ВТОРОЙ ШАНС
Три года назад у Magnat появился ламповый первенец — усилитель RV1, причём вопреки желанию маркетологов компании. Они настаивали на создании компонентов более продвинутых, привлекательных для широкой аудитории. Но рынок непредсказуем: модель стала мостиком через generation gap, зазор между двумя поколениями любителей музыки. Старшие получили классический двухтактник в высокотехнологичном исполнении, а молодёжь — шанс приобщиться к ламповому звучанию на современной акустике.
Проект оказался настолько удачным, что в конце прошлого года публике была представлена ещё одна модель лампового интегральника Magnat — RV2. Причём это не рестайлинг, а принципиально иная разработка, отличающаяся и дизайном, и конструкцией, и схемотехникой.
Впервые я увидел этот усилитель на открытии московской галереи AVcustom, но послушать его по понятным причинам не удалось. Зато удалось поговорить с Марио Лоде, который в концерне Audiovox (к нему, в числе прочих брэндов, относится Magnat) не только отвечает за продажи, но и участвовал в разработке ламповой линейки. Начинаю с провокации:
— Марио, почему в эпоху Blu-ray и iPhone компания решила выпускать ламповые усилители? Ведь сделать хороший интегральник на лампах намного труднее и дороже, чем на транзисторах. Одного железа вон сколько надо, не говоря уж обо всём остальном.
— Если стремиться сделать попроще и подешевле, тогда, конечно, транзисторам альтернативы нет. Если же в первую очередь думать о звуке, точнее о музыке, не будет альтернативы лампам. А трансформаторы, высоковольтные конденсаторы и прочие неудобные вещи — неизбежная плата за качество звучания. При грамотной реализации ламповые схемы намного линейнее, да и спектр гармоник у них короче. А самое главное, что высоких объективных показателей можно добиться без использования глубокой обратной связи. К сожалению, репутация ламповых усилителей в последнее время была подорвана — многие производители, делая ставку исключительно на внешний эффект, старались сэкономить на конструкции и начинке. Я имею в виду все эти азиатские штучки с обилием серебра, хрома и яркой голубой подсветкой.
— Расскажите поподробнее о конструкции RV2.
— Над проектом работала группа, в которую входили специалисты из Англии и Германии, прекрасно знакомые с классическими ламповыми схемами 50 — 60-х гг. прошлого века. Перед ними стояла задача создать усилитель с максимально высоким качеством звучания, надёжный и, о чём сейчас часто забывают, способный работать с современной акустикой. В частности, фонокорректор проектировал известный немецкий аудиоинженер Вальтер Фукс. Поскольку вибрация корпуса негативно влияет на звучание, шасси выполнено из толстой листовой стали и усилено внутренними стяжками. Конструктивно аппарат разделён на четыре части с собственными экранами: каскады предварительного усиления, драйвер, оконечник и источник питания. В схеме использованы резисторы и плёночные конденсаторы с минимальными допусками. Регулятор громкости — настоящий моторизованный ALPS. Ламповые панельки изготовлены по заказу из керамики с цанговыми контактами. И конечно, главное звено, определяющее звучание всего усилителя — выходные трансформаторы. В них используются не дешёвые тороидальные сердечники, а набор ламинированных EI пластин (у нас такие сердечники называются Ш) из стали с ориентированными кристаллами. Все трансформаторы, включая и силовой, пропитываются в вакууме.
— Разумеется, вы испытывали усилитель с акустикой Magnat. А какую ещё можете посоветовать для совместной работы?
— Да любую, главное, чтобы чувствительность была не ниже 88 дБ. Хотя для полного раскрытия динамического потенциала я бы посоветовал где-то от 90 дБ.
— А как насчёт акустических кабелей, их нужно подбирать?
— Не стоит преувеличивать значение кабелей — их влияние на звук очень незначительно. Чем покупать дорогие провода, лучше вложите эти деньги в источник или акустику, эффект будет намного заметнее.
