PSB: звук для реальных людей
Пол Бартон (Paul Baton), основатель и ведущий разработчик канадской компании PSB, пользуется в аудиоиндустрии заслуженным авторитетом. Имея опыт музыканта и инженера, вот уже почти сорок лет он проектирует акустику для истинных любителей музыки. В октябре Пол принял участие в ежегодной дилерской конференции TRIA International Ltd., эксклюзивного дистрибьютора PSB в России. После своего выступления г-н Бартон согласился в приватной обстановке ответить на наши вопросы.
CAV: В прошлом году аудиоиндустрию поразил финансовый кризис, и его последствия продолжают ощущаться до сих пор. Как компания пережила это непростое время, ощущался ли спад потребительского спроса на вашу продукцию?
П.Б.: По нашей оценке, у большинства конкурентов PSB в Северной Америке финансовые показатели снизились примерно на 30%, у нас же, наоборот, они на столько же выросли за каждый из двух последних лет. Можно даже сказать, что кризис нам сильно помог. Дело в том, что именно в этот период мы получили множество лестных отзывов в специализированной прессе, марка PSB стала более узнаваемой, и покупатели всё чаще предпочитают нашу продукцию всей остальной. В отличие от многих производителей мы не прекращали разработки новых моделей, и только за последние несколько месяцев было создано более двадцати новых прототипов. Вероятно, это и есть рецепт успеха в столь непростое время: не останавливаться и идти вперед.
CAV: Расскажите, пожалуйста, о процессе создания акустических систем PSB, ведь для многих это тайна за семью печатями.
П.Б.: Мы ничего не скрываем, поскольку занимаемся производством уже более 30 лет и имеем чёткое представление о каждом из этапов, вплоть до окончательной сборки АС на фабрике. В основе проектирования — строгий научный подход и весь современный арсенал технических средств. Например, в нашем распоряжении несколько безэховых камер различного объёма (арендованных у Национального Исследовательского Совета (NRC) при правительстве Канады) для проведения акустических измерений с большой точностью. Всё это позволяет получить в результате именно такие характеристики АС, которые изначально были задуманы инженерами.
CAV: Каким аспектам звучания вы уделяете наибольшее внимание при проектировании акустических систем?
П.Б.: Ответить на этот вопрос в двух словах сложно. Но начну с приоритетов. Главные, конечно, линейность АЧХ и ширина частотного диапазона. Чуть менее значимые — дисперсия излучения и процент нелинейных искажений. Также очень важны угловые характеристики, показывающие изменения в звучании при отклонении от акустической оси. Безусловно, нельзя рассматривать эти параметры по отдельности, поскольку только их совокупность может в итоге определять качество звучания.
CAV: Многие спрашивают, диффузоры из каких материалов наиболее предпочтительны для воспроизведения музыки. Что вы об этом скажете?
П.Б.: Как известно, идеальный диффузор всегда должен работать в поршневом режиме, не меняя своей формы при любой амплитуде колебаний. Реализовать это на практике полностью невозможно, поэтому мы стремимся в первую очередь минимизировать связанные с этим искажения и, как следствие, добиться максимальной чистоты звучания. Например, в линейке Synchrony для НЧ-головок используется комбинация материалов (целлюлоза и стекловолокно), что позволяет получить свойства диффузора, очень близкие к идеалу. И здесь важно не только то, из чего сделан излучатель, но его конструкция в целом.
CAV: Некоторые производители используют т.н. супертвитеры, позволяющие расширить диапазон высоких частот. Планируете ли вы что-нибудь подобное в своих моделях?
П.Б.: Я очень практичный человек и инженер, не обделенный совестью. Поэтому не вправе заставлять людей платить за то, что они никогда не услышат. Если раньше можно было объяснить применение супертвитеров способностью молодежной аудитории воспринимать частоты выше 20 кГц, то теперь при широком распространении портативных плееров с наушниками это вряд ли имеет смысл. Считаю, что лучше сконцентрировать усилия на основном диапазоне, добиваясь в нём максимального качества звучания. Так что в этом отношении мы реалисты и производим акустику для обычных людей.
CAV: Какой усилитель лучше подойдет для акустики PSB? Есть ли у неё какие-то особые предпочтения?
П.Б.: Здесь необходимо понимать следующие вещи. Поскольку почти все наши модели имеют номинальный импеданс 4 Ом, лучше подойдут усилители с большим выходным током, например NAD. Не лишним будет и высокий коэффициент демпфирования, поскольку акустика PSB проектируется для работы с наиболее распространённой транзисторной техникой.
CAV: Стоит ли подключаться (если имеется такая возможность) к усилителю по схемам bi-wiring и bi-amping? Даст ли это прирост качества, адекватный дополнительным затратам на кабели и усиление?
П.Б.: Я считаю наиболее эффективной схему bi-amping, которая дает явный положительный эффект, особенно при использовании хороших усилителей. При bi-wiring прирост качества уже не столь очевиден, а иногда и вовсе незаметен.
CAV: Есть ли у компании планы по созданию громкоговорителей типа Soundbar?
П.Б.: Сейчас в нашем ассортименте нет подобной акустики, но определённый потенциал в этом сегменте очевиден. В дальнейшем, возможно, мы и выпустим нечто подобное, но это будет активная система.
CAV: Какая линейка PSB имеет наибольший успех на рынке, и как вы это объясняете?
П.Б.: Мы уделяем одинаковое внимание всем линейкам, и бюджетным, и премиальным, поэтому в коммерческом смысле все они успешны. Долгое присутствие моделей на рынке без изменений — показатель их признания потребителем.
CAV: Основные конкуренты компании на рынке — кто они?
П.Б.: Ответить на этот вопрос одновременно и сложно, и просто. Таких компаний много, и среди них практически все основные мировые акустические брэнды, исповедующие похожий подход к производству. Я говорю не о маркетинговых компаниях, а о серьёзных производителях с научным подходом.
CAV: Какая работа ведётся в компании на данный момент? Будут ли интересные новинки в ближайшее время?
П.Б.: Работа над новыми продуктами и исследования идут постоянно. Я же в данный момент занят разработкой акустических систем, предельно простых для инсталляции и настройки. Это будет беспроводная модель со встроенным усилителем и уникальной системой калибровки под конкретные условия с применением ультразвука. Основная идея в том, что, достав колонки из коробки, вы должны включить их в розетку и нажать одну кнопку. Подробнее об этом я обязательно расскажу позже. И ещё у нас скоро появится интересный всепогодный громкоговоритель, небольшой, но с превосходным звучанием.