7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра, если таковые имеются. Приводятся также частотные характеристики встроенных фонокорректоров, а для сравнения — стандартные кривые RIAA (зелёная) и МЭК (красная). Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике они показаны красным и зелёным цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя.
Спектр гармоник, как всегда, снимался на мощности, 1/10 от максимальной (за неё принималась мощность при 1% искажений).
- Cambridge Audio Azur 650A 22500 руб.
- Marantz PM6003 21000 руб.
- Onkyo A-5VL 18960 руб.
- Rega Brio 3 22850 руб.
- Tangent EXEO AMP 16000 руб.
- Yamaha A-S700 23000 руб.
- 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | Cambridge Audio
Azur 650A |
Marantz
PM6003 |
Onkyo
A-5VL |
Rega
Brio 3 |
Tangent
EXEO AMP |
Yamaha
A-S700 |
Частотный диапазон, Гц | 5 — 50000 | 10 — 70000 | 5 — 60000 | Н.д. | Н.д. | 10 — 50000 |
По уровню, дБ | -1 | 0, -1 | 1, -3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Выходная мощность каждого канала 4/8 Ом, Вт | Н.д./75 | 60/45 | 80/40 | 64/49 | Н.д./60 | 160/90 |
При искажениях, % | <0.002 | 0.08 | 0,08 | Н.д. | Н.д. | 0,03 |
Отношение С/Ш , дБ | >92 | 87 | 100 | Н.д. | Н.д. | 110 |
Отношение С/Ш (Phono), дБ | Нет | 84 | 70 | Н.д. | Н.д. | >87 |
Сопротивление по линейным входам, кОм | 47 | 20 | 33 | 24 | Н.д. | 47 |
Демпинг-фактор, ед. | >100 | 100 | 60 | Н.д. | Н.д. | 240 |
Вход Phono | Нет | ММ | ММ/МС | ММ/МС | MM/МС | MM |
Линейные входы | 6 | 5 | 4 + 2 цифр. | 4 | 5 | 5 |
Выходы на запись | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Выходы с предварительной секции | Да | Нет | Нет | Нет | Да + sub out | Нет |
Вход Main in | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Вход для головных телефонов | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
Дистанционное управление | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
Потребляемая мощность, Вт | 600 | 150 | 75 | 148 | 300 | 260 |
Габариты, мм | 120 x 430 x 350 | 440 x 366 x 105 | 435 х 80 х 340 | 430 х 100 х 270 | 430 x 92 x 283 | 435 x 151 x 382 |
Масса, кг | 8,4 | 7,5 | 10,2 | 7,5 | 5,0 | 10,9 |
Цена, руб. | 22500 | 21000 | 18960 | 22850 | 16000 | 23000 |
Зависимость КНИ от выходной мощности Cambridge Audio Azur 650A
Уровень искажений чрезвычайно мал, в диапазоне мощностей 0,2 — 20 Вт он не зависит от сопротивления нагрузки и держится на отметке 0,003 — 0,004%. На 8-омном эквиваленте клиппинг начинается при 72 Вт, а на 4-омном — при 120. Прирост мощности в 1,7 раза свидетельствует о высокой энерговооруженности усилителя, благодаря чему он прекрасно сработается даже с акустикой, имеющей провалы импеданса.
Спектр искажений Cambridge Audio Azur 650A
Общий коэффициент искажений порядка 0,003% при выходной мощности 7 Вт получен в основном за счёт 2-й и 3-й гармоник. Чётная составляющая, как и должно быть в правильно сбалансированном усилителе, подавлена, составляющие более высоких порядков отсутствуют вообще. Звучание усилителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но кто-то найдёт его несколько стерильным и аналитичным.
Частотная характеристика Cambridge Audio Azur 650A
В среднем положении регуляторов тембра АЧХ усилителя имеет едва заметный (0,5 дБ) по НЧ на 10 Гц, так что её можно считать абсолютно линейной. Для коррекции НЧ и ВЧ применяются схемы с разной глубиной регулировки — Bass охватывает область 10 — 400 Гц и работает в диапазоне +9,5/ -11 дБ, а Treble уходит в ультразвуковую область и на 20 кГц даёт подъём до +7 и спад до -8 дБ.
Частотная характеристика Marantz PM6003
Тембр в этой модели регулируется в пределах +10/-11 дБ на 70 Гц и +9/-10,5 дБ на 16 кГц. Этого вполне достаточно для компенсации нелинейности любой акустики. В режиме Source Direct получается завал -1 дБ на 10 Гц, но на слух он не будет заметен. Эффективность тонкомпенсации (фиолетовые кривые) оценивалась при уровне громкости -20. По НЧ она даёт подъем +8,5 дБ, а по ВЧ — порядка +8 дБ.
