ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА
CD-проигрыватель Quad Elite CDS
Предварительный усилитель Quad Elite Pre-Amp
Усилитель мощности Quad Elite Stero
Не знаю почему, но марка Quad у меня по-прежнему ассоциируется с электростатами ESL63 и ламповыми двухтактниками цвета хаки. И ещё со знаменитым транзисторным усилителем 405, схема которого с переводом на советскую элементную базу в начале 80-х была опубликована в «Радио». Даже в столь чудовищной интерпретации самодельные копии 405-го звучали лучше, чем любые авторские разработки того времени. Сам же оригинал легко обыгрывал более дорогих конкурентов, долгие годы удерживая пальму первенства по музыкальности. Собственная схемотехника, кратчайший путь сигнала и тщательно подобранные комплектующие — эти правила, установленные Питером Уокером, неукоснительно соблюдаются британскими инженерами и по сей день.
Компоненты Elite у «Квода» появились совсем недавно, буквально несколько месяцев назад. Они стали логичным продолжением 99-й серии, которая выпускалась с 1999-го, т.е. 11 лет кряду. Помимо тех, что мы будем слушать сегодня, в новую линейку входят тюнер Elite FM, CD-проигрыватель со встроенным предусилителем Elite CDP и моноблоки Elite Mono. Все они выполнены в формате «миди», с шириной передней панели 321 мм. Так и система получается компактнее, и жёсткость конструкции повышается, что для аудиотехники фактор немаловажный. Корпуса искусно отлиты из алюминия со всеми декоративными и технологическими деталями, снаружи покрашены в чёрный цвет, поэтому зрительно кажутся ещё меньше. На лаконичной лицевой панели лишь окно дисплея и ряд узких вертикальных кнопок. Они изготовлены из резиноподобного полимера и довольно приятны на ощупь. Так же как и в 99-й серии, все «элитные» компоненты могут соединяться по фирменной шине Quadlink, по которой передаются не только управляющие команды, но и аудиосигнал. Таким образом, радикально решается проблема межблочных кабелей — в этой системе они просто не нужны. Оптимальное согласование обеспечивается за счёт низкого выходного и высокого входного сопротивления шины.
В CD-проигрывателе Elite CDS установлен довольно шустрый и тихий в работе привод Sony KM-313, читающий диски CD-Audio и CD-R. В аналоговую форму сигнал конвертируется чипом CS-4398 от Crystal Semiconductors, который, кстати, также используется в новейшем ЦАПе Bryston BDA-1 стоимостью около 100 тыс. руб. Помимо линейных выходов, проигрыватель имеет и цифровые — коаксиальный и оптический.
Предусилитель Elite Pre-Amp при столь же минималистском дизайне оказался совсем не простым устройством. Прежде всего, стоит отметить возможность частотной коррекции несколькими способами. Тембр регулируется в режиме Tilt, когда подъём или завал по НЧ и ВЧ происходит одновременно. Глубина невелика, ±3 дБ, но обычно этого достаточно, чтобы подправить АЧХ акустических систем в конкретных условиях. Чтобы прибавить баса, можно воспользоваться функцией Bass Lift, которая даст дополнительный подъём в диапазоне 28 — 63 Гц. При построении системы с сабвуфером иногда бывает полезно подрезать НЧ-диапазон сателлитов, чтобы избавиться от интермодуляции. Для этого пригодится режим Bass Cut, обеспечивающий плавный спад ниже 300 Гц. И наконец, фильтр высоких частот ограничивает диапазон предусилителя 7 килогерцами. С лицевой панели настройки производятся многократным нажатием кнопок Balance (вызов режима) и Volume (установка нужного значения). Это занятие поначалу кажется довольно утомительным, но, повторив операцию пару-тройку раз, в дальнейшем делаешь всё на автомате. С пульта настраиваться значительно проще, поскольку на нём для коррекции выделена особая зона.
В Elite Pre-Amp есть встроенный фонокорректор, способный работать с головками обоих типов. Более того, для получения максимального отношения сигнал/шум его чувствительность можно задавать 1,3 и 7,75 мВ для ММ и 100, 300 и 775 мкВ для МС.
