САМ СЕБЕ КЭМЕРОН
В последнее время стало модно ругать киноиндустрию за стремление к месту и не к месту навязать зрителю трёхмерную картинку. Спора нет, некоторые фильмы действительно создают ощущение, что 3D-эффектами в них пытались заменить и сюжет, и операторскую работу, и игру актёров. Но сейчас у любителей домашнего видео появился шанс самостоятельно снять трёхмерный ролик так, как они считают нужным.
Серьёзные собаководы с большой опаской встречают появление новых голливудских фильмов о наших четвероногих друзьях. После них миллионы зрителей немедленно проникаются любовью к братьям меньшим и стройными рядами отправляются в питомники, где выкладывают за щенков изрядные суммы. Однако с этого момента мелодрама перерастает в форменный хоррор. Принеся домой милое создание, многие оказываются совершенно неготовыми к тому, что впереди не только игры, но и серьёзное воспитание, общение с ветеринарами, а также съеденная обувь и испорченная мебель. Итог предсказуем: собаки в лучшем случае оказываются в приютах, а жертвы кинематографа стараются не вспоминать о пережитом.
Так вот, есть опасение, что горячо, но легкомысленно полюбив 3D, голливудские студии недооценили специфику формата и только теперь начинают осознавать всю серьёзность ситуации, в которой они оказались. Когда Джеймс Кэмерон снимал «Аватар», объёмное изображение стало для него одной из нескольких сверхсложных технологий, необходимых для того, чтобы зрители увидели мир Пандоры именно таким, каким его десять лет придумывал режиссер. Сногсшибательная картинка стоила команде мегапрофессионалов трёх лет напряженной работы и астрономических денежных затрат на создание новых съёмочных приёмов.
Однако братия голливудских продюсеров привыкла мыслить несколько другими категориями. Для них главным стало то, что, сняв фильм в 3D, Кэмерон поставил с ног на голову весь кинопрокат и заработал кучу денег. Значит, всё просто — быстро запускаем производство трёхмерных фильмов на поток и строим зрителей в очередь за билетами. Сказано — сделано, и народ действительно пошёл на «трёхмерку». Вот только оказалось, что объёмная фантастика, созданная мечтателем-максималистом с отличным коммерческим нюхом (невероятно редкое сочетание), сильно отличается от череды проектов, изначально задуманных ради «3D» на афише. Зрители этот финт уже раскусили — в последние месяцы в кинопрокате США соотношение числа билетов, проданных на сеансы 3D и 2D, стало медленно меняться в пользу последних.
Впрочем, не будем пессимистами. Поклонников у объёмного кино предостаточно, и хорошие фильмы, разумеется, тоже ещё будут. Ну а в ожидании них можно попробовать снять кино в 3D самому. Пусть и без кэмероновского бюджета, зато с неформальным подходом к делу и полной свободой творческих идей. Совсем недавно JVC и Sony выпустили пару трёхмерных камер, рассчитанных именно на любителей, но предлагающих очень серьёзный уровень качества картинки. По сути, это первые бытовые 3D-аппараты, снимающие объёмное изображение в честном разрешении Full HD, и пройти мимо таких знаковых новинок мы, разумеется, не могли. Давайте посмотрим, насколько и в каком направлении они могут расширить потенциал домашней видеостудии.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ТОНКОСТИ
Многие помнят, что любительские камеры научились более-менее серьёзно снимать 3D в конце прошлого года, когда Panasonic выпустил в продажу модель HDC-SDT750 (www.salonav.com/arch/2011/02/062.htm). Затем последовало появление двуглазого объектива, наделяющего возможностями объёмной съёмки фотокамеры Lumix, и самодельные трёхмерные ролики окончательно утратили статус малодоступной экзотики. Тем не менее до самого недавнего времени получить объёмную картинку в полноценном разрешении Full HD, то есть 1920 х 1080, на каждый глаз для непрофессионалов было задачей практически невыполнимой. Дело в том, что ключевым компонентом вышеописанных устройств является оптика, одновременно проецирующая оба кадра стереопары на одну-единственную матрицу. Правый и левый кадры при этом сжимаются по горизонтали ровно в два раза с соответствующей потерей чёткости. Ко всему прочему, такая конструкция не позволяет менять фокусное расстояние оптики, так что изменить масштаб снимаемого объекта не получится. |
СТОП, СНЯТО!