Частотная характеристика фонокорректора Marantz PM6003
На нижних частотах АЧХ проходит между кривыми RIAA и МЭК и попадает в отметку +17 дБ на 10 Гц. Бас будет глубоким, но без неприятных последствий даже в том случае, если в системе напольная акустика в фазоинверторном оформлении. На верхних частотах имеется спад около 1 дБ относительно обоих стандартов.
Зависимость КНИ от выходной мощности Marantz PM6003
Усилитель отличается низким уровнем искажений — порядка 0,005% на 8 Ом и 0,008% на 4 Ом при мощности от нуля до 5 Вт, после чего КНИ начинает плавно расти. Такая картина характерна для выходных каскадов, работающих в классе АВ. На 8-омной нагрузке максимальная мощность составила ровно 50 Вт, а на 4-омной она возрастает до 70. Эти данные вполне соответствуют заявленным.
Спектр искажений Marantz PM6003
Результаты, показанные на графике, получены при мощности 5 Вт. При этом 2-я и 3-я гармоники не превышают -75 дБ, а все остальные и вовсе незаметны на фоне шумов. Не исключено, что звучание покажется чересчур нейтральным, но за чистый верхний диапазон и высокое разрешение можно ручаться.
Частотная характеристика Onkyo A-5VL
В этом усилителе частотная коррекция предусмотрена в невероятно широких пределах: ±15 дБ по НЧ и ±13 дБ по ВЧ. Такой темброблок может пригодиться в системах с многополосным усилением или при конфигурации 2.1, когда нужно отфильтровать снизу сигнал, идущий на сателлиты. При установке регуляторов в среднее положение тракт абсолютно линеен.
Спектр искажений усилителя Onkyo A-5VL
Как всегда, спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае при 4 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом. Как и должно быть в хорошем двухтактном усилителе, чётные гармоники полностью подавлены, а суммарный КНИ получился исключительно за счёт 3-й, 5-й и 7-й. Составляющие более высоких порядков теряются в шумах, так что т.н. феномен «транзисторного звучания» здесь маловероятен. Единственное замечание — «забор» вокруг основной частоты (1 кГц), свидетельствующий о наличии интермодуляции.
Спектр искажений Rega Brio 3
Спектрограмма снималась на 5 Вт, что близко к комфортной мощности для жилых помещений при наличии чувствительной акустики. Видны лишь 2-я и 3-я гармоники, причём чётная выше, что обещает отсутствие «стерильности» в звучании усилителя. А то, что нет составляющих высоких порядков, обычно свидетельствует о чистоте ВЧ-диапазона. Единственный минус данного экземпляра — повышенный уровень фона 100 Гц и вызванная им интермодуляция.
Частотная характеристика фонокорректора Onkyo A-5VL
Коррекция предусилителя точно соответствует стандарту RIAA, достигая отметки +18 дБ на 10 Гц. Таким образом, ограничение баса незначительно, и если в коллекции есть коробленые пластинки, существует опасность перегрузки на инфранизких частотах.
Частотная характеристика Rega Brio 3
Темброблок в этом усилителе отсутствует, поэтому АЧХ с линейных входов и входа Phono объединены. В первом случае тракт линеен, видны лишь небольшие завалы на краях диапазона: -0,8 дБ на 20 Гц и -1 дБ на 20 кГц. Характеристика фонокорректора намного ближе к МЭК, чем к RIAA, поэтому серьёзных проблем с инфранизкими составляющими не будет даже при проигрывании коробленых пластинок.
Частотная характеристика Tangent EXEO AMP
Тембр в этом аппарате регулируется нестандартно, особенно это касается выбора центральных частот. Коррекция НЧ в пределах ±10 дБ производится на 150 Гц, что высоковато для регулятора BASS, а подъём на ВЧ вообще уходит в ультразвуковую область. Более того, даже при установке всех настроек в нулевое положение получается подъём +1,5 дБ на 20 кГц.
