Истина должна быть пережита, а не преподана.
Герман Гессе
…И НИЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ
Техника, которую мы слушаем в этот раз — особенная. Она спроектирована и изготовлена в России, и все компоненты объединены четко сформулированной философией True&Clear. О том, как она воплощается в железе, мы познакомимся на примере флагманской акустической системы Clavis III.
Слово «философия» мне придётся употреблять неоднократно, что в данном случае вполне оправданно. То, что мы будем слушать — результат многолетней работы, постепенного совершенствования собственного мировоззрения и, как следствие, подходов к конструированию аппаратуры.
Единственный «внесистемный» компонент — BD-проигрыватель Marantz UD8004, который в нашем случае используется как транспорт. Он не нарушает концепции, поскольку система реклокинга Doctor Clock с эталонным тактовым генератором, применяемая в цифро-аналоговом преобразователе Codex II (78000 руб.), настолько эффективно подавляет джиттер, что транспортом может служить любое устройство, включая компьютерный привод и медиасервер с жёстким диском. Конвертор принимает сигнал PCM с разрешением 44,1/16, 48/24, 88,2/24 и 96/24, а за преобразование цифры в аналог отвечают мультибитные ЦАПы, раздельные для каждого канала. Аналоговая часть построена на микросборках из заказных дискретных элементов — от микросхем BurcevAudio Lab полностью отказалась более года назад.
В предварительном усилителе Proximus III (130000 руб.) функции управления, регулировки и контроля возложены на микропроцессор. С его помощью задаются громкость, баланс и тембр, а также реализована тонкомпенсация. Вся частотная коррекция производится исключительно путём изменения уровня в каждой из полос (в пределах ±6 дБ относительно среднечастотного канала), каких-либо фильтров в тракте нет. Более того, в нём нет и никакой «цифры» — все регулировки аналоговые.
Обратите внимание, что на лицевой панели предусилителя ни кнопок, ни регуляторов. Их заменяет сенсорный ЖК-дисплей с оригинальным графическим интерфейсом, цвет и яркость которого можно менять. Его дизайн разработан студией Артемия Лебедева. Процессор также мониторит напряжение сети и при повышении его до 240 В отключает питание акустики. Систему можно защитить пин-кодом, например, от чересчур любознательных детей. Концепция True&Clear подразумевает архитектуру «двойное моно» и отсутствие в звуковых цепях электролитических конденсаторов, вместо которых используются заказные фторопластовые. В источниках питания реализована схема «виртуальной батареи», позволяющей изолировать вторичные цепи от сетевых помех. Монтаж навесной, выполнен позолоченным никелевым проводом с учётом кратчайшего пути сигнала.
Абсолютное большинство комплектующих компания заказывает у предприятий российской электронной промышленности, причём их качество соответствуют требованиям военной приёмки. Лицевые панели у компонентов серии II представляют собой 10- миллиметровые пластины из фрезерованного алюминия. А серия III вообще выпускается в антирезонансных корпусах, отфрезерованных из цельной заготовки.
Все звуковые кабели в системе имеют никелевые проводники во фторопластовой оболочке. По мнению Леонида Бурцева, они не дают окраски и тембральных искажений, присущих даже самой чистой меди, несмотря на то, что удельное сопротивление никеля в шесть раз выше. Не исключено, что позднее мы рассмотрим этот феномен более подробно, отдельно протестировав кабели True&Clear.
Но максимально приблизиться к правдивому и чистому звучанию удалось за счёт многополосной активной акустики Clavis III (980000 руб.) в которой каждый излучатель работает от собственного усилителя мощности. Кросовеер в них представляет собой входной разделительный конденсатор, чем обеспечивается максимально короткий путь сигнала.
При этом из тракта исключаются сложные разделительные фильтры и акустические кабели, т.е. элементы, чьё вредное и, главное, непредсказуемое влияние на звук невозможно переоценить.
