7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие АС в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а мониторы с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. И ещё: реальное сопротивление многих моделей не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
Полочные акустические системы 195000 — 277000 руб.
- Acoustic Energy AE1 Reference mkIII SE 286200 руб.
- Bowers & Wilkins DM805 Diamond 195000 руб.
- Dynaudio Confidence C1 264600 руб.
- Raidho X Monitor 181000 руб.
Зависимость модуля Z от частоты Acoustic Energy AE1 Reference mkIII SE
Фазоинверторная система, настроенная на 57 Гц, что довольно высоко для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление 5 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. А на высоких частотах импеданс плавно растёт, достигая на 20 кГц отметки 7 Ом, благодаря чему усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях. С этими АС отлично споётся любой, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Полосы делятся на 2400 Гц фильтром невысокого порядка.
Амплитудно-частотная характеристика Acoustic Energy AE1 Reference mkIII SE
Очень часто подъёмы в области нижних и высоких частот (особенно в британской акустике) делаются специально, чтобы придать звучанию выразительность на малой громкости. Поскольку резких пиков и провалов на графике нет, вряд ли будут и заметные нарушения тонального баланса. Диаграмма направленности на ВЧ очень широкая — разница между кривыми, снятыми при 30-ти и 50-градусном отклонении, очень незначительна. Это обещает правильную звуковую сцену и обширную зону стереоэффекта. Реальная чувствительность АС невысока, порядка 85 дБ, поэтому для эффективной работы с ними понадобится усилитель мощностью не менее 70 — 80 Вт. Порт фазоинвертора работает практически бесшумно, призвуков не должно быть даже на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты B&W DM805 Diamond
Картина, типичная для мониторов этой марки — высокодобротный фазоинвертор с узкой настройкой (резонанс на 52 Гц) и предельно простые фильтры. Номинальное сопротивление 5 Ом, оно же и минимальное. В верхнем регистре импеданс мало зависит от частоты, поэтому проблем с искажениями в усилителе быть не должно. Полосы делятся около 3 кГц, компенсация фазовых сдвигов в фильтрах не предусмотрена. Излом кривых на 900 Гц свидетельствует о наличии стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio Confidence C1
Ещё один пример практически идеальной характеристики. Небольшие подъёмы на краях диапазона дают эффект тонкомпенсации, но и при этом общая неравномерность по звуковому давлению не превышает ±2 дБ во всем диапазоне частот. Твитер Esotec+ с тканевым куполом имеет небольшой горб на 15 кГц, а затем плавный спад до условной «нулевой» отметки. Дисперсия очень широкая, расхождение кривых, снятых на оси и вне её, минимальны. Это обещает широкую зону стереоэффекта и правильную звуковую сцену, даже если колонки не удастся поставить строго симметрично относительно слушателя. Чувствительность АС высокая для полочников, порядка 89 дБ, поэтому в комнате средних размеров вполне можно обойтись усилителем мощностью 60 — 80 Вт.
Амплитудно-частотная характеристика B&W DM805 Diamond
Волнообразный характер кривой наблюдается в среднечастотном диапазоне, но неравномерность не настолько велика, чтобы серьёзно повлиять на тональный баланс. В целом же здесь тоже видна частотная коррекция, компенсирующая падение чувствительность нашего слуха к низким и высоким частотам на малых уровнях громкости. Если же чересчур яркий верх нежелателен, не направляйте АС в точку прослушивания, а разверните их слегка в стороны. Диаграмма направленности широкая, при отклонении от акустической оси АЧХ меняется очень незначительно. Это обещает чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Призвуки порта максимальны в диапазоне 800 — 1200 Гц. Чувствительность систем примерно 89 дБ, и для комнаты средних размеров вполне будет достаточно усилителя мощностью от 50 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты Raidho Raidho X Monitor
Судя по всему, эти мониторы имеют очень необычную конструкцию — фазоинвертор, настроенный на 75 Гц, практически заглушён. Номинальное сопротивление системы 6 Ом (160 Гц), как и заявлено в паспорте. После резонансного пика на частоте раздела (3000 Гц) кривая плавно снижается, после чего идёт почти горизонтально на отметке 9 Ом, и это очень ценно, поскольку не все усилители могут отдать в ВЧ-области большой ток при малых искажениях. Фазовая характеристика также очень линейна.
Зависимость модуля Z от частоты Dynaudio Confidence C1
Типичная для акустики этого производителя картина: удивительно ровный импеданс во всём диапазоне и, как следствие, идеальная фазовая характеристика. А низкая реактивная составляющая, как правило, улучшает разборчивость и микродинамику. Кроме того, выше 1 кГц сопротивление практически не зависит от частоты и держится в пределах 7 — 9 Ом. Это тоже способствует лучшему согласованию с усилителем. Фазоинвертор настроен на 40 Гц, так что с басом у этих мониторов проблем не будет. А вот частоту раздела полос по графику определить сложно — фильтры не дают резонансного пика.
Амплитудно-частотная характеристика Raidho Raidho X Monitor
Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси в диапазоне 300 Гц — 3 кГц, не превышает ±2 дБ, что наверняка благоприятно скажется на звучании вокальных партий. Несколько настораживает высокий горб на 120 Гц, из-за которого бас может потерять разборчивость. Плавный, но высокий подъём после 5 кГц, характерный для ленточного твитера, устраняется разворотом АС — направлять их на слушателя не рекомендуется. В этом случае получается вполне линейная характеристика во всём слышимом диапазоне. Дисперсия на ВЧ широкая — характер кривых, снятых на 30 и 50 град., почти не отличается. Это обещает правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно точки прослушивания. Реальная чувствительность намного ниже заявленной — едва дотягивает до 85 дБ, поэтому усилитель должен быть очень мощным, не менее 120 Вт на канал.