ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ
Но, чтобы стоять, я должен держаться корней.
Б.Г.
Пожалуй, нигде нет такой жёсткой конкуренции, как в акустической индустрии. Огромное количество участников рынка при ограниченном наборе технических решений создаёт условия, довольно сложные для выживания. Неудивительно, что лучше всего себя чувствуют производители, придерживающиеся испытанных временем, классических канонов воспроизведения.
В самом деле, если в области электроники прогресс очевиден — постоянно обновляющиеся спецификации форматов, сетевые возможности, беспроводные интерфейсы и внедрение более совершенной схемотехники, то акустика на протяжении последнего тысячелетия остаётся практически неизменной. Создать что-то принципиально новое в массовом сегменте, наверное, уже невозможно. Остаётся одно — выпускать продукцию с максимально возможным соотношением качество/цена и постепенно, шаг за шагом, завоевывать место под солнцем. Однако получается это далеко не у всех.
Британская компания Q Acoustics привлекла внимание аудиопрессы сразу же после своего основания в 2006 году. Её дебютная 1000-я серия не отличалась особыми конструкторскими изысками, но привлекала внимание сбалансированным и динамичным звучанием при отнюдь не шокирующем ценнике. Окрыленные успехом, разработчики решились на настоящий инновационный проект, и уже в 2008-м была выпущена первая в мире кинотеатральная акустика, в которой использовались излучатели BMR (Balanced Mode Radiator) с плоскими диффузорами. Благодаря широкой диаграмме направленности она создавала однородное звуковое поле и, соответственно, оптимальные условия прослушивания для всей зрительской аудитории. В настоящее время компания входит в независимый британский концерн Armour Home Electronics, в котором, кроме неё, насчитывается ещё 25 известных производителей.
Акустика современной 2000-й серии рассчитана как на любителей кино, так и на меломанов — она задумывалась как универсальная. Из неё действительно можно составить систему для любой комнаты с любым количеством каналов. В этой линейке активный 140-ваттный сабвуфер 2070S, два полочных монитора 2010 и 2020, центральный канал 2000с и напольные 2050 (28500 руб. в отделке «орех»), которые мы сегодня и будем слушать.
Несмотря на солидные размеры корпуса, высота которого чуть больше метра, разработчики ограничились двухполосной конфигурацией. Мне это представляется разумным решением: благодаря отсутствию второго разделительного фильтра слитность звучания и пространственные характеристики должны получиться, как у полочных мониторов, а бас — соответственно объёму корпуса. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что все излучатели сосредоточены в верхней части корпуса и расположены близко друг от друга по принципу Д’Апполито. Как известно, он обеспечивает минимальные временные сдвиги и расширенную диаграмму направленности. Последнее преимущество полностью подтвердилось нашими измерениями (см. подверстку «7 раз отмерь»).
Пара мидбасовых головок калибра 6,5 дюйма (165 мм) оснащена целлюлозными диффузорами и двойными кольцевыми магнитами. За счёт этого достигаются, соответственно, быстрый отклик на приходящий импульс и малые нелинейные искажения при значительных амплитудах сигнала. Твитер с мягким дюймовым куполом воспроизводит частоты вплоть до 22 кГц.
Корпус имеет закруглённые горизонтальные ребра и систему из четырёх внутренних распорок, повышающих жёсткость. Порт фазоинвертора очень солидного диаметра выведен назад, при необходимости, например при установке АС вплотную к стене, его можно заглушить штатными поролоновыми вставками.
Основанием служит довольно толстая стальная плита, в которую вкручиваются шипы. Две пары входных клемм с перемычками утоплены в дно корпуса. Такое решение, возможно, будет оценено кинотеатральными инсталляторами, но в хай-файной системе, где часто используются акустические кабели с утолщениями вблизи заделки выводов (MIT, Kimber Kable и т.д.), оно может оказаться просто неприемлемым.