Высокочастотное звено — электростатическое. Это возрождённая из небытия и доработанная конструкция ВНИИРПА 80-х годов, изготовленная в Санкт-Петербурге. Помимо главных достоинств — большой площади излучения при минимальной инерционности — твитер имеет стабильные характеристики в течение колоссального срока службы, Так, первые образцы, изготовленные 40 лет назад, прекрасно работают до сих пор, да и сжечь их нельзя. Леонид считает, что верхний диапазон можно воспроизводить только мембраной, масса которой соизмерима с массой перемещаемого ею воздуха. Лишь в этом случае появляются нюансы, которые можно услышать при живом исполнении.
Подружить электростаты с диффузорными басовиками в одной системе непросто, уж слишком разные у них скоростные характеристики. В Clavis согласующим звеном стали сверхлёгкие безынерционные среднечастотники с шёлковым подвесом, бумажным диффузором и однослойной звуковой катушкой, намотанной алюминиевым проводом. Его конструкция позаимствована у широкополосников, применяемых в 80-е годы.
В низкочастотной секции установлена пара 10-дюймовых драйверов ScanSpeak с большим ходом диффузора, резиновым подвесом и низкой резонансной частотой. Работают они в закрытом оформлении с небольшим сдвигом по частоте, и каждый от собственного усилителя.
Соответственно, всего в Clavis четыре оконечника, из которых два (СЧ и ВЧ) в классе А, а остальные — в усовершенствованном АВ. Для них была разработана собственная схемотехника на полевых транзисторах, которая ранее нигде не применялась. При разбивке на полосы от усилителей не требуется большая мощность, что позволило в выходных каскадах обойтись всего одной парой транзисторов. Внутренняя разводка выполнена позолоченным никелевым проводом, каждая система собирается и настраивается вручную.
Жёсткий, полностью лишённый резонансов корпус отделывается ценными породами дерева по индивидуальному заказу.
Самое интересное, что в создании Clavis участвовали многие известные музыканты, среди которых Галина Вишневская, Юрий Башмет и Игорь Бутман. Они привлекались в качестве экспертов для оценки звучания опытных образцов. Кроме того, и сами разработчики постоянно сравнивали звучание своей техники с тем, что они слышали в концертном зале. Поскольку наиболее показательным и доступным образцом у нас стала классическая музыка, то Clavis отстраивались с ориентацией именно на нее. Можно согласиться с Леонидом, что другие жанры будут и подавно подвластны этой акустике.
В качестве эталона также используется и концертный рояль, который стоит в комнате прослушивания. Сама комната полностью развязана от здания, стены заглушены несколькими слоями звукопоглотителя разной плотности.
Говорят, что первое впечатление самое верное, но в данном случае это не так. Поставив «Планеты» Густава Холста, я испытал некоторый дискомфорт: всё звучало динамично, контрастно, но как-то неправильно. Звуковая сцена в привычном представлении отсутствовала, так же как и локализация мнимых источников. Точнее, отсутствовали сами мнимые источники, вместо них возникли неожиданно реальные инструменты, причём мне показалось, что каждый музыкант старался привлечь внимание слушателя именно к своей партии. Соответственно, полностью нарушенным казался и музыкальный баланс — всякий раз внимание отвлекалось то на скрипки, то на гобой, то вдруг из общего строя выделялся кларнет или ксилофон. Слушалось это безумно увлекательно, но ощущение лёгкого недоумения не проходило. Минут через десять я понял, что странности восприятия вызваны тем, что звучание системы не вписывалось в привычные, выработанные за долгие годы стереотипы. Отсутствовали многие условности звуковоспроизведения, к которым слух притерпелся и перестал замечать. Здесь от собственно воспроизведения мало что осталось, этот процесс как бы выведен за скобки — точно так же маститый музыкант не думает о технике исполнения, а полностью сосредотачивается на художественном и эмоциональном содержании.
