Перед покупкой аудиотехники полезно поинтересоваться историей производителя — брэнд с длинной родословной всегда предпочтительнее, чем новичок, пусть даже и с очень амбициозной продукцией. Кроме того, если компания работает не в Китае, а у себя дома, вопросы к качеству компонентов возникают значительно реже. И совсем здорово, если бизнес возглавляет опытный инженер, не равнодушный к музыке.
Северная аристократия
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Electrocompaniet ECC-1 (138768 руб.)
- Предварительный усилитель Electrocompaniet EC 4.8 (167916 руб.)
- Оконечный усилитель Electrocompaniet AW-250R Stereo (277074 руб.)
- Акустические системы Legacy Audio Focus SE RW (460460 руб. пара)
- Сетевые фильтры Coda F1 AC Powerline (14000 руб.)
Кабели:
- — межблочные балансные Kimber KS 1111 (18000 руб. 1 м пара)
- — акустические Neyton Berlin LS (199017руб. 2 м пара), Neyton Frankfurt LS (95823 руб. 2,5 м пара)
- — сетевые SilentWire АС16 (17220 руб. 1 м)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997
- Cassandra Wilson, «Traveling Miles». Blue Note, 1999
Заявленные характеристики CD-проигрывателя Electrocompaniet ECC-1
- Поддерживаемые форматы CD-A, CD-R, CD-RW, mp3-CD, mp3-DVD, WMA-CD
- Параметры преобразования 24 бита/192 кГц
- Выходное напряжение, В
- — на балансном выходе 4,6
- — на выходе RCA 2,3
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Диапазон частот (±0,05 дБ), Гц 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум, дБ <-130
- Разделение каналов (1 кГц), дБ >110
- Динамический диапазон, дБ 120
- КНИ (20 Гц — 20 кГц), % <0,002
- Габариты, мм 483 х 105 х 385
- Масса, кг 9
- Цена, руб. 138768
Заявленные характеристики предусилителя
Electrocompaniet EC 4.8
- Входное сопротивление, кОм 47
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Полоса воспроизводимых частот, Гц 0,5 — 200000
- Усиление, дБ от -111 до +6
- Коэффициент искажений, % 0,002
- Отношение сигнал/шум (при усилении 0 дБ), дБ <-130
- Разделение каналов, дБ >120
- Максимальный выходной уровень, В >30
- Габариты, мм 483 х 76 х 385
- Масса, кг 9
- Цена, руб. 167916
Заявленные характеристики усилителя мощности
Electrocompaniet AW-250R
- Выходная мощность, Вт
- — на нагрузке 8 Ом 2 х 250
- — на нагрузке 4 Ом 2 х 380
- — на нагрузке 2 Ом 2 х 625
- — на нагрузке 1 Ом 2 х 1100
- Максимальный выходной ток, А 100
- Коэффициент искажений (8 Вт, 1 кГц) % <0,001
- Напряжение шумов на выходе (10 Гц — 30 кГц), мкВ 100
- Выходное сопротивление, Ом 0,008
- Входное сопротивление/чувствительность, кОм/В 220/1
- Габариты, мм 483 х 210 х 450
- Масса, кг 39
- Цена, руб. 277074
Норвежская Electrocompaniet — «правильная» компания по всем трём критериям. Её идеология основана на принципах Матти Оталы, известнейшего специалиста в области усилительной схемотехники. В 1973-м он сделал сенсационный доклад на конференции AES, в котором объяснил, почему усилители с одинаковым коэффициентом нелинейных искажений могут звучать по-разному. Он ввел термин Transient Intermodulation (TIM), представил методику измерений и способы борьбы с интермодуляционными искажениями. В частности, Отала предложил заменить общую петлю обратной связи несколькими местными цепочками. Идею подхватил музыкальный продюсер Свен Эрик Бьёра, который и посоветовал совсем ещё молодой компании Electrocompaniet воплотить её в железе. Так в 1976-м появился 25-ваттный усилитель, про который американский журнал «The Audio Critic Magazine» пишет: «По звучанию это лучший усилитель в мире». После такого дебюта дела компании идут в гору, её продукция становится популярной. Но к началу 2000-х, как говорят архитекторы, «тема устала», и, несмотря на роскошную отделку компонентов (натуральный камень, полированная латунь), спрос на них стал падать.