Как всегда, бумажные диффузоры не потребовали долгого времени для разминки — системы «вошли в голос» примерно через час после подачи прогревочного сигнала. Я уже давно заметил, что чувствительная акустика всегда играет несколько иначе, чем тугая — в её характере всегда присутствует нечто ностальгическое. Возможно, из-за открытого, лёгкого звучания, высочайшей информативности в среднем диапазоне и довольно быстрого баса. Хотя заметны и другие нюансы, присущие лёгким диффузорам — не слишком убедительная динамика, что особенно чувствуется на симфонических жанрах [1], и несколько облегчённый нижний диапазон, из-за чего общий тональный баланс кажется немного сдвинутым вверх. Но это, кстати, можно считать фирменным почерком британской акустики, который проявляется и у изделий таких классических брэндов, как Audio Note, Naim, Rogers, Tannoy и др. Но при этом во главу угла ставятся высочайшая точность и естественность воспроизведения вокала и тембров музыкальных инструментов. И Q Acoustics 2050 в этом плане не исключение. Даже в очень насыщенном саунде симфонического оркестра не потерян ни один нюанс, ни малейшая мелочь. Понравилось и то, как звучит твитер — мягко, неназойливо и в меру сбалансированно, без дефицита самых верхних обертонов.
Главным же преимуществом Q Acoustics 2050, как и следовало ожидать, оказалась способность выстраивать трёхмерную звуковую сцену, широкую, с чётко выраженной перспективой в глубину. На сборнике Пола Бартона [2] есть специальные тестовые фрагменты, предназначенные для оценки позиционирования мнимых источников. Пожалуй, ни одни напольные АС в близком ценовом диапазоне не смогли бы показать столь же убедительные результаты. В сложнейших сериях, исполненных на барабанах, тарелках и перкуссиях, каждый удар чётко фиксировался на строго определенном месте. На обычных композициях музыканты могут оказаться далеко за линией колонок или, наоборот, заметно выдвинуться вперед. Эффект сильно зависит от расстановки в конкретном помещении, что открывает широкие возможности для экспериментов.
Все излучатели сосредоточены в верхней части корпуса и расположены близко друг от друга по принципу Д’Апполито
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
Заявленные характеристики Q Acoustics 2050
- Конфигурация 3 излучателя, 2 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 44 — 22000
- Чувствительность (Вт/м), дБ 92
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 6
- — минимальное 4
- Частота раздела полос, Гц 2600
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 25 — 150
- Габариты, мм 1006 х 270 х 321
- Масса, кг 21
- Отделка орех, графит, черный и белый лак
- Цена за пару, руб. 28500
Q Acoustics 2050 способна выстраивать трёхмерную звуковую сцену, широкую, с хорошо ощутимой перспективой в глубину
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Q Acoustics 2050
Первое, что стоит отметить, чрезвычайно низкую частоту настройки фазоинвертора — 22 Гц. Это обещает богатырский бас, но в небольших помещениях и при неудачной установке может вызвать нежелательные эффекты. В этом случае для обуздания баса можно воспользоваться поролоновой заглушкой, имеющейся в комплекте.
Тем более что на 130 Гц внутри корпуса возникает стоячая волна, о наличии которой свидетельствуют зубцы на обеих кривых.
Номинальное, оно же минимальное, сопротивление — 4 Ом, что отвечает заявленному в паспорте. Соответственно, любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку, с этими колонками справится легко. Тем более что на высоких частотах сопротивление растёт, достигая на 20 кГц отметки 8 Ом.
Полосы между СЧ и ВЧ-звеньями делятся на 2600 Гц, высокий резонансный пик, как правило, бывает следствием простейших фильтров без фазовыравнивающих звеньев.
Амплитудно-частотная характеристика Q Acoustics 2050
Такая АЧХ с подъёмами на краях диапазона довольно часто встречается даже у дорогой акустики. Это своего рода тонкомпенсация, способная оживить звучание на небольшой громкости. Правда, нижняя середина не слишком линейна, что может сказаться на достоверности передачи вокала. Плавный подъём АЧХ выше 4 кГц может оказаться полезным в комнате с мягкой мебелью, но если избыток на ВЧ всё же ощущается, слегка разверните АС внутрь. Дисперсия твитера широкая — расхождение кривых, снятых на акустической оси и при отклонении от неё на 30 и 50 град. (зелёная и красная кривые), минимально вплоть до 7 кГц. Это обещает глубокую звуковую сцену и точную локализацию мнимых источников.
Фазоинвертор работает в диапазоне 28 — 180 Гц и имеет приличный по амплитуде резонанс на 850 Гц. Во избежание посторонних призвуков эти АС лучше близко к стене не ставить.
Чувствительность намного выше средней, порядка 92 дБ, так что особые требования к мощности усилителя не предъявляются. Он может быть как ламповым, так и транзисторным.