ПЯТИКОНЕЧНИКИ
Если следовать аудиофильским канонам, то бескомпромиссный аудиотракт надлежит строить только из раздельных компонентов. Источник должен состоять из транспорта с внешним конвертором, а усилитель — из преда и мощных моноблоков. И к каждому компоненту, разумеется, нужно тщательно подбирать кабели, питание, фильтры и т.д. Но в этот раз мы пойдем против правил. Возникла идея использовать в качестве оконечного усилителя для стереосистемы… театральный многоканальник.
Parasound Halo A51 | Sunfire TGA-7401 | McIntosh MC-205 | Bryston 9B-SST
И возникла она не от хорошей жизни. Не каждый аудиофил может позволить себе две полностью независимые системы — музыкальную и театральную. На чём-то всегда приходится экономить, где-то идти на компромисс.
Большинство меломанов распределяет бюджет в пользу стерео, т.е. для себя, а для семейных развлечений выбирается что-то попроще — дескать, для блокбастеров сойдёт. Однако это в корне неправильный подход. Получаешь два явно компромиссных комплекта, постоянно провоцирующих желание что-то поменять, исправить и улучшить. А ведь это — дополнительные траты!
Мы знаем примеры, когда ровно противоположный подход давал куда более позитивные результаты. Начнем с того, что убедить родственников в том, что настоящий домашний театр — штука не дешевая, не требует больших усилий. А выбив на «кино» солидный бюджет, остаётся лишь правильно им распорядиться, выстраивая систему именно из аудиофильских соображений. К тому же, поверьте, при равном качестве стерео- и многоканальных компонентов последние, как ни странно, получаются не хуже и даже обходятся дешевле (в пересчёте на один канал, разумеется). Взять, к примеру, источник сигнала. Современные театральные процессоры по качеству звучания приблизились к специализированным цифро-аналоговым конверторам, и часто в них используют одинаковую элементную базу. Почему бы не убить одним выстрелом двух зайцев?
Или вот другой пример — прямо по нашей теме. В усилителе с бескомпромиссно сконструированным звуковым трактом последнее слово всегда остаётся за источником питания. А теперь ответьте, у кого он окажется мощнее — у интегральника, моноблока, двухканального или многоканального монстра? Само собой, у последнего. Такому усилителю при работе в двухканальном режиме уж точно не грозит никакое энергетическое голодание. Вдобавок «лишние» каналы можно задействовать не только для театральных нужд — они подойдут и для бай-ампинга, и для организации второй зоны. Сплошные плюсы.
Именно по такой идеологии мы и построили наш обзор, смоделировав театрально-музыкальную систему. Транспортом служил проигрыватель с обычным CD-приводом, а преобразователем и предварительным усилителем — многоканальный театральный процессор, который был переведен в аудиофильский режим с обходом DSP и всяких регулировок. С его помощью мы получили возможность снять аналоговый сигнал в нужном нам виде (балансный или линейный) и в нужном количестве (для обычного подключения или бай-ампинга) и подать его прямо на тестируемые оконечники.
Два многоканальника представляют ценовую категорию 150 — 180 тысяч рублей, или в пересчете на «стереоэквивалент» — 50 — 60 тысяч рублей за аналогичный двухканальный оконечник. Для серьёзного аудиофила это, пожалуй, нижняя граница. И чтобы понять, что можно получить от компонентов ещё более высокого уровня, мы добавили в обзор парочку «театралов» ровно вдвое дороже. Посмотрим, что из этой затеи выйдет.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
- Процессор McIntosh MX150 (545000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (3100 руб.)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Physics Style Reference Silver RS-15 (27280 руб.)
- Межблочные балансные кабели XLR Physics Style Reference Silver RS-15 (35495 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
- * Снята с производства. Цена приведена по состоянию на 2005 год.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «NAIM Sampler». Приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003
- Tom Waits, «Rain Dogs». Island Records, 1985
- Blur, «Blur». EMI Records, 1997
- Niacin, «Time Crunch». Magnacarta, 2001
- Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat». Komuna/Polygram, 1998
- Anne-Sophie Mutter, «Romance». Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982
- Muse, «The Resistance». Warner Bros., 2009
McIntosh MX150
Новейший театральный AV-процессор McIntosh MX150 имеет 12-канальную архитектуру, оснащён всеми декодерами, рассчитан на полноценное обслуживание двух зон и отличается необычайно развитым бас-менеджером, позволяющим работать с несколькими сабвуферами. Ещё один приятный «бонус» — наличие системы RoomPerfect. С помощью прилагаемого штатива и микрофона аппарат самостоятельно выстроит все параметры звукового тракта, чтобы в любом помещении получилось линейное и когерентное звучание. Однако мы выбрали MX150 в качестве эталонного компонента вовсе не из-за его театрально-процессорной продвинутости. У него и цифровой, и аналоговый тракты от начала и до конца построены по всем принципам хай-энда. Адекватная по классу система из внешнего цифро-аналогового конвертора и предусилителя вряд ли бы обошлась дешевле.
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Итак, у каждого аппарата колоссальный аудиофильский потенциал. Самый доступный в обзоре Parasound Halo A51 — просто находка для обладателей тяжёлой и капризной акустики. И, пожалуй, именно этот усилитель наиболее подходит для бай-ампинга, в этом случае воспроизведение получается более ясным и пластичным. Но ещё интереснее вариант с Sunfire TGA-7401, ведь фактически это два разных по характеру усилителя в одном корпусе. Используя разные выходы для фронтальной акустики, можно добиться разных результатов. Именно этот фактор даёт основание считать Sunfire «Удачной покупкой».
В сегменте более дорогих моделей победителя выявить оказалось сложнее. Оба аппарата относятся к очень высокому классу и способны на многое. И тот и другой являются настоящими универсалами. McIntosh MC-205 подкупает силой, свободой и сверхдетальностью. Когда слушаешь систему с таким усилителем, вообще не возникает вопросов. Он раскрывает суть и форму любой музыкальной композиции на 101%. А Bryston 9B-SST вообще можно считать эталоном в своем классе. Здесь честность звучания доведена до той стадии совершенства, когда всё услышанное начинаешь воспринимать как объективную реальность. Нельзя не отметить и любопытную возможность заказать такой аппарат с меньшим числом каналов.
Итак, «Макинтош» или канадский конкурент? Даже эксперту сложно определиться с выбором. Оба превосходны. Так что, извините, решающий фактор — цена, поэтому титул «Выбор эксперта» присуждается усилителю MC205.