В усилителе мощности Quad Elite Stereo меня, прежде всего, заинтересовала его конструкция. Как и другие компоненты серии, он собран «без единого гвоздя», т.е. видимых винтов, отсутствуют и вентиляционные отверстия, необходимые для отвода тепла. Оказалось, что аппарат сделан с точностью наоборот, т.е. несущим шасси является П-образная верхняя крышка, на которой закреплена печатная плата и плоский тороидальный трансформатор, занимающий примерно четверть внутреннего объёма. Толстый литой корпус служит и теплоотводом — на его боковых плоскостях установлены 200-ваттные мотороловские транзисторы MJL2193/2194, по одному в плече. В блоке питания — четыре конденсатора по 10000 мкФ х 50 В, на плате также обнаружились аудиофильские ёмкости Elna Silmic. Выходная мощность 2 по 45 Вт на 8 Ом не поражает воображение, но вполне достаточна для среднестатистических жилых условий. Сигнал на акустику подаётся сразу с выходного каскада, защитных реле в этой цепи нет.
Аппарат также может работать по шине Quadlink (точнее, её версии AmpBus), причём сигнал идёт по балансным линиям, а конфигурация задаётся переключателем на задней панели. Вариантов достаточно — от обычного стерео до шести каналов, при наращивании системы дополнительными усилителями.
Компоненты, только что вынутые из коробки, обязательно нужно греть, причём оконечный усилитель — в буквальном смысле. После того как он поработает пару часов при температуре корпуса 40 — 50 градусов, его характер заметно смягчается, а бас становится более собранным, в нём проявляются дополнительные оттенки. Но это мелочи, которые нужно «ловить» ухом, главное вы услышите сразу — размашистое, открытое и ясное звучание с лёгким, совершенно неокрашенным верхним диапазоном. Панорама симфонического оркестра [1] развёрнута во всю ширь сцены, и малейшие её фрагменты тщательно прорисованы. И пусть вас не смущает формат миди — по абсолютной динамике и передаче атаки Elite Stereo запросто даст фору многим полноразмерным конкурентам. Да, на кульминационных tutti можно услышать характерную транзисторную жёсткость, но на разумных уровнях нет ни малейших её признаков. В целом же для 45 Вт выходной мощности при столь непростой акустике макропоказатели можно субъективно оценить как очень высокие. Вклад источника проявляется в плавном течении музыки, точном ритмическом рисунке и чистоте звучания инструментов с ярким спектром — тарелок, медных духовых, треугольника… Единственное, что можно было бы пожелать для пущей достоверности — побольше воздуха в тихих местах фонограммы, ведь именно ощущение атмосферы переносит нас в настоящий концертный зал.
И конечно, в значительной степени заслугой Elite CDS можно считать и разборчивость звучания, неизменно высокую при любых уровнях громкости. Даже на самых полифонических композициях Dream Theater [2] каждый инструмент или звуковой эффект чётко фиксируется сознанием. Причём такая детальность не вызывает ощущения механистичности воспроизведения — любая композиция воспринимается цельно и слитно, но если нужно проанализировать мельчайшие детали картины, это можно сделать без малейшего труда.
Тональный баланс поначалу кажется немного сдвинутым вверх, несмотря на столь глубокий и обстоятельно проработанный бас. Скорее всего, это следствие кристальной прозрачности верхнего диапазона, на котором непроизвольно акцентируется внимание. И ощущение это чисто субъективное: на старых записях Армстронга и Фитцджеральд [3] сибилянты звучат ровно так, как записаны — будучи подчеркнутыми лёгкой реверберацией, они словно отделяются от губ исполнителей. Труба резкая, на грани визгливости, но эту грань она никогда не переходит. А ведь именно так и звучит реальный инструмент, если слушать, сидя недалеко от сцены.
Приятно, что нынешние инженеры Quad не пренебрегли опытом своих предшественников и сумели сохранить фирменный стиль не только в дизайне, но и в характере звучания. Тем более что это один из немногих брэндов, всегда умевший сочетать музыкальность с аудиофильской точностью.
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II ($190)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов.
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Плотный и сложно выстроенный саунд, хорошая проверка тракта на разборчивость воспроизведения .
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve, 1958. Старая, но очень красивая фонограмма с идеально прописанными голосами и четкой звуковой сценой. Как нельзя лучше подходит для выявления окраски в певческом диапазоне и нарушений локализации.