Ну что же, энтузиастов трёхмерной съёмки можно поздравить. Теперь они могут не только критиковать или восторгаться творениями профессиональных режиссёров, но и самостоятельно снимать объёмные ролики в качестве, вполне достойном современных 3D-телевизоров.
Две половинки стереоизображения, каждая из которых обладает полноценным разрешением Full HD и записывается с достаточно высоким битрейтом — это, безусловно, прорыв. Дался он инженерам явно нелегко: для обработки настолько серьёзных цифровых потоков JVC пришлось разработать совершенно новый видеопроцессор — Falconbrid, а конструкторы Sony смонтировали в новой камере сразу два модифицированных чипа Bionz.
Ещё одна сложная проблема, которую пришлось решать, это синхронность работы систем автофокусировки и зумирования. Объектив обычной камеры может выполнить команду с задержкой в десятые доли секунды, да и сама автоматика иногда немного промахивается с установками — в большинстве случаев оператор этого просто не замечает. Однако если в стереорежиме объективы начнут наезжать с разной скоростью, объёмная картинка попросту рассыплется.
Одним словом, работа была проделана большая, и отрадно, что результаты получились вполне убедительные.
Оба сегодняшних испытуемых вполне достойны звания «Выбор эксперта», однако они далеко не идентичны, так что нужно обязательно учитывать тонкие особенности каждой модели. Меньшая кратность оптики и более высокий битрейт записи обеспечивают JVC GS-TD1B некоторое преимущество в чёткости трёхмерной картинки, особенно на периферийных участках кадра. С другой стороны, Sony HDR-TD10E может похвастаться как широкими углами обзора, сильно облегчающими съёмку с близкого расстояния, так и возможностью приблизить объект в шесть с половиной раз. Не будем забывать и о многоканальном звуке — особой масштабностью он в силу близкого взаиморасположения микрофонов не отличается, но на общую эффектность ролика влияет самым положительным образом.
JVC GS-TD1B | Sony HDR-TD10E | |
Формат компрессии | 2D: MPEG4-AVC/ H.264, 3D: MP4 (MVC)/ AVCHD | 2D: MPEG4-AVC/ H.264, 3D: MP4 (MVC)/ AVCHD |
Форматы HD-сигнала | 1080/50i, 1080/50p | 1080/50i, 1080/50p |
Матрица | 2 x 1/4,1” 3,32 Мп CMOS | 2 x 1/4” CMOS Exmor R; 4,2 Мп |
Эффективный размер матрицы (Мпикс.) | 2,07 (видео); 2,07/2,98 (фото 3D/2D) | 1,99/2,65 (видео 3D/2D); 2,65/3,54 (фото 16:9/4:3) |
ЖК-монитор | 3,5” LCD; 16:9; 920 тыс. пикс. | 3,5” LCD; 16:9; 1230 тыс. пикс. |
Видоискатель | нет | нет |
Цифровой Zoom | 200х | 160х |
Стабилизатор изображения | цифровой | оптический |
Объективы | ||
Фокусное расстояние (35-мм. эквив.), мм | 42 — 210 (3D); 37,3 — 373 (2D) | 34,4 — 344 (3D); 29,8 — 357,6 (2D) |
Светосила | F1,2 — 2,28 | F1,8 — 3,4 |
Оптическая кратность (3D/2D) | 5х/10x | 10х/12x |
Крепление насадок, резьба, мм | нет | нет |
Коммутация | ||
HDMI | да (miniHDMI) | да (miniHDMI) |
Компонентный выход | нет | да |
DV/HDV (IEEE 1394) | нет | нет |
USB | да | да |
Композитный вход/выход | нет/да | нет/да |
Гнезда для наушников/ микрофона | да/нет | да/да |
Общие характеристики | ||
Встр. микрофон | стерео | 5-канальный, зум |
Встроенный видеоосветитель/ вспышка | нет/нет | нет/да |
Габариты, мм | 102 х 64 х 186 | 86,5 х 74 х 148,5 |
Масса с аккумулятором, г | 675 | 725 |