Что касается звуковой сцены, то она, безусловно, есть, но намного сложнее, поэтому кажется не слишком упорядоченной. Впрочем, то, что мы часто называем порядком, на самом деле — схематичность, результат многих компромиссов и упрощений. Clavis создают звуковую картину, максимально приближённую к реальности, эти системы невероятно правдивы. Другое дело, что правда бывает очень разной, и не все к ней могут быть готовыми. Скажите, много вы слышали живой музыки — неважно какой, классической или клубной, — которая бы звучала идеально, как на студийном CD? Конечно, при сведении концертных треков кое-что можно подправить, но далеко не всё, да и нужно ли? Ведь идеальная полировка записи убивает жизнь.
Скрипичные концерты Сибелиуса в исполнении Анны-Софи Муттер — одна правда, «Steel Weels» Rolling Stones — совсем другая. В первом случае исполнение захватывает красотой и виртуозностью, и, чтобы нажать кнопку STOP, нужно сделать над собой изрядное усилие. Да и запись выполнена настолько безупречно, что анализировать звучание как таковое совершенно не хочется. Приходится ловить какие-то незначительные нюансы, и занятие это быстро надоедает из-за своей бессмысленности. У «Роллингов» же, наоборот, форма явно доминирует над содержанием — напор, мощнейшие вибрации, рубленый ритм. Заводишься сразу, несмотря на то, что тексты вообще ни о чём, звуковая картина плоская, как стена, а бочка и вокал задавлены лимитерами… Но это тоже правда, только в понимании Криса Кимси, продюсера альбома, и ваше личное дело, принимать её или нет.
«Дон Жуан» с участием Рене Якобса на Blu-ray и выводом картинки в Full HD на проекционный экран — ещё одно маленькое откровение. Без сабвуфера и центрального канала звучание было не только полноценным, оно было объёмным, насыщенным и предельно достоверным. Вокальные партии, оркестровое сопровождение и все фоновые нюансы, присущие театральной постановке, — казалось, сделай несколько шагов, и сам окажешься на сцене. Так что два идеально согласованных канала вполне могут заменить пять разнокалиберных.
И напоследок всё-таки формальный тест — китайские барабаны со сборника «Burmester Vorfuhrungs». Запись не так проста, как кажется, в ней несколько пространственных планов, причудливый ритмический рисунок, не говоря уже о количестве тембральных оттенков в низкочастотной области. И снова нет ощущения, что воспроизводится запись, хотя мне сначала показалось, что самый нижний бас в Clavis III слегка передемпфирован, послезвучия больших барабанов короче, чем обычно, без длинного хвоста затухающих колебаний. Но что более правильно — свободный, расслабленный удар фазоинверторной системы или быстрый, собранный бас в закрытом корпусе? По способности держать ритм Clavis III равных нет, у них такая скорострельность, что кажется, будто барабанов на фонограмме было больше, чем обычно.
Как всегда, к хорошему привыкаешь быстро, интересно, сколько времени потребуется, чтобы вновь переключиться на массовую технику?
Заявленные характеристики Codex II
- Преобразуемые форматы PCM, кГц\бит 44,1/16, 48/24, 88,2/24, 96/2
- Точность внутреннего тактового генератора, ppm ±0,1
- Соотношение сигнал/шум, дБ 96
- Цифровые входы RCA х 2, AES/EBU
- Аналоговые выходы RCA, XLR
- Размеры, мм 435 х 100 х 460
- Масса, кг 5,0
- Отделка черный, серебро
- Цена, руб. 78000
Заявленные характеристики Proximus III
- Входы RCA х 4, XLR
- Выходы RCA х 4, XLR
- Отношение сигнал/шум, дБ 100
- Полоса воспроизводимых частот, Гц 10 — 100000
- Диапазон регулировки громкости, дБ 120
- Габариты, мм 435 x 300 x 95
- Масса, кг 12
- Отделка любой из цветов RAL по заказу
- Цена, руб. 130000
СИСТЕМА
- Транспорт Blu-ray Marantz UD8004
- ЦАП True&Clear Codex II (78000 руб.)
