ЗНАК НЕРАВЕНСТВА
К полочным мониторам за 500 долларов можно относиться по-разному. Для одних это первый шаг к качественному звуку, для других — акустика второстепенного назначения. Построив качественную систему в гостиной, иногда хочется поставить комплект попроще в спальне, кабинете или даже на кухне. И во втором случае качество звучания не менее важно, если мы хотим получать удовольствие от музыки. Для фоновой подзвучки есть другие устройства, обзор которых, кстати, вы найдёте в этом же номере.
- Acoustic Energy NEO 1 17080 руб.
- Canton GLE 430.2 16200 руб.
- HECO Metas XT 301 17980 руб.
- Magnat Quantum 653 15000 руб.
- Mordaunt-Short Aviano 2 15435 руб.
- Polk Audio Tsi200 14016 руб.
- PSB Image B6 13085 руб.
- Yamaha NS-B700 17400 руб.
- Семь раз отмерь
Прежде всего, попробуем описать типичного представителя выбранной ценовой группы и выясним, какого звучания можно ожидать от двухполосных мониторов в корпусах небольшого литража.
Конструкция всех участников теста похожая: дюймовая пищалка и мидбас примерно 16-сантиметрового калибра, нагруженный на фазоинвертор. Исключением стали лишь мониторы Yamaha NS-B700 с закрытым оформлением. Казалось бы, и по звучанию они особенно различаться не должны, однако на практике знак равенства даже между относительно недорогими моделями поставить нельзя.
В значительной степени это обусловлено различием применяемых технологий, поскольку уважающие себя производители давно не используют шаблонные методы проектирования, предпочитая проводить собственные исследования. Это касается и материалов — как для изготовления корпусов, так и основы для излучателей. И вот результат — каждая из восьми представленных в обзоре моделей может похвастаться оригинальными решениями, свойственными только конкретной марке.
Но технологии и материалы не берутся с потолка, — всё это подчинено звуковой идеологии, которую каждая компания выработала за долгие годы своего существования. Для кого-то приоритетны драйв и динамика, другие же стремятся к максимально выверенному тональному балансу. Конечно, всем хочется сделать свою продукцию привлекательной для как можно большего количества покупателей, но люди с богатым опытом прослушивания, как правило, предпочитают предельно честное воспроизведение любых музыкальных жанров. Именно с этой точки зрения мы и станем оценивать участников нынешнего теста.
Кроме формальных критериев — линейность, минимум окраски во всем диапазоне, — будем обращать внимание на способность мониторов создавать в комнате иллюзию концертного зала. Пространственная информация не менее, а может, и более важна, чем динамика или ровный тональный баланс.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
Power off
Сравнивая между собой представителей доступного сегмента полочных мониторов, можно отметить, что по ряду характеристик и звучанию в целом некоторые из них вплотную приближаются к моделям более высокой ценовой категории. Порой эти различия настолько минимальны, что кажется, будто они заключаются только в отделке и качестве изготовления. Такая ситуация, обусловленная ужесточившейся конкуренцией на рынке акустики, нам только на руку. Взять хотя бы Acoustic Energy Neo 1. Эти системы построены из элементов, ранее немыслимых в выбранном ценовом сегменте. В первую очередь это относится к кольцевому твитеру, преимущества которого широко известны. И если производитель сумеет (а это, несомненно, произойдёт в будущем) полностью использовать потенциал применяемых драйверов, то мечта о доступных мониторах высокого класса станет реальностью.
Немецкая HECO также следует по правильному пути, внедряя обкатанные на топовых моделях технологии в более массовый сегмент. Это наглядно продемонстрировали полочники Metas XT 301, в которые заложен недюжинный потенциал. Мониторы Polk Audio Tsi200 продемонстрировали собственное представление компании о том, как должна звучать современная акустика. Эта модель может похвастаться сдвоенными мидбасовыми драйверами, а по качеству баса дать фору многим конкурентам. Верхний диапазон тоже хорош, а вот общий тональный баланс слегка нарушен. Но и здесь найдутся любители подобного саунда, изрядно приправленного «перцем». Небольшие по размерам Yamaha NS-B700 не являются классическими полочниками в полном смысле этого слова. Им отведена роль тыловых в многоканальных системах. Между тем, если дополнить тракт качественным сабвуфером, можно получить очень любопытные результаты — блеснуть столь масштабной и точной звуковой сценой в нашем тесте удалось немногим.
Близко подошли к лидирующей группе Mordaunt-Short Aviano 2. По отдельным параметрам их можно оценить на отлично, но и в столь успешной модели нашелся ряд минорных особенностей, в частности, работа фазоинверторного порта, влияющая на качество средних частот. В остальном же эта АС — достойный выбор, учитывая одну самых низких здесь цен.
Пара моделей, получивших по итогам прослушивания нашу «Рекомендацию», в чём-то схожа. Канадские PSB и германский Magnat роднит одно, но очень важное качество. Обе пары — универсалы, способные качественно воспроизвести практически любой музыкальный материал. Незначительные ограничения присутствуют, конечно, и здесь, но требовать большего от акустики такой стоимости было бы неправильным.
Ну а Grand Prix присуждается мониторам Canton GLE 430.2. В активе этих АС высокая натуральность звучания и минимальная окраска во всей рабочей полосе. Не обошлось и без недостатков, но они мизерны по сравнению с достоинствами.