* * *
Теперь о личных впечатлениях от аппарата и о том, что не рассказал Марио. Во внешности усилителя сочетаются основательность и изящество. Он довольно тяжёлый, 23 кг, и основная масса приходится на заднюю часть, где расположены три внушительных трансформатора в экранирующих коробах. Сетчатый защитный кожух настолько тонкий, что кажется прозрачным. В RV1, если помните, использовались выходные тетроды EL34, способные отдать в двухтактном включении не более 35 Вт, применение же более солидных баллонов 6550 позволило повысить мощность каждого канала до 50 Вт. Все лампы российские, из Саратова, подбираются на заводе в пары после 60-часового прогрева. В предварительном усилителе на двойных триодах 12AX7 (европейское название ECC83), прошедших отбор по минимуму шумов, реализована схема SRPP (Shunt Regulated Push Pull). Такой двухэтажный каскад отличается высокой линейностью и малыми искажениями, поэтому часто применялся в классических усилителях, например, в легендарном Audio Note Ongaku. В драйвере разработчики предпочли двойные триоды 12AU7 (ECC82) с малой анодной нагрузкой.
Magnat RV2 рассчитан на работу с головками ММ и МС (в RV1 был только вход для ММ). Поскольку получить приемлемое отношение сигнал/шум для МС-картриджей с низким выходом на лампах без дорогого повышающего трансформатора крайне сложно, фонокорректор построен на малошумящих операционных усилителях.
Коммутация шести источников осуществляется с помощью сигнальных реле Takamisawa, установленных рядом с входными гнёздами. Предусмотрены регулировка баланса и контроль записи с любого входа. Огромную выточенную из алюминия ручку громкости можно вращать дистанционно, с помощью пульта — тяжёлого металлического бруска. С него активируется также режим Mute.
Усилитель имеет раздельные выходные клеммы для акустики сопротивлением 8 и 4 Ом, все они реальные WBT с акриловой зажимной гайкой.
Перед прослушиванием я около двух часов погонял усилитель на приличной громкости, поставив в проигрыватель диск Dream Theatre [1]. Благодаря плотному и жёсткому спектру такая музыка, кроме всего прочего, может служить неплохим прогревочным материалом. Звучание за это время не претерпело заметных изменений — явное свидетельство продуманной схемотехники и грамотной её реализации.
Как правило, ламповый усилитель можно сразу узнать по характеру баса — из-за относительно высокого выходного сопротивления трансформаторного каскада он редко бывает таким же чётким и рельефным, как у транзисторных. Эту проблему инженерам Magnat удалось решить ещё в модели RV1, а с выходными лампами 6550 результат получился ещё интереснее. В партии бас-гитары начали различаться нюансы исполнения из-за того, что она перестала сливаться с общим звуковым фоном. Кстати, мне неоднократно приходилось слышать, что тетроды 6550 и близкие к ним по конструкции KT88 очень любят металлисты, как раз за разборчивость в нижнем регистре.
Ещё одна особенность этих ламп, которую можно заметить и в звучании RV2 — они делают средний регистр немного ярче, но это не окраска, не жёсткость и не акцент. Струнные инструменты приобретают настоящий блеск, а медные звучат празднично, с искрой. При этом ни музыкальный баланс, ни общая гармония оркестра [2] не нарушается, ни одна группа не выделяется.
В звуковой сцене идеально позиционируются мнимые источники с высоким спектром: треугольник, тарелки, трубы и др. А вот деревянные духовые немного стянуты к середине и слегка выдвинуты вперёд. Но по естественности звучания им нет равных, малейшие тембральные оттенки усилитель передаёт с изумительной достоверностью и настоящей ламповой теплотой. Характером RV2 напоминает классические однотактники, но по мощности, скорости и динамике явно превосходит любой из них.
Камерные жанры в нашем случае здесь просто вне конкуренции. На некоторых записях Chesky Records [3] задник сцены уходит на несколько метров за линию колонок, а в паузах возникает абсолютно чёрный фон. Дэйвид Чески как-то рассказывал мне на CES в Лас-Вегасе, что они специально добиваются такого эффекта при записи, используя ламповые микрофоны и пульты. Тем не менее почувствовать реальное 3D при воспроизведении обычного компакт-диска как-то не доводилось.
Переключаемся на вход Phono ММ. На обычной громкости шум корректора незаметен, он появится, лишь если выкрутить регулятор громкости до предела и только в пищалках. Звучание в меру динамичное, сбалансированное по частотному диапазону и контрастное. Ничто не отвлекает от самой музыки, хотя треск подпиленных пластинок может показаться резковатым. Но это всегда компромисс: если корректор склонен маскировать артефакты, скорее всего, у него проблемы либо с перегрузочной способностью, либо с быстродействием. В целом же симбиоз микросхем с лампами дал любопытный результат — тракт не страдает маниакальным вниманием к деталям, но при этом выкладывает, словно на блюдечке, всю музыкальную информацию, имеющуюся в записи. Конечно, многое зависит от проигрывателя и головки, но характер усилителя проявился и с нашим скромным редакционным комплектом.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (€410).
