не более 30 см по любой стороне (главное ограничение в нашем тесте) можно вписать и такой солидный басовик.
Ни в одной модели вы не найдёте фазоинверторного акустического оформления. При малом литраже получить настройку на низкую «сабвуферную» частоту можно лишь за счёт очень большой трубы. Иными словами, при таком оформлении все микросабы внешне стали бы напоминать печи-буржуйки, уменьшенные, правда, в несколько раз. Поэтому у большинства моделей используются пассивные излучатели. Альтернативное оформление — «закрытый ящик».
Формально мы не задавали ни нижнего, ни верхнего ценового порога. С верхним всё ясно — компактных, но очень дорогих сабвуферов в природе просто не существует. А нижний порог определился сам по себе исходя из минимального функционала. Любой из кандидатов должен отвечать требованиям трифонической системы 2.1, т.е. иметь стереофонический вход с регулятором уровня, фильтр с перестройкой частоты и как минимум инвертор фазы. В итоге отсеялись все самые дешёвые и простые модели, не представляющие интереса для меломана.
При прослушивании мы использовали несколько музыкальных программ, наиболее проблемных для сабвуферов: джазовые композиции с акустическим басом, органные произведения, записи огромных японских барабанов и фрагменты больших симфонических концертов, где очень важно передать низкочастотную «объёмную» составляющую акустической среды. Так что нарезка из роковых треков с динамичной перкуссией и бочками различной тяжести была далеко не самой сложной частью прослушиваний.
Основным видом подключения в испытаниях был низкоуровневый, но если в сабвуфере имелись и акустические клеммы, то ему «давали слово» и в таком режиме. Нам было интересно испытать все возможности маленьких творцов большого баса.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (134000 руб.)
- Интегральный стереоусилитель Bryston B-100 SST (217000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/3600 руб.)
Ударная доза
Поскольку разброс цен на компактные сабвуферы весьма велик, мы вынуждены распределить все испытанные модели на две ценовые группы и выявить победителей в каждой. Младшую лигу составят сабвуферы ценой до 25 тысяч, а старшую — модели подороже. Кстати, получилось строго поровну.
Итак, в первой группе наиболее музыкальными оказались DALI Fazon SUB 1 (13270 руб.) и Bowers&Wilkins ASW608 (19577 руб.). Учитывая, что они ещё и достаточно универсальны, оба аппарата достойны наград. Британский саб получает Grand Prix за совокупность лучших качеств, а датский — «Рекомендацию» за поразительно высокое соотношение качество/цена.
Модели Cambridge Audio MINX X200 (17900 руб.) и Jamo Sub 800 (18750 руб.) смотрятся выигрышно лишь по количественному критерию размер/мощность баса. Если ставится задача получить максимальную басовую поддержку при минимальных габаритах, то стоит выбирать эти модели. Но музыкальными их можно назвать с большой натяжкой — это чисто театральные штучки.
Самый солидный в младшей группе сабвуфер REL T5 без наград остался только ввиду своей цены (24500 руб.) и специфики. Британцы попытались совместить в этой компактной модели и точность баса, и силу, но, наверное, стоило сосредоточиться на чём-нибудь одном.
В группе более дорогих моделей лидеров выявить уже не так просто. Откровенно театральным «количественным» басом обладает только Energy ESW-M8 (27780 руб.) и суперкомпакт Velodyne MicroVee (34500 руб.), оба с пассивными излучателями. Но PSB HD8 (29270 руб.) доказал, что и такая конструкция имеет музыкальный потенциал. У этой модели продвинутый блок входов/выходов, лучше быстрая динамика — её вполне можно рассматривать в качестве кандидата в трифоническую систему высокого уровня. И за такое сочетание качеств, возможностей и цены он и заслуживает нашу «Рекомендацию».
Главный приз разыграют между собой Sunfire HRS-10 (41000 руб.) и Dynaudio Sub 250 Compact (41160 руб.). По цене почти полный паритет, по габаритам тоже — хотя и не самые миниатюрные, но в пределах допустимого. По возможностям настройки лёгкий перевес у «американца», а по возможностям расширения системы — перевес у «датчанина». Sunfire HRS-10 чуть капризнее в согласовании, чем Dynaudio Sub 250 Compact. Зато у него драйва больше — этот саб сумеет воспроизвести самый мощный и низкий удар, в чём ему соперник уступает. Однако у «датчанина» бас резвее, точнее, и потому он почти идеально вписывается в общую картину…
Взвешивать «за» и «против» можно до бесконечности, но всё равно получится, что по очкам оба сабвуфера идут вровень, хотя совершенно различны по идеологии. Поскольку мы чтим идеалы Hi-Fi, то проголосуем за точность — присуждаем Grand Prix модели Dynaudio Sub 250, а «Рекомендацию» — Sunfire HRS-10.