ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Если бы мы взялись описывать историю JBL, она бы заняла целиком несколько номеров журнала. Такие долгожители — а в нынешнем году компании исполнилось 65 лет — редкость для хай-файной индустрии. Количество моделей акустики, как студийной, так и домашней, выпущенной за это время, не поддаётся исчислению. Казалось бы, придумать что-то новое уже невозможно, но при проектировании юбилейной серии Studio One удалось найти оригинальные решения — и дизайнерские, и инженерные.
По традиции знакомство с новой линейкой начнём со старшей модели — Studio 190.
Её особенности бросаются в глаза сразу: на лицевой панели два съёмных гриля, сходящихся зауженными частями к зрительному центру, в котором находится логотип JBL. Соотношение частей — примерно 1/0,6, что соответствует принципу «золотого сечения», благодаря чему колонки кажутся очень пропорциональными и гармоничными, на них буквально глаз отдыхает.
Под верхним грилем спрятан 4-дюймовый среднечастотник с диффузором из фирменного полимера PolyPlus и твитер, дюймовый купол которого изготовлен методом напыления керамики на алюминиевую фольгу. Эта технология запатентована под названием CMMD Lite. Оба излучателя установлены на пластиковой платформе, в которой для твитера сделан волновод Bi-Radial с горизонтальным раструбом. Он, по идее, должен расширять диаграмму направленности, но слева имеется препятствие в виде высокой пластиковой накладки, которая при малой длине волны (т.е. именно на высоких частотах) может эту самую диаграмму ограничивать. Кроме того, правая и левая колонки не образуют зеркально симметричной пары, и не исключено, что звуковая сцена может быть смещена относительно центра. Но не будем забегать вперёд, такая конструкция наверняка придумана неспроста и имеет заранее просчитанные свойства.
В нижней части корпуса установлены два 6,5-дюймовых драйвера PolyPlus в фазоинверторном оформлении, порт выведен назад. Системы трёхполосные, с частотами раздела 800 и 3200 Гц. Предусмотрено магнитное экранирование.
Корпус изготовлен из MDF толщиной 20 мм и имеет качественную отделку под вишнёвое дерево. Все модели Studio One выпускаются также в чёрном цвете.
Помимо наших испытуемых, в линейку входят более компактные напольные Studio 180 с одним басовым драйвером (21980 руб. пара), центральный канал Studio 120С (13980 руб.) и полочные мониторы Studio 130 (8990 руб. пара). Как видите, из этих моделей можно составить стильную и не слишком дорогую систему любой конфигурации.
Долго греть эти колонки не пришлось, свой характер — открытый, динамичный и вполне комфортный — они показали сразу. Удивительно, что при радикальных отличиях от традиционных канонов JBL системы сохранили узнаваемый фирменный почерк. Типично американский саунд, но без тембральных вольностей, присущих рупорной акустике. Верхний диапазон ярковат, зато он может похвастаться феноменальным разрешением с микроскопической детальностью и подкупающей тембральной точностью. Удар по тарелкам реально бьёт по ушам, при этом их спектр чист и естественен, изобилует массой характерных послезвучий.
По ходу прослушивания выяснилось, чем обусловлена столь странная с точки зрения классической теории конструкция. Звучание на верхних частотах действительно зависит от того, под каким углом каждая из колонок «смотрит» на слушателя, что и подтвердили наши измерения (см. подрубрику «7 раз отмерь»). При этом максимально информативный верх и правильную сцену можно получить в любых, даже не самых благоприятных условиях — например, если одну из АС поставить вплотную к боковой стене — просто подобрав на слух нужное направление. Насчёт звуковой сцены я не оговорился, она строится, в том числе, и за счёт ранних отражений, а они уже частично заданы конструктивно, и поэтому ширина панорамы меньше зависит от расположения колонок в комнате. Разумеется, лучше всего, если они и слушатель находятся в углах равностороннего треугольника, но в реальной жизни это не всегда возможно.
Бас, вероятно, и не фундаментально глубок, но вполне разборчив и быстр. Удар передаётся резко и внятно, лишь у самой нижней границы диапазона контроль диффузоров слегка ослабевает. Масштаб симфонического оркестра передается во всем великолепии, по всей ширине комнаты.
Звучание в целом слитное и на редкость энергичное, в некоторые записи, особенно если это рок или традиционный джаз, Studio 190 способны вдохнуть новую жизнь. И главное, эти системы прекрасно звучат как на большой, так и на малой громкости, с ними можно и вечеринку устроить, и серьёзную музыку послушать.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
- 2. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
Заявленные характеристики JBL Studio 190
- Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 40 — 22000
- Чувствительность (2,83 В/1 м), дБ 90
- Номинальное сопротивление, Ом 8
- Частоты раздела полос, Гц 800\3200
- Крутизна фильтров, дБ/окт 6
- Максимальная подводимая мощность, Вт
- — продолжительная 100
- — пиковая 400
- Габариты, мм 1121 х 200 х 375
- Масса, кг 22,1
- Отделка вишня, матовая чёрная
- Цена за пару, руб. 29980
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты JBL Studio 190
Фазоинверторная система с довольно высокой частотой настройки для напольной системы — около 42 Гц. Номинальное сопротивление — 6 Ом, что несколько ниже заявленного значения, а кроме того, в верхнем диапазоне оно падает, достигая на 20 кГц отметки 3 Ом. Это нужно учитывать при выборе усилителя, поскольку от него потребуется повышенный ток при воспроизведении фонограмм с насыщенным ВЧ-спектром. На графике видна первая частота раздела (800 Гц), что свидетельствует о применении простейших фильтров первого порядка. Несмотря на это, фазовая характеристика укладывается в узкий коридор ±36 град. Это значит, что усилитель будет фактически работать на активную нагрузку, что гарантирует лучшую передачу динамических контрастов.
В некоторые записи, особенно если это рок или традиционный джаз, Studio 190 способны вдохнуть новую жизнь
Амплитудно-частотная характеристика
JBL Studio 190
Такая АЧХ с подъёмами на краях диапазона всё чаще встречается в последнее время. Это своего рода тонкомпенсация, способная оживить звучание на небольшой громкости. Правда, средний диапазон не слишком линеен, что может сказаться на достоверности передачи вокала. Дополнительный подъём выше 8 кГц будет полезным в комнате с мягкой мебелью, но если избыток на ВЧ всё же ощущается, слегка разверните АС. Несимметричная конструкция даёт возможность поэкспериментировать — при развороте наружу (верхний график) подъём на ВЧ не компенсируется, но АЧХ в целом становится более линейной. Если же поставить АС передними плоскостями внутрь, горб на 10 кГц исчезает, но несколько страдает общая линейность. На характеристике фазоинвертора (чёрная кривая) также видна стоячая волна на 150 Гц, поэтому во избежание посторонних призвуков эти АС лучше близко к стене не ставить. Чувствительность средняя, порядка 89 дБ (2,83 В/1 м), так что особо мощный усилитель не потребуется.