- Предусилитель True&Clear Proximus III (130000 руб.)
- Активные АС True&Clear Clavis III (980000 руб.)
- Кабели True&Clear:
- — цифровой коаксиальный Digitalis 0,7 м (5000 руб.)
- — межблочные RCA Translatio 0,7 м (7000 руб.)
- — сетевые кабели Energia 1,5 м, 3 шт (16000 руб.)
- — Trinus — межблочный + сетевой кабель для подключения АС Clavis, 2 х 3 м (25000 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Gustav Holst, «The Planets, Op.32». DECCA, 2004
- Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Rolling Stones «Steel Wheels». Virgin, 1989
- V.A. Mozart, «Don Giovanni». Rene Jacobs, Baden-Baden Festspielhaus. Harmonia Mundi, 2006. Blu-ray
- Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA, 1996
Заявленные характеристики Clavis III
- Конфигурация 4 излучателя, 4 полосы
- Акустическое оформление НЧ-секции закрытое
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 20 — 30000
- Частоты раздела полос, Гц 200/5000
- Условная акустическая мощность*, м3 150
- Габариты, мм 1650 х 310 х 470
- Масса 1 шт., кг 120
- Отделка под заказ, ценные породы дерева
- Цена за пару, руб. 980000
- *Объем помещения, в котором АС полностью воссоздаёт звуковое давление симфонического оркестра или биг-бэнда, измеренное в восьмом ряду партера.
помимо большой площади излучения при минимальной инерционности, твитер имеет стабильные характеристики в течение колоссального срока службы
в создании Clavis участвовали такие известные музыканты, как Галина Вишневская, Юрий Башмет и Игорь Бутман
звучание системы не вписывалось в привычные, выработанные за долгие годы стереотипы. Отсутствовали многие условности…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Леонид БУРЦЕВ, главный разработчик BurcevAudio Lab
Индустрия держится на круговой поруке, когда дубовые динамики маскируют грязь электроники. Самое страшное, что звукорежиссёры тоже становятся заложниками этой ситуации, поскольку вынуждены работать на несовершенной технике. Вырваться из порочного круга можно, лишь начав с чистого листа. Осознание этого факта и позволило нам создать Clavis.
* * *
Мы стремимся к истине, поэтому такие музыканты, как Гергиев, Башмет, Вишневская и Образцова для нас высшая инстанция. Самая оптимальная обратная связь, когда разработчик ходит на концерты и сравнивает то, что он слышал в концертном зале, со звучанием своей техники.
* * *
Clavis не просто активные колонки, а философия, воплощённая в железе. С ней можно спорить, но есть убедительное доказательство правоты — звучание нашей системы. Результат не оставляет сомнений, и улучшать можно только сами записи. Над этим сейчас и работаем. Если же мы кого-нибудь критикуем, то лишь потому, что очень любим музыку, и нам обидно, как с ней обращаются.
* * *
Аппаратура не должна иметь собственного характера звучания — она лишь посредник между первоисточником (живой музыкой) и слушателем. При этом никакие интерпретации недопустимы. Все разговоры о всевозможных звуковых школах — полная чепуха, это оправдания инженеров, которые не могут сделать правильно. Более того, они убеждают всех, что именно так и должно быть, это их видение. Если в колбасе нет мяса, мы возмущаемся, а почему мы должны терпеть, когда аппаратура воспроизводит не музыку, а набор звуков?
* * *
Наша работа не просто бизнес, это борьба за честность в музыке, за то, чтобы человек, живущий в глубине России, мог услышать музыку так, как она звучит в Мариинке или Большом театре. Я не хочу, чтобы какой-то инженер или менеджер определял то, как я должен слышать, я хочу слушать именно так, как это звучало в оригинале.
* * *
Хотим, чтобы людям было хорошо в России, чтобы продукт был российский, чтобы люди больше слушали хорошей музыки, чтобы они были добрее. После нашего звука жизнь у многих меняется — они больше думают о прекрасном и совершенствуются духовно.