Зависимость КНИ от выходной мощности Onkyo A-5VL
Усиление в классе D даёт необычную картину: высокий уровень искажений на исчезающее малых мощностях, затем резкий спад до минимума (0,003% на 8 Ом и 0,007% на 4 Ом) и дальнейшие подъёмы с разной степенью крутизны. Область приемлемых значений приходится на диапазон 0,2 — 20 Вт, а именно при такой мощности мы обычно слушаем музыку дома. Переход с 8-омного эквивалента на 4-омный приводит к значительному росту искажений, что обязательно следует учитывать при выборе акустических систем. Выходная мощность соответствует заявленной — 40 и 80 Вт.
Зависимость КНИ от выходной мощности Rega Brio 3
Уровень искажений очень низок и мало зависит от выходной мощности в диапазоне от нуля до номинальных значений, что можно считать прекрасным результатом для усилителя такой стоимости. Более того, при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое КНИ возрастает крайне незначительно, поэтому Brio 3 сможет работать с акустикой, имеющей провалы импеданса. Максимальная выходная мощность — 48 и 80 Вт, т.е. при переходе с 8 на 4 Ом она увеличивается почти вдвое. Такое возможно лишь при очень серьёзном источнике питания.
Частотная характеристика фонокорректора Tangent EXEO AMP
Такую коррекцию по НЧ мы встречаем впервые — кривая даже не умещается в обычное поле измерений, поскольку подъём АЧХ на 20 Гц превышает значение, предусмотренное стандартом RIAA. Поскольку в усилителе нет фильтра инфранизких частот, возможны проблемы — при наличии в системе акустики с низко настроенными фазоинверторами могут возникнуть искажения на инфранизких частотах.
Зависимость КНИ от выходной мощности Tangent EXEO AMP
И снова усиление в классе D с высокими искажениями (или помехами) на мизерных мощностях с последующим спадом до минимального значения. И минимум этот рекордный — 0,002% на 18 Вт при 8 Ом и на 35 Вт при 4 Ом. В целом же картина более характерна для обычного оконечника, работающего в классе АВ. Переход с 8-омной нагрузки на 4-омную не даёт серьёзного роста искажений, так что этот усилитель способен работать с любой акустикой. Отдаваемая же мощность при этом увеличивается более чем вдвое — с 80 до 180 Вт. Это значит, что КПД аппарата тем больше, чем меньше сопротивление нагрузки.
Частотная характеристика фонокорректора Yamaha A-S700
АЧХ предусилителя очень близка к рекомендованной RIAA и достигает отметки +19 дБ на 10 Гц. Соответственно, при воспроизведении коробленых пластинок возможны проблемы с инфранизкими частотами.
Спектр искажений Tangent EXEO AMP
Очень неплохой результат для импульсного усилителя — составляющие высоких порядков отсутствуют, в спектре видны лишь гармоники со 2-й по 5-ю. Правда, имеются признаки интермодуляции (частокол возле обертонов), но на слух она заметна не будет. Звучание может показаться чересчур холодным, но с чистотой верхнего диапазона и разрешением проблем не будет.
Зависимость КНИ от выходной мощности Yamaha A-S1000
Столь выдающийся результат — следствие фирменной схемотехники ToP-ART. Уровень искажений крайне невелик и мало зависит от выходной мощности вплоть до 52 Вт на 8 Ом и 102 Вт на 4 Ом. Таким образом, даже перед самым началом клиппинга усилитель будет звучать чисто и разборчиво. Максимальные же значения мощности при КНИ = 1%, соответственно, 78 Вт и 130 Вт. Прирост в 1,7 раза, что говорит о высокой энерговооружённости усилителя.
Частотная характеристика Yamaha A-S700
Темброблок в этой модели классический для Hi-Fi 70-х — глубокая коррекция по обеим полосам при широком охвате диапазонов. Так, тембр по НЧ можно менять в пределах ±11 дБ от 10 до 200 Гц, а по ВЧ — от +10 до -11 дБ начиная с 2000 Гц. При установке регуляторов в среднее положение тракт линеен, виден лишь незначительный (-0,8 дБ) спад на 10 Гц. Нижние кривые сняты в различных положениях регулятора Loudness. Он даёт примерно тот же эффект, что и темброблок, но по НЧ и ВЧ одновременно.
Спектр искажений Yamaha A-S700
Справа от основного тона видны лишь 2-я и 3-я гармоники, причём одинаковой амплитуды, все остальные неразличимы на фоне шумов. Правда, уровень этих шумов, в основном интермодуляционных, довольно велик, и спектр их простирается до верхней границы измерений. Это вызывает некоторые опасения за чистоту ВЧ-диапазона. Равенство амплитуд чётной и нечётной составляющих обещает выразительное звучание, насыщенное тембральными оттенками.