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD
- 1. Dream Theatre, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Плотный и сложно выстроенный саунд, хорошая проверка тракта на разборчивость воспроизведения
- 2. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
- 3. «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006. Сборник аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом
LP
- 1. Tom Waits, «Blue Valentine». Asylum Records, 1978. Массовый коммерческий релиз с мощной эмоциональной составляющей. Как раз тот случай, когда слушаешь не звук, а музыку
- 2. «The Music Collection Vol.1». Naim Audio, 2003. Известный аудиофильский сборник Naim, изданный на виниле. Качественная запись, отличный пресс
Амплитудно-частотная характеристика Magnat RV2
На мощности, близкой к номинальной, АЧХ усилителя с входа CD/Aux/Tuner/Tape абсолютно линейна в пределах наших измерений (10 Гц — 20 кГц) и поэтому не приводится.
Характеристика фонокорректора от 20 до 30 Гц проходит между стандартными кривыми RIIA (зелёная) и МЭК (красная). На более низких частотах сказывается действие активного рокот-фильтра с крутизной 12 дБ/окт., ослабляющего инфранизкую составляющую при проигрывании коробленых пластинок. На средних и высоких частотах АЧХ полностью соответствует рекомендациям обоих стандартов.
Клиппировать корректор начинает при амплитуде сигнала 49 мВ на входе MM, т.е. при превышении номинальной чувствительности в 17,5 раз. Такой перегрузочной способности (около 25 дБ) удалось добиться благодаря использованию операционных усилителей. Напомним, что фонокорректор усилителя RV1 на триодах 12AX7 выдерживал лишь шестикратную перегрузку.
Зависимость КНИ от выходной мощности Magnat RV1
Коэффициент искажений линейно растёт от минимального значения 0,07% на мощности 0,01 Вт до 0,8% на 10 Вт, а потом остаётся постоянным и даже немного падает после 20 Вт. Затем происходит резкий рост гармоник, и номинальное значение 1% достигается при 31 Вт. Это меньше заявленной мощности усилителя, не исключено, что выходные каскады просто недостаточно хорошо сбалансированы. Как показывает опыт, через 50 — 70 часов работы выходные каскады могут выйти на расчётный режим.
Спектр гармоник Magnat RV2
Спектр гармоник снимался при 1/5 от номинального, т.е. на 7,2 Вт. КНИ при этом был 0,5% и складывался в основном из составляющих низшего порядка. Обратите внимание — амплитуда 2-й и 3-й гармоник одинакова, что подтверждает предположение о неоптимальной балансировке двухтактного выходного каскада. В спектре присутствуют комбинационные составляющие, но на слух тон от генератора звучит очень чисто. Возможно, проблема с «землями» при подключении цифрового измерительного комплекса. Клиппирует аппарат мягко, что вообще характерно для ламповых усилителей.
Заявленные характеристики усилителя Magnat RV2
- Номинальная выходная мощность в диапазоне 20 — 20000 Гц, Вт
- — на нагрузке 4 Ом, THD <1% 2 x 50
- — на нагрузке 8 Ом, THD <1% 2 x 50
- Полоса воспроизводимых частот, Гц
- — с линейных входов (-3 дБ) 5 — 45000
- — с линейных входов (-0,5 дБ) 20 — 20000
- — со входа Phono (-1 дБ) 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум, дБ
- — с линейных входов 95
- — со входа Phono MM 80
- — со входа Phono MC 70
- Входная чувствительность/ сопротивление, мВ/кОм
- — линейных входов 500/100
- — входа Phono MM 2,8/47
- — входа Phono MC 0,3/0,47
- Габариты, мм 403 x 190 x 325
- Масса, кг 23
- Максимальная потребляемая мощность, ВА 280
- Цена, руб. 125000
Комментарии [3]
Станислав
Вот вам пример мужик ответил про кабеля их влияние не значительное
Александр
Возможно ли использование выходных ламп KT-88 в данном усилителе?
Николай ЕФРЕМОВ
6550 и КТ88 очень близки по параметрам и имеют одинаковую цоколёвку, так что нет проблем. Не исключено, что для лучшего звучания придётся подстроить токи покоя, а сами лампы подобрать попарно.