В 2004-м Electrocompaniet приобретает Микал Дреггевик, музыкант-любитель и основатель другой компании, Westcontrol, занимающейся разработкой электронного оборудования для военной авиации. Опытный менеджер и программист, знакомый с самой передовой схемотехникой и элементной базой, сумел вдохнуть в застоявшийся проект новую жизнь.
Современные компоненты Electrocompaniet проектируются совместно со специалистами Westcontrol и изготавливаются в Норвегии. Они соответствуют не только требованиям ISO900, но и европейским военным стандартам. Конкурентоспособность в стране с самыми высокими заработной платой и налогами обеспечивается за счёт автоматизации производства и высочайшего качества сборки, исключающего возможность брака.
Источник, предварительный и оконечный усилители, которые мы будем слушать, относятся к серии Classic Line со строгим, но отнюдь не бюджетным дизайном. Лицевые панели выполнены из толстого прозрачного акрила, сквозь который просвечивают голубые символы дисплея. Органы управления — четыре латунные кнопки — сосредоточены в правой части. В середине, под логотипом, такая же кнопка включения.
У проигрывателя ECC-1 по центру также находится CD-привод с тонкой загрузочной платформой. Механизм Philips крепится на антивибрационном подвесе, позаимствованном у более дорогой модели EMC-1UP. Цифровой тракт, построенный на чипсете от Cirrus Logic, переводит входной сигнал в формат 24 бита/192 кГц и лишь потом конвертирует в аналоговую форму. Выходные каскады работают в классе А, предусмотрены как обычные, так и балансные выходы. Внушительная масса проигрывателя (9 кг) объясняется наличием мощного сетевого трансформатора и жёсткого шасси из 2-миллиметровой стали.
Предварительный усилитель EC 4.8 позиционируется как референсный, с бескомпромиссным конструктивом. В нём реализован принцип «двойное моно» с раздельными сетевыми трансформаторами для каждого канала. Схемотехника полностью балансная, соответственно, пять входов и выход реализованы на разъёмах XLR. Есть и линейный выход на RCA, но его рекомендуется использовать только для подключения рекордера. Регулятор громкости электронный, обеспечивающий прецизионное согласование каналов. Уровень сигнала отображается на дисплее в виде голубой горизонтальной полосы. Предусмотрен интерфейс USB для обновления прошивки.
Тот факт, что мощность каждого канала оконечника AW250R Stereo варьируется от 250 до 1100 Вт в зависимости от сопротивления нагрузки, говорит о колоссальной энерговооружённости источника питания. И в самом деле, пиковый выходной ток усилителя может достигать 100 А за счёт применения фирменной конструкции блока питания FTT (Floating Transformer Technology). Но «плавает» не трансформатор, а средняя точка питания, за счёт чего достигается оптимальный режим работы выходных каскадов при любом сопротивлении нагрузки. При необходимости мощность усилителя можно удвоить, переведя его в мостовой режим.
Про акустику Legacy Focus SE я писал два месяца назад. Это последняя версия «Фокусов», выпущенная к 25-летнему юбилею Legacy Audio. У неё более жёсткий корпус без параллельных стенок, а излучатели подобраны с точностью ±0,25 дБ (в стандартном исполнении ±1 дБ). В кроссоверах используются конденсаторы Solen (металлизированный полипропилен), внутренняя разводка выполнена плетёным серебряным кабелем Kimber Kable. Фильтры в каждом экземпляре АС вручную подгоняются под установленные излучатели.
И наконец, об акустических кабелях Neyton, которые производятся немецкой компанией Neyman Kabelsysteme und LWL-Technologie. Она основана инженером Мареком Нeйманом, посвятившим более 20 лет разработке уникальных изделий класса High End. Все кабели Neyton производятся в Германии на основе самых лучших материалов и современных технологий. Для изготовления проводников используются различные сочетания чистой меди, серебра и золота, а в качестве диэлектрика — тефлон с воздушной прослойкой.