Заявленные характеристики проигрывателя Quad Elite CDS
- Привод Sony KM-313AAM
- ЦАП Crystal CS4398
- Максимальное выходное напряжение, В 2,4
- Выходное сопротивление, Ом 120
- Диапазон частот (+0/-0,7 дБ), Гц 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ >-116
- Разделение каналов (1 кГц), дБ >120
- Переходное затухание, дБ >120
- Динамический диапазон, дБ >100
- КНИ (20 Гц — 20 кГц), % <0,0013
- Габариты, мм 321 х 80 х 310
- Масса, кг 4,5
- Цена, руб. 35000
Заявленные характеристики предусилителя Quad Elite Pre-Amp
- Полоса воспроизводимых частот, Гц
— с линейных входов (+0/-3 дБ) 0,1 — 55000
— с входа Phono (+0/-0,4 дБ) 20 — 20000 - Чувствительность
— с входа Phono ММ, мВ 1,3/7,75
— с входа Phono МС, мкВ 100/300/775 - Отношение сигнал/шум (взвешенное), дБ
— по линейным входам > 105
— по входу Phono MM >78 - КНИ (20 Гц — 20 кГц), % 0,05
- Выходное сопротивление, Ом 330
- Габариты, мм 321 х 70 х 310
- Масса, кг 4,42
- Цена, руб. 39000
Заявленные характеристики усилителя мощности Quad Elite Stereo
- Максимальная выходная мощность, Вт
— на нагрузке 8 Oм 2 х 45
— на нагрузке 4 Oм 2 х 60 - Полоса воспроизводимых частот (+/-3 дБ), Гц 0,7 — 75000
- Коэффициент искажений (70 Вт, 1 кГц), % <0,005
- Отношение сигнал/шум, (20 Гц — 20 кГц, 100 Вт), дБ <-110
- Входное сопротивление/чувствительность, кОм/В 33/0,775
- Габариты, мм 321 х 70 х 310
- Масса, кг 6,25
- Цена, руб. 32000
Частотная характеристика Quad Elite Pre-Amp
в крайних положениях Tilt
В нулевом положении регулятора частотная характеристика предусилителя линейна во всём диапазоне, хотя на 20 кГц наблюдается спад -0,5 дБ. Максимальная глубина коррекции ±3 дБ одинакова по НЧ и ВЧ относительно центральной частоты 700 Гц. Такая тонкая настройка сможет подправить лишь незначительные отклонения АЧХ в системе «колонки — комната».
Частотная характеристика Quad Elite Pre-Amp
при включении дополнительной коррекции
Красным цветом показана работа НЧ-фильтров. Buss Lift даёт подъём +4,5 дБ на 60 Гц, а Bass Cut — плавный спад, который начинается с 300 Гц и достигает максимальной глубины -4,5 дБ в диапазоне 10 — 40 Гц.
Фильтр высоких частот (синяя кривая) имеет большую крутизну, и на 20 кГц спад достигает уже -10 дБ. Такая коррекция может понадобиться при прослушивании эфирных FM-программ, чтобы отсечь остатки поднесущей частоты.
Частотная характеристика фонокорректора
Quad Elite Pre-Amp
Коррекция соответствует рекомендациям RIAA (зелёная кривая), отклонения порядка 0,2 — 0,5 дБ имеются лишь на краях диапазона.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Quad Elite Stero
Минимум искажений наблюдается в диапазоне мощностей 0,5 — 5 Вт, здесь коэффициент гармоник не превышает 0,003 — 0,005%. На 8-омной нагрузке (зелёная кривая) максимальная выходная мощность при КНИ = 1% достигает 75 Вт.
При уменьшении нагрузочного сопротивления вдвое уровень искажений растёт незначительно, а прирост выходной мощности при этом получается порядка 35 Вт. Усилитель не чувствителен к сопротивлению акустических систем и не боится возможных провалов импеданса.
Спектр гармоник усилителя мощности
Quad Elite Stero
Quad одна из немногих компаний, которой удалось сохранить ламповую идеологию в транзисторных усилителях. В частности, компенсацию искажений выходного каскада за счёт драйвера, работающего в классе А.
И вот результат: в спектре, снятом при выходной мощности 7,5 Вт, видны только 2-я и 3-я (доминирующая) гармоники, а коэффициент искажений не превышает 0,005%.
Такая картина, характерная, скорее, для триодного двухтактника без обратной связи, гарантирует чистый верхний диапазон с минимальными признаками «транзисторного звучания».