Кабель Berlin LS состоит из огромного количества моножил (сплав серебра с золотом 99% и 1% соответственно) общим сечением 2 х 5 мм2. Благодаря плоской геометрии, характерной для всех акустических кабелей Neyton, он имеет очень низкую индуктивность — всего 0,79 мкГн/м. Терминалы могут быть в виде «лопаток» или цанговых «бананов» из чистого серебра.
В качестве альтернативного варианта мы подключили и Neyton Frankfurt LS с проводниками из посеребрённой меди. Как правило, при воспроизведении сборника «Tutti!» [1] сразу же обращаешь внимание на масштаб, построение и заполнение сцены. В данном же случае удивило другое — чрезвычайно насыщенный спектр оркестра. Даже в нижнем регистре, обычно не слишком информативном, вдруг проявились неожиданные подробности. В частности, стала отчётливо, со всеми характерными особенностями, слышна туба, которая раньше как-то терялась в тени других инструментов. Да и партия треугольника оказалась куда более сложной, чем представлялась раньше — его звонкая россыпь была заметна даже на самых мощных крещендо. Скрипки натуральны до невероятности. Звуковое и тембральное разрешение на высоких частотах объясняется наличием в «Фокусах» ленточных твитеров и выбором серебряных кабелей. Тут же должен заметить, что это довольно опасное сочетание, зачастую способствующее появлению резкости и ядовитой подкраски на верхах, но здесь ничего подобного не наблюдалось. Если же говорить о прозрачности звучания и проработке остальных регистров, то это уже заслуга всего тракта, от источника до выходных каскадов усилителя. Кстати, когда я слушал эту же акустику с ламповым усилителем Ayon, она звучала несколько иначе — не столь безукоризненно с точки зрения передачи тембров, но более эмоционально. Мне показалось, что Electrocompaniet склонны сдерживать накал страстей, предлагая слушателю комфортную (но ни в коем случае не упрощённую) интерпретацию музыкальных событий. Никогда не любил определения типа «британская школа», «немецкая» и т.д., но здесь действительно впору говорить о нордическом характере — слегка сдержанном, но предельно честном. Сама же музыка преподносится настолько бережно, что хочется слушать изъезженные вдоль и поперёк тестовые диски.
Но не подумайте, что у Electrocompaniet нет драйва — Dream Theater [2] зажигает так, что только держись. Однако опять же, несмотря на великолепную динамику и высочайшую разборчивость на предельных уровнях, не оставляет чувство, что система как бы снисходит до таких жанров, словно классический музыкант до рок-музыки.
Теперь можно оценить и построение сцены. С большой акустикой получить натуральный масштаб несложно, проблема обычно бывает с точной локализацией отдельных инструментов. Но акустика не зря называется Focus — фокусировка у неё просто идеальная, причём в трёхмерном пространстве. Замечу, что это следствие полной фазовой и временной идентичности каналов, что возможно лишь при грамотном проектировании компонентов и не менее грамотной реализации замысла в железе. На образцовой записи Кассандры Уилсон [3] перкуссии позиционируются даже по вертикали, что, впрочем, не удивительно при такой высоте АС.
О влиянии кабелей можно спорить до хрипоты, но в системе такого уровня они, несомненно, служат инструментом тонкого тюнинга. После замены серебряных Neyton Berlin LS менее дорогими Frankfurt LS с проводниками из посеребрённой меди звучание стало чуть задиристее, сместились интонационные акценты. Струнная группа симфонического оркестра показалась мне более яркой, атака гитарной струны — быстрой, из-за чего ритмическая основа композиции считывалась легче. Аристократизм, о котором я говорил выше, ощущался уже не столь явно, начала исчезать снисходительность к неакадемическим жанрам.
А представляете, какое здесь поле для экспериментов